Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | -Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Анатольевна и сейчас я проведу у вас урок русского языка. | Приветствуют учителя и друг друга | Коммуникативные: -умение контролировать собственные действия |
Актуализация знаний | -Для того, чтобы вспомнить тему прошлого урока. Я предлагаю выполнить вам следующее задание. -Спишите, укажите число глаголов. Сосенка отошла к дороге, А мать – высокая сосна – Следит за дочкою с тревогой, Не заплуталась бы она. Зовёт – протягивает ветви... А ей соседки шелестят: - И любопытны ж эти детки, Увидеть сами всё хотят. В. Кашин | Списывают стихотворение, указывая число глаголов | Регулятивные: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Познавательные: -ориентирование в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя |
Самоопределение к деятельности | -Прочитайте предложения. Начался урок. Начинается урок. Начнётся урок. -Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются? -Сформулируйте тему урока. Какую цель перед собой поставим? | Читают предложения Ищут и сравнивают глаголы Формулируют тему и цель урока | Регулятивные: -определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; -договариваться и приходить к общему решению при работе в парах; Познавательные: -ориентирование в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя |
Работа по теме урока | 1. Наблюдение над изменением глагола по времени -Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время. (Светит солнце. Едут машины.) -Составьте и запишите предложения о том, что уже произошло. (Растаял снег.) -Составьте и запишите предложения о том, что произойдет. (Скоро закончится урок.) -Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают? -Что можно сказать об этих глаголах? 2. Работа по учебнику -Прочитайте сведения о временах глагола на стр.112 -Назовите времена глаголов. (Настоящее, прошедшее, будущее.) -На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? -Что обозначают глаголы в настоящем времени? -Приведите примеры. -На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? -Что обозначают глаголы в прошедшем времени? - Приведите примеры. -На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? -Что обозначают глаголы в будущем времени? - Приведите примеры. Упр. 196 (стр.112) (Самостоятельное выполнение. Проверка) -Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы они отвечают? -Назовите глаголы в прошедшем времени. На какие вопросы они отвечают? - Назовите глаголы в будущем времени. На какие вопросы они отвечают? Физкультминутка | Проводят наблюдение над изменением глагола по времени Составляют предложение о том, что происходит в настоящее время Составляют предложение о том, что уже произошло Составляют предложение о том, что произойдет Читают глаголы из полученных предложений Читают правило, объясняют его Называют вопросы глаголов настоящего времени, что они обозначают, приводят пример Называют вопросы глаголов прошедшего времени, что они обозначают, приводят пример Называют вопросы глаголов будущего времени, что они обозначают, приводят пример Самостоятельно выполняют упражнение с последующей проверкой | Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Познавательные: -ориентирование в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя |
Закрепление изученного материала | 1. Работа по учебнику (Упр.197, стр.112) -Прочитайте. -Какие глаголы употреблены в переносном значении? -Назовите время и число глаголов в каждом предложении. -Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов. -Первое предложение разберите по членам предложения. (Один у доски) (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) Упр. 198, стр.113 -Прочитайте стихотворения. -Назовите тему стихотворений. (Весна.) -Назовите глаголы. Определите их время. -В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите. -Спишите первое стихотворение или напишите его по памяти. Проверьте себя. Укажите время глаголов. | Отвечают на вопросы Списывают, вставляя пропущенные буквы Выполняют разбор предложения Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Списывают, указывая время глаголов | Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; -умение контролировать собственные действия; Познавательные: -ориентирование в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя |
Рефлексия | -Определите время глаголов. (Учащиеся используют сигнальные карточки с буквами н, п, б.) Зазеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появится, рисует, читает, позвонит, съездит, стряхнул. Прошедшее время – то, что прошло: «Вчера мы писали». «Солнце ушло». Настоящее время приходит теперь: «Мы пишем имя». «Бегает зверь». Будущее время ещё не пришло: «После уроков пойдём мы в кино». | Учащиеся используют сигнальные карточки с буквами н, п, б, определяя время глаголов | Регулятивные: -сохранять учебную задачу; Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Познавательные: -ориентирование в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя |
Подведение итогов урока | -Как определить время глагола? -Назовите времена глаголов. (Настоящее, прошедшее, будущее.) -На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? -Что обозначают глаголы в настоящем времени? -Приведите примеры. -На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? -Что обозначают глаголы в прошедшем времени? - Приведите примеры. -На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? -Что обозначают глаголы в будущем времени? - Приведите примеры. | Отвечают на вопросы Называют вопросы глаголов настоящего времени, что они обозначают, приводят пример Называют вопросы глаголов прошедшего времени, что они обозначают, приводят пример Называют вопросы глаголов будущего времени, что они обозначают, приводят пример | Регулятивные: -сохранять учебную задачу; Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Познавательные: -ориентирование в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя |
Домашнее задание | Упр.199, стр.113 | Записывают задание, осознают его | Регулятивные: -сохранять учебную задачу |