II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | Эпиграф: И совсем не вернется. Или он вернется совсем Другой. О.Мандельштам Вводное слово учителя (слайд №1-2). Представьте себе человека, который вместе с другими советскими людьми 22 июня слушал выступление Молотова, 3 июля — выступление Сталина. Он ушел на фронт, был ранен, снова воевал. В эвакуации его жена и дети получали письма с фронта и больше всего на свете боялись получить похоронку. Это была счастливая семья, она снова воссоединилась в июне 1945 г. Подросли, повзрослели дети, прибавилось болезней у жены, но все были счастливы и полны надежд: завоеван желанный мир, они опять вместе, значит, все сложится хорошо. Постановка проблемы: Учитель обращается к эпиграфу: что имел в виду автор? Задумаемся, как изменился наш герой? Каким он пришел с войны? Какие черты характера, какие качества личности «выковала» в нем история? А чем его встретила страна, свободу которой он отстоял? Изменилось ли что-нибудь в государстве и обществе за эти годы? На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течении урока, тема которого «Народ и власть: поддержка? смирение? противостояние?» (слайд №3). | Слушают, записывают тему и эпиграф в тетрадь. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа Работа с историческим документом. Работа со схемой Работа с учебником Беседа Задание Задание Работа с таблицей Работа с документом | «Открытие» нового знания I. От войны к миру: настроения и ожидания. Как повлияла война на человека? Каким он пришел с войны? Какие черты характера выковала в нем история? Как и почему изменилась психология советского человека после войны? В Литературной газете в мае 1945г. поэтесса Ольга Берггольц писала: «необычайно выросло за эти годы самосознание личности». Историки пишут о послевоенном советском обществе как обществе надежд. Тогда многим казалось, что самое страшное и тяжелое позади. Весной 1945г. люди не без основания считали себя гигантами. Все ждали перемен, стремились к лучшей жизни. (слайд №4). Задание: Рабочий лист № 1. Систематизируйте информацию, сделайте записи в тетради. Определите, каких перемен больше всего ожидают люди? Предположите, как на эти настроения реагировала власть? С Направления внутренней политики хема: « Направления внутренней политики» (слайд №6) Декоративная, видимая демократизация Усиление борьбы с вольнодумством, укрепление режима II. Изменения в политической системе. Что изменилось в структурах власти? Коснулись ли эти изменения основ существовавшей политической системы (слайд №7)? III. Апогей тоталитаризма. 1.Вспомните из курса обществознания, какой политический режим был установлен в СССР в 30-е гг.? 2. Дайте определение понятию «тоталитаризм». 3.Назовите основные черты тоталитаризма (слайд № 8). Используя мультимедийное пособие, выделите политические процессы, которые проводились в 1945-1953гг., какие новые категории заключенных появились после войны? В чём вы видите причины ужесточения политического режима после войны (слайд № 9-10)? IV. Национальная политика. 1. На основании данных учебника заполните таблицу. 2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы (слайд№11). Рабочий лист №2 1. На основании данных учебника заполните таблицу. Репрессии против народов СССР в 1945—1950 гг. Народы | Число репрессированных | Число репрессированных | Украинцы | | | Литовцы | | | Латыши | | | Эстонцы Народы Северного Кавказа | | | Прочитайте документ и ответьте на вопросы. | Отвечая на вопрос, учащиеся, как правило, едины в своем мнении: люди, прошедшие испытание войной, ощутили свою значимость, стали более самостоятельными. Сталкиваясь с проблемами войны, они научились принимать ответственные решения. Пройдя через боль и страх, они научились ценить фронтовую дружбу, познали разницу между словом и поступком. Группа №1 Из справки о настроениях среди интеллигенции Харькова (1944 г.): Отсутствие информации о жизни и борьбе советского народа, а также фашистская ложь породили среди отдельных групп интеллигенции нездоровые настроения. Вот, например, рассуждения доцента Селигеева: «Мы находимся накануне большого сдвига политико-идеологического порядка... Лучшие мысли, идеи западной культуры не только в сфере науки и техники, но ив области морали и политики, в области мировоззрения неизбежно будут проникать к нам и наложат свою печать на нашу жизнь. Краеугольным камнем этой... перестройки будет отказ от реализации каких бы то ни было социальных идей силой оружия, всеобщее проникновение истинной демократии и полной терпимостью ко всем мировоззренческим, идеологическим вариациям, течениям, торжество свободы и гуманности в лучшем западноевропейском понимании этих слов». Группа №2 Вопросы, заданные на собраниях колхозников, рабочих, служащих, на лекциях и беседах: «...9. Будут ли судить после войны за самовольный уход с предприятия? 10. Война закончилась. Почему же продолжается мобилизация в армию и на промышленные предприятия? ... 14. Скоро ли будет проведена демобилизация специалистов сельского хозяйства? 15. Когда в нашей области откроют промтоварные магазины по коммерческим ценам? 16. Будет ли уменьшен рабочий день для женщин, обремененных детьми? 17. Будет ли в массовом порядке предоставлено курортное лечение инвалидам Отечественной войны? 18. Скоро ли часть военных заводов будет переведена на изготовление гражданской продукции? 19. Когда будет отменена карточная система? 20. Когда отменят военный налог? Когда будет введен 8-часовой рабочий день? 22. Будут ли отпуска и когда будут выдаваться деньги за неиспользованные отпуска? 27. Будут ли предоставляться отпуска военнослужащим?» Группа № 3 Из протокола заседания Челябинского обкома ВКП(б) (1946 г.): Председатель артели «Вперед» Лапов... в кругу своих близких в августе 1945 г. заявил: «Сейчас при Советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными. Много колхозных земель пустует, а раньше у каждого крестьянина обрабатывался каждый участок земли. Крестьяне не являются сами себе хозяевами, их заставляют насильно работать... Если бы все наше сельское хозяйство все время развивалось так же, как в период проведения НЭПа, то теперь, в 1945 г., каждый крестьянин-единоличник имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трактор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались». Учащиеся анализируют документы и делают выводы: - колхозники рассчитывали на роспуск колхозов; - рабочие надеялись, что будут отменены жестокие законы военного времени и улучшено материальное положение; - интеллигенция – ослабление политического диктата, развитие демократии, свободу творчества (слайд №5). 1.Отменено чрезвычайное положение. 2. Упразднен Государственный комитет обороны. 3. СНК СССР преобразован в Совет Министров, наркоматы в министерства. 4. Выборы в советы всех уровней, обновление депутатского корпуса. 5. Выборы народных судей. 6. ВКП(б) переименована в КПСС. 7. Прошли съезды профсоюзов и комсомола. Тоталитаризм, его черты 1 группа Репрессиям подверглись: - бывшие военнопленные; - народы Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии; - рабочие и крестьяне, не выполнявшие нормы выработки; 2 группа Политические процессы: - «дело авиаторов» и других крупных военачальников; - «ленинградское дело»; - «дело врачей». Репрессировано 6,5млн. человек. 3 группа Причины ужесточения политического режима: 1. Борьба с элементами свободы, возникшими в обществе после войны. 2. Воссоздание атмосферы всеобщего страха. 3. Поиск внутреннего врага, ответственного за нарастание испытываемых страной трудностей. 4. Противостояние « чуждой идеологии». 5. Использование репрессий как средства борьбы за власть в самом руководстве партии и государства. Из речи И. В. Сталина перед избирателями г. Москвы 9.02.46 г. Советский многонациональный государственный строй еще больше окреп за время войны, ибо наше многонациональное государство выросло не на буржуазной основе, стимулирующей чувство национального недоверия и национальной вражды, а на советской основе, которая культивирует чувство дружбы и братского сотрудничества между народами нашего государства. Наш строй — образец многонационального государства, где проблемы сотрудничества наций разрешены лучше, чем в любом другом многонациональном государстве. 1. Насколько согласуются данные заполненной вами таблицы с приведенным текстом выступления Сталина? 2. Чем были вызваны репрессивные меры против перечисленных в таблице народов СССР? 3. Какие факты дали основание Сталину сделать вывод об «укреплении многонационального государства» после войны? 4. Какие проблемы для будущего развития страны породили массовые депортации народов СССР в годы войны и в послевоенный период. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Групповая работа Работа со схемой Самостоятельная работа с учебником, составление конспекта: с.300 Индивидуальная работа Групповая работа Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из документов; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают про себя тексты и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы. Устные ответы. Записи в тетради Записи в тетради Устные ответы Записи в тетради Устные ответы Устные ответы Записи в тетради Устные ответы |