Сценарий урока
Тема урока: Жизнь в океане. Экологические проблемы. 7 класс. УМК «Полярная Звезда»
Цель урока: сформировать представление о разнообразии жизни в Океане, продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки.
Задачи урока:
показать закономерности распространения жизни в Мировом океане,
сформировать представление о взаимодействии вод океана с атмосферой и сушей, влиянии суши на океан,
оценить роль океана в жизни и хозяйственной деятельности людей,
акцентировать внимание на экологических проблемах океана.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в группах, умение аргументировать точку зрения, делать выводы, осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира,
формирование экологически грамотного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе, и человека.
Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты, ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность, развитие самостоятельности; грамотности речи, формирование умения самоконтроля знаний, рефлексии, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Предметные: сформировать представление о разнообразии жизни в океане, об основных направлениях ее изменения, видах живых существ по условиям их обитания.
№ п/п | Этап урока | Деятельность | Время (мин.) |
учитель | учащиеся |
1. | Организационный момент. | Проверяет готовность к уроку, формирует позитивный настрой. | Приветствуют учителя, организованы к работе. | 1 |
2. | Проверка домашнего задания. | Организует работу по проверке домашнего задания. Посмотрите внимательно на первый слайд, а сейчас на второй. Какие вы видите отличия? Правильно на одном слайде есть южный океан, а на другом нет. Скажите, пожалуйста, а сколького всего океанов(4), а почему не 5? (Южный океан – это не океан, это южные части океанов). Все океаны являются частями одного целого, и это целое Мировой океан. | Называют отличия. О твечают на вопросы. | 5 |
3. | Актуализация опорных знаний. | У вас на партах лежат листы самооценки, после каждого задания необходимо оценить работу группы. Для этого вам необходимо выбрать секретаря, он будет заносить в лист баллы. В листах заданий найдите текст № 1. В нём допущено 5 географических ошибок, прочитайте текст и исправьте ошибки. [прил.1] Проверим. Оцените свою работу. Нашли пять-5, четыре-4, три-3. | Выполняют задание в группах (текст в приложении). Оценка работы группы. | 8 |
4. | Мотивация. | Вы прочитали о процессах, происходящих в океане, вспомнили его части, а сейчас давайте попробуем сформулировать тему урока. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Откройте тетради, запишите число и тему урока. | Самостоятельно пытаются формулировать тему и цели урока. | 2 |
5. | Создание проблемной ситуации. | Давайте посмотрим фильм. По ходу просмотра вам надо будет записать термины и ключевые моменты. Кто готов прочитать термины и ключевые фразы? Кто хочет дополнить? Оцените работу. Термины и ключевые фразы названы – 2 балла, названо что-то одно -1 балл, ничего не записали – 0 баллов | Просматривают фильм, записывают термины и ключевые фразы. | 7 |
6. | «Открытие» нового знания. | Подводный мир, он так велик, многообразен и многолик. Но кто же занимается его изучением и защитой? У вас на партах лежит лист, на котором написано содержание деятельности двух профессий. Вам из списка нужно выбрать две, к которым подойдёт данное содержание[прил.2]. Проверим. Прочитайте содержание первой профессии. Что эта за профессия? Прочитайте содержание второй профессии. А это что за профессия? Почему вы не выбрали профессию гидролог? (Потому что гидрологи решают прикладные задачи, занимаются исследованием водоёмов, с целю строительства плотин, дамб, насыпей, осушением, орошением) Все специальности очень интересные, требуют фундаментальных знаний, если вы наблюдательны, любите путешествовать, исследовать, анализировать, выбирайте профессию океанолог, гидролог или эколог. | (задание в приложении) Самостоятельно выполняют задание, предложенные учителем. Проверяют. Отвечают на вопросы. Самооценивание в группе. | 6 |
7. | Первичное применение нового знания. | Самая известная вам профессия эколог. Экологи занимаются исследованием различных экосистем. Год от года антропогенная нагрузка на них увеличивается, в том числе и на океан. Обратимся к слайду. Как воздействует человек на океан? (отвечают с опорой на слайд) На слайде вопрос: Кто, если не я? Ответить на этот вопрос вы сможете дома, это будет вашим домашним заданием. Остановимся на одной из проблем более подробно. Обратимся к слайду. Можете воспользоваться картой. Пятно нефти разливается очень быстро, его перемещает течения и ветер. Демонстрируется опыт. Это только опыт. На самом деле такую проблему решают разными способами (читаю со слайда) Главная задача - ликвидировать аварию быстро и с меньшими потерями для органического мира Год от года антропогенная нагрузка увеличивается, в том числе и на океан. У вас на партах лежит текст №3, в нём пропущены слова, вставьте подходящее по смыслу слова, и будьте готовы рассказать о чём текст. Проверим. (открывается слайд) Не забудьте оценить правильность выполнения задания. Вставили пять-5, четыре-4, три-3. Скажите, о чём вы прочитали? Как воздействует человек на океан? А есть ли пути решения данных проблем? Назовите эти пути. Вы сегодня плодотворно поработали, молодцы. Соберите все листы, не забудьте посчитать количество баллов. По результатам вашей групповой работы вы получите оценки. | Отвечают на вопросы. В тарелочку с водой капается масло, ребята видят, как пятно разливается, далее берётся губка и собирается масло с поверхности воды. Самостоятельно выполняют задание, предложенные учителем. Проверяют. Самооценивание. Отвечают на вопросы. | 6 |
8. | Рефлексия (итог урока). | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… я научился… у меня получилось … меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Рефлексируют. Делятся впечатлениями. | 3 |
9. | Инструктаж домашнего задания | Вспомним, какое домашнее задание я вам задала? Вам необходимо письменно порассуждать. Как воздействует человек на океан? Что я могу сделать сегодня и сейчас для сохранения чистоты океана? Но у вас есть выбор… Можно написать сообщение о необычном животном океана. | Ответ ученика. Записывают домашнее задание. | 2 |
Приложения
Приложение 1.
Текст с ошибками.
№ 1. Мировой океан — важнейшее звено круговорота энергии. С его поверхности в гидросферу поступает большая часть водяного пара, участвующего в круговороте. Океан — родина многих грозных явлений природы. Здесь в результате моретрясений зарождаются разрушительные волны — смерчи. В умеренных широтах Северного полушария над океанами происходит формирование гигантских воздушных вихрей. В них дуют очень сильные ветры (их скорость около 300 км/ч) и выпадают ливневые осадки.
На океанском дне находятся самые протяжённые на нашей планете горы — срединно-океанические впадины. Здесь вдоль краёв расходящихся литосферных плит рождается земная кора.
Исправленный текст.
Мировой океан — важнейшее звено круговорота воды. С его поверхности в атмосферу поступает большая часть водяного пара, участвующего в круговороте. Океан — родина многих грозных явлений природы. Здесь в результате моретрясений зарождаются разрушительные волны — цунами. В тропических широтах Северного полушария над океанами происходит формирование гигантских воздушных вихрей. В них дуют очень сильные ветры (их скорость около 300 км/ч) и выпадают ливневые осадки.
На океанском дне находятся самые протяжённые на нашей планете горы —срединно-океанические хребты. Здесь вдоль краёв расходящихся литосферных плит рождается земная кора.
Приложение 2.
____________ ____________ Эколог Океанолог Гидролог № 2 | проведение химического, биологического и физического анализа состава, строения и свойств вод морей и океанов. |
исследование шельфа и морского дна; наблюдение за состоянием флоры и фауны в морях и океанах |
он изучает влияние живых организмов друг на друга и окружающую среду |
заботится о чистоте почв, воды и воздуха в экосистемах, напрямую влияющих на качество жизни человека. |
подготовка и проведение океанографических наблюдений; составление морских гидрологических прогнозов; отслеживание миграции рыб и различных морских обитателей |
проводят много времени в полевых условиях, наблюдая экологические изменения в природе, затем систематизируют полученные данные в научных лабораториях. |
Приложение 3.
Текст с пропусками.
№ 3. Обширные участки океана со сходными характеристиками вод, определённым составом растений и животных называют морскими природными ____________. Внутри этих комплексов поддерживается хрупкое равновесие. Изменение хотя бы одного компонента приводит к изменению всего комплекса.
Сейчас воздействие человека на океан уже не остаётся незамеченным. Лов рыбы начинает обгонять её воспроизводство. Уменьшаются размеры рыбных косяков, растёт доля молоди.
В прибрежных районах остро встаёт проблема загрязнения океана. С суши в него попадают жидкие и твёрдые промышленные и бытовые ____________, нефтепродукты, другие опасные загрязнители. Одни из них растворяются в морской воде, но некоторые, например свинец и ртуть, накапливаются в тканях растений и животных.
Большую опасность представляют разливы ________. Нефтяная плёнка нарушает воздухообмен океана с ______________ и является ловушкой для водоплавающих птиц. Нефть, попавшая на берег, превращает побережье в безжизненную _____________.
Восстановленный текст.
№ 3. Обширные участки океана со сходными характеристиками вод, определённым составом растений и животных называют морскими природными комплексами. Внутри этих комплексов поддерживается хрупкое равновесие. Изменение хотя бы одного компонента приводит к изменению всего комплекса.
Сейчас воздействие человека на океан уже не остаётся незамеченным. Лов рыбы начинает обгонять её воспроизводство. Уменьшаются размеры рыбных косяков, растёт доля молоди. В прибрежных районах остро встаёт проблема загрязнения океана. С суши в него попадают жидкие и твёрдые промышленные и бытовые отходы, нефтепродукты, другие опасные загрязнители. Одни из них растворяются в морской воде, но некоторые, например свинец и ртуть, накапливаются в тканях растений и животных.
Большую опасность представляют разливы нефти. Нефтяная плёнка нарушает воздухообмен океана с атмосферой и является ловушкой для водоплавающих птиц. Нефть, попавшая на берег, превращает побережье в безжизненную пустыню.