Планируемый результат обучения | Предметные умения расширить словарный запас учащихся Универсальные учебные действия (УУД) Личностные: Метапредметные Регулятивные: -освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; -формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: -освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; -формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: -формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; -принимать на себя ответственность за результат своих действий; -наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
Орг. момент Мотивация к учебной деятельности. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! - Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен, каждый раз вы открываете для себя какую-то тайну. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Я предлагаю вам провести урок-исследование. А что значит исследовать? А вот как толковый словарь даёт значение слова исследовать-подвергнуть научному изучению, выяснению. Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне. -С чего мы начинаем работу? (С минутки чистописания.) - Посмотрите на доску. Написание и соединение каких букв мы будем отрабатывать сегодня? Покажите как пишутся гласные «ао» в воздухе, а теперь «оа» в воздухе. -Напишите эти соединения по 1 строчке. - Какие звуки обозначают эти буквы? Когда эти звуки можем слышать чётко? - Когда эти звуки вызывают сомнение? - А раз они вызывают сомнение, то как мы можем его назвать? - Что такое «опасные места»? Кто знает, а как по-другому мы называем опасные места? Прилетел в класс буйный ветер, Перепутал все слова. Что же делать бедным детям? Что писать им: «о» иль «а»? Где словарные словечки? Как проверить им слова? Растерялись человечки Просто кругом голова. Что, поможем им, ребятки, Содержать слова в порядке? Всё расставим на места? Отвечайте хором … (Да.) слайд1,2   Прежде, чем мы с вами начнём работу, давайте вспомним, как проверить написание безударного гласного в корне слова. СЛАЙД 3

СЛАЙД 4,5,6 | Настраивается на активную работу на уроке. Ответы детей. Открывают тетради, пишут число, классная работа букв «ао» и «оа» Учащиеся пишут «ао» «оа» по 1 строчке Звук[а], [о] – гласные, в словах они могут быть как ударными так и безударными. под ударением в безударной позиции «опасное место» это те места, в которых можно допустить ошибку орфограмма Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности III.Постановка учебной проблемы.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. На доске написаны слова:   Давайте поможем Маше и Саше Вставить пропущенные буквы.   - Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? Сформулируйте тему нашего урока  Ребята, Маша и Саша просят помощи: Маша говорит, что нужно писать букву И, а Саша-Е. кто из них прав? Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию Слайд 9  | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки Будем учиться записывать буквы безударных гласных в корне слова Правописание букв безударных гласных в корне слова Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. |
IV. Поиск решения. Открытие нового знания. V. Физкультминутка (подвижная) VI. Первичное применение знаний. Работа в парах. VII.Физкультми-нутка. (для глаз) VII1. Закрепление и совершенствова- ние умений. Работа в группах.
IХ. Выведение алгоритма правильного написания гласной буквы в корне слова
X. Информация о домашнем задании.
Х1. Подведение итога урока. Рефлексия | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска решения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Почему оба варианта являются правильными? Как узнать какое слово имелось в виду? -  Как нужно действовать при написании безударной гласной в корне слова? Составляем алгоритм действий Алгоритм действий. Подбираем родственные слова для того, чтобы выделить корень и выяснить значение слова. Определяем безударный гласный в корне. Подбираем проверочное слово. Записываем слово правильно, проверяем. (записываем предложения в тетрадь) 1.Работа с учебником. а)прочитать правило (учебник,с.86) - Поработаем в парах и выясним, какую букву следует писать в корне слова. (На партах-листочки с заданием) Мальчик устал ( ?) с..деть на стуле. Бабушка рано стала ( ? ) с..деть. Я долго ( ? ) сл..зал с крыши. Щенок быстро ( ? ) сл..зал всё молоко. (после выполнения задания, проверки- учитель предлагает записать 2 предложения в тетрадь) - Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? - Повторим алгоритм действий. - Назовите обязательные условия родственных слов:
в) Работа в группе. -Ребята, вспомним правила работы в группе. 1 группа-Пожалуйста, не (_) скр…пи дверью. Пожалуйста, (…) скр…пи эти листы. 2 группа-Мальчик об…жал весь двор, но собаки не нашёл. Денис часто об..жал свою младшую сестру. - Пользуясь алгоритмом, выполните задание группой. Проверка. (1 ученик от каждой группы зачитывает и доказывает вслух свой выбор.)
Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?  -Это и есть еще одна открытая нами тайна!!!
- А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание. 
- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Большое спасибо за это автору учебника и толковым словарям. А вам, ребята, – спасибо за урок!!! (Организует рефлексию -Кто доволен своей работой? -Оцените свою работу) 
| Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы -Нужно составить предложение
Выясняем, правильно ли мы сделали вывод.
Выполняют задания с объяснением.
1. Родственные слова имеют одинаковый корень. 2. Родственные слова близкие по значению.
Правила работы в группе. • Работай дружно, по плану. • Умей выслушать другого. • Уважай мнение других. • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения. Выполняют в группах задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение
Учащиеся повторяют алгоритм действий
Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|