Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Приветствие сказочных персонажей» по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация».»
Технологическая карта урока «Приветствие сказочных персонажей» по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
Аннотация: Технологическая карта урока разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО (вариант 2)
В классе всего обучаются 5 человек. У учащихся отсутствует мотивация к учебной деятельности. Слабость активного внимания препятствует усвоению учебного материала.
Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Ученики не умеют самостоятельно писать, читать, считать. Работают только под контролем и руководством учителя. Основная форма обучения – индивидуальная. Устная речь в обиходе отсутствует.
Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.
Учитель: Аипова Рабия Мунировна
Класс: 6
Тема урока: Приветствие сказочных персонажей.
Цель: Создать условия для развития невербальных коммуникативных навыков и обогащению эмоциональной сферы детей через знакомство с русской народной сказкой «Колобок».
Задачи:
- Коррекционно-развивающая: коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, восприятия);развитие мелкой моторики;
- Образовательная: формирование умения следовать устным инструкциям;
- Воспитательная: устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт;
воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды игровой деятельности;
Материал и оборудование: ноутбук, музыкальное сопровождение, альбомные листы. цветные карандаши, фигурки и плоскостные изображения персонажи сказки "Колобок", предметные картинки, массажные мячики, муляжи (морковь, капуста), корзинки, сказочные персонажи русских народных сказок.
Методы: словесные, наблюдение, обобщение, демонстрация, практическая деятельность.
Формы: фронтальная и индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся УУД |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
1.Организационный этап. |
Учитель:-Здравствуйте , девочки.(приветствие жестом) Солнце красное проснулось. В гости к нам пришло с утра Всем ребятам улыбнулось. Давай и мы улыбнемся солнцу. -У вас есть солнце? Конечно, есть. Смотри, ладошки-это солнышки,(поглаживаю ладони) а пальчики-это лучики.(массирую каждый пальчик). А почему у нашего гостя- солнца нет лучиков? Подарим ему лучики? -Работа с прищепками. -Вот какое красивое солнце стало, оно нам будет светить весь урок. ( прикрепляет доску) -Сейчас у нас урок "Речь и альтернативная коммуникация" | Смотрят на солнце-большой желтый круг с улыбающимся лицом. | Каждый обучающийся приветствует учителя доступным для него способом: жестом, звуком, словом. Прикрепляют к желтому кругу желтые прищепки. | Умение построить с помощью учителя приветствие. | Мотивация к учению |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
К нам в гости пришли сказочные герои. Посмотрите внимательно на них и покажите, а кто из них похож на наше солнышко. Все они живут в одной сказке, а вот в какой вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул он с окна на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок Кто же это? (колобок) — Молодцы! Это сказка «Колобок» | Отгадывают загадки при помощи предметных картинок(выбирают из предложенных) | Дети слушают учителя. Отвечают на вопросы мимикой Имитируют голоса героев | Учащиеся с помощью учителя выполняют действия по словесной инструкции учителя. | Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность; развивать навыки сотрудничества. |
3. Актуализация знаний. |
Учитель: Сегодня мы поприветствуем сказочных персонажей русской народной сказки «Колобок». Жили – были старик со старухой. Задумала баба колобок печь. А мы ей поможем. Пальчиковая гимнастика Тесто мнем, мнем Тесто жмем, жмем Колобка мы испечем На окно мы положили .Колобок горячий, подуем на него. Дыхательная гимнастика. Колобка мы остудили Колобок лежал, лежал Да и в лес убежал. | Руки в кулачок сжимают и разжимают; стучим кулачками; круговые движения рук; руки протянуть вперед. Вдох носом, выдох - губы «трубочкой» | Голосовой отклик на обращенную речь педагога . | Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность; развивать навыки сотрудничества | Имеют возможность использовать приобретённые знания и умения. |
4. Первичное усвоение новых знаний. |
Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему – Зайчик: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок.! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел и от тебя, зайка, уйду!» Прыг от зайки в сторону и убежал -Что любит зайка кушать? (морковку и капусту). Давайте разложим морковку и капусту в разные корзинки. Учитель : Ребята, мы помогли зайчику и я предлагаю вам поиграть в игру. Физминутка Зайка серенький сидит И ушами шевелит (показывают ушки) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. | Умение работать с карточками Дети раскладывают капусту и морковку в разные корзинки. Вместе с учителем делают физминутку. | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. | Учащиеся следят за действиями учителя. | Проявление активности во время выполнения задания. Проявление выраженного интереса к происходящему. Познавательная мотивация. |
5. Первичная проверка понимания. |
- Катится колобок по дорожке, а навстречу ему – волк! Говорит волк колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок.! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайчика ушел и от тебя, волк, уйду!». И покатился колобок дальше. А серый волк завыл от досады Учитель : Как воет волк? Дети: У-у-у!. | Учитель рассказывает сказку. | Умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки; расширять и обогащать артикуляционную моторику. | Умение применять полученные знания на практике | Развивать чувства прекрасного; формирование умения слушать учителя |
6.Первичное закрепление. |
-Кого дальше встретил колобок ? (медведя) «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок.! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайчика ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, уйду!». Медведь только и видел колобка. Но ребята у медведя тоже горе. У него сломался дом, негде теперь жить. Давайте поможем построить дом медведю из счетных палочек . | Дети строят из счетных палочек по образцу | Слушают учителя и повторяют за ним | Демонстрируют соответствующие движения | Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность к животным; развивать интерес к живой природе. |
7.Вторичное закрепление |
Учитель: Катится колобок по лесу. А навстречу ему идет хитрая рыжая лиса. Увидела она колобка и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!».Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок.! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайчика ушел, я от волка ушел, от медведя ушел и от тебя, лиса, уйду!». Но лиса была очень хитрая. А что может случится с колобком? Она его съест. - Давайте нарисуем по точкам много колобков подарим лисе. Чтобы она нашего колобка больше не съела. -Какие красивые колобки у вас получились. Ребята, какие вы молодцы сегодня. | Дети лепят из пластилина колобка. | Учащиеся слушают песню колобка и лисы | Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения. | Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность к животным; развивать интерес к живой природе. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Давайте вспомним нашу сказку. Покажите, где колобок. Где бабка? Кого первого встретил колобок в лесу? Кого он встретил после зайчика? Кого после волка? После медведя? Дети, вам понравилась сказка про колобка? Вы сегодня замечательно поработали Пора попрощаться с героями. Давайте скажем друг другу «Спасибо» и похлопаем в ладоши. | Обучающиеся вспоминают основные и интересные моменты, которые были на уроке. Актуализируют свои знания. | Отвечают на вопросы учителя жестами. | Учащиеся сидят за партами и смотрят на учителя. Хлопают в ладоши | Проявляют внимания и интереса к речи учителя. |