1 | Организационный момент Цель: включение обучающихся в деятельность. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на урок: -Здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово и видеть ваши лица. Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем урок! | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок. | Личностные: внимание, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: саморегуляция. |
2 | Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала. | «Мозговой штурм» -Слова. Слова… Сколько же в них тайн и загадок. -Ребята, а как по-другому в русском языке мы называем слова? -Скажите, какой раздел русского языка занимается изучением лексики? -А как вы считаете, какая часть слова является главной? -Почему вы так считаете? -Давайте вернемся к слову, которое так приятно мне было произносить. -Какое же это слово? (Слайд 1) -Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и слово «Здравствуйте». -Выделите, пожалуйста, корень данного слова. -Попробуйте определить лексическое значение данного слова (пожелания здоровья) (Слайд 2) -Скажите, связаны ли между собой слова «здравствуйте» и «здоровье»? -Запишите слово «здоровье» и выделите корень данного слова. (Слайд 3) -Какой вывод вы можете сделать? -Итак, эти слова являются однокоренными. Но почему же корни не совсем похожи друг на друга? Что же происходит в этих словах? Можете ли вы ответить на этот вопрос или он вызывает у вас затруднение? | Отвечают на вопросы, выполняют задание (записывают слово «здравствуйте», выделяют корень, определяют лексическое значение («пожелание здоровья»), записывают слово «здоровье», выделяют корень, делают выводы. | Познавательные: структурирование ранее полученных знаний, систематизация, обобщение. Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его фактами. |
3 | Мотивация к изучению нового материала Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | -Сегодня на уроке вы получите ответ на этот вопрос и , кроме этого, мы сегодня с вами узнаем много интересного, обратившись к истории нашего языка. А чтобы настроиться на плодотворную работу, я предлагаю вам встретиться с самой замечательной няней. -Как вы думаете, о какой няне идет речь? - Конечно, это Мэри Поппинс. Она споет вам веселую песню. Надеюсь, что эта встреча принес вам радость. -После прослушивания песни вам необходимо ответить на вопрос: «Какое устаревшее слово использовано в ней?» -Думаю, что все догадались, что устаревшее слово, это слово «брадобрей». (Слайд 4) -Кто же это такой и чем он занимается? -Брадобрей- это мастер, который занимается бритьём, стрижкой, укладкой. -Подберите современный синоним к этому слову. -Конечно, это парикмахер. -Как вы думаете, от каких слов образовалось слово «брадобрей»? -Слово «брадобрей» образовано от двух слов «брить браду». (Слайд 5) -От старославянского слова «брада» образовалось древнерусское слово «борода». -Запишите в тетрадь слова «брадобрей» и «борода». Выделите корни.(Слайд 6) -Вы заметили, что слово «брадобрей» имеет два корня. Как называют такие слова?(сложные) -Посмотрите внимательно на все слова, которые мы сегодня с вами записали. Что общего есть в этих словах? (Слайд 7,8 ) -В этих словах есть сочетания, которые чередуются - А как же они называются? Совсем скоро мы это узнаем. | Прослушивают песню, выявляют устаревшее слово «брадобрей», определяют его значение, опираясь на морфемный состав слова, записывают в тетрадь слова «брадобрей» и «борода» , сравнивают слова «здравствуйте», «здоровье», «брадобрей», «брада», делают вывод о наличии сочетаний «ра», «оро», название которых не знают. | Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его фактами. Регулятивные:выдвигать версии. |
4 | Формулирование темы, цели и задач урока Цель: постановка цели, определение задач урока | -Послушайте стихотворение Сергея Кржановского Отчего, обжигая горло, Разбираю часами подряд Сочетание «оло» и «оро», «вран» и «ворон», «молод» и «млад»? «Человек некий име два сына». Я прислушиваюсь к словам – Открывается в них Россия, Легендарная быль славян. (Слайд 9) -Какое чувство у вас вызывают данные строки? - Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? Почему возникли затруднения? -Поможет нам открыть тему урока задание, которое находится у вас на зеленой карточке. -Прочитайте внимательно задание. Ребята задание всем понятно? (Приложение 1) (Слайд 10) -Так как же будет звучать тема нашего урока? («Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями») (Слайд 11) -Запишите тему урока в тетрадь. -Ребята, сформулируем цели нашего урока.(Слайд 12) | Слушают стихотворение, отвечают на вопрос «Какое чувство у вас вызывают данные строки?», сталкиваются с затруднением определения темы урока ( не знают, как называются сочетания, о которых идет речь на уроке).Для устранения затруднения работают с карточкой. Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют цели урока. | Регулятивные: постановка цели, саморегуляция. |
5 | Изучение нового материала Цель: формирование представления о чередовании полногласных и неполногласных сочетаний в корнях слов | -Наверное, вы заметили, что на нашем уроке речь идет о словах- братьях, родство которых уходит в историю языка. -Таких слов- братьев в русском языке немало. Родство этих слов возникло из родства двух языков – русского и старославянского. -Продолжим работу с карточкой. -Назовите в первой части текста сочетания, которые по вашему мнению относятся к старославянскому языку, а какие к древнерусскому. -Преобразуйте содержание текста в горизонтальную схему. (Слайд 13) -Ребята, внимание на слайд. Обратите внимание, что не всякое слово, в котором есть изученное сочетание букв, относится к словам с полногласными и неполногласными сочетаниями. (Слайд 14) -Ребята, скажите, в чем же состоит отличие полногласных и неполногласных сочетаний? А на что следует обратить особое внимание? А что следует запомнить? | Продолжают работу с карточкой, определяют принадлежность встретившихся сочетаний к языкам, преобразовывают содержание текста в горизонтальную схему (Неполногласие → полногласие = ра//оро, ла//оло, ре//ере, ле//оло) (Пример), обращают внимание на слайд презентации, знакомятся с информацией, что не всякое слово, в котором есть изученное сочетание букв, относится к словам с полногласными и неполногласными сочетаниями, делают вывод об отличии полногласных и неполногласных сочетаний. | Познавательные: находить информацию в тексте, преобразовывать ее. Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами Предметные: иметь представление о полногласных и неполногласных сочетаниях. |
6 | Закрепление нового материала Цель: закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала | - Вот вы и смогли ответить на вопросы, которые ранее вызывали у вас затруднения. -Предлагаю вам закрепить полученные знания. « У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом…» (Слайд 15) -Я думаю, что каждому из вас с детства знакомы эти строки. Кому же они принадлежат? Конечно, А. С. Пушкину.(Слайд 16) - По указу Владимира Владимировича Путина 2024 год был объявлен годом великого русского поэта. -Как вы думаете почему? ( В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения великого писателя (1799-2024) -Как вы думаете, почему же именно творчество А. С. Пушкина привлекло мое внимание? (В своих произведениях он использовал полногласные и неполногласные сочетания) -Внимание на слайд (представлены факты о количестве использованных слов с полногласиями и неполногласиями в сказках А. С. Пушкина) (Слайд 17) -Возьмите карточку белого цвета. (Приложение 2) (Слайд 18) -Прочитайте внимательно отрывок из «Сказки о царе Салтане», найдите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, обозначьте в них графически полногласные и неполногласные сочетания. - Проверьте правильность выполнения задания задания по эталону, обратив внимание на слайд.(Слайд 19) -Примеры полногласных и неполногласных сочетаний, конечно, можно встретить не только в произведениях А. С. Пушкина. -Ребята, послушайте загадку про одного сказочного героя и подумайте, о ком же идет речь (Слайд 20) Бородатый старый дед Просидел в кувшине Более трёх тысяч лет, Был бы там и ныне. Из реки достал кувшин Храбрый мальчик Волька. А в кувшине - добрый джинн С бородою тонкой. Дёрнет джинн из бороды Волосок волшебный. И учиться нет нужды. Как великолепно! Приключений много с ним Вместе пережили…. Отгадайте, что за джинн Спрятан был в кувшине? -Конечно, это Старик Хоттабыч, герой книги Лазаря Лагина. Приключения Старика Хоттабыча и мальчика Вольки не оставят равнодушным ни одного читателя. (Слайд 21) -Заметили ли вы, что в загадке прозвучали слова, в которых есть сочетания, о которых мы сегодня говорим. Назовите эти слова (бородатый, храбрый, волосок) -Давайте обратимся к отрывкам из данного произведения и найдём примеры полногласных и неполногласных сочетаний. (Слайд 22) -Много примеров полногласных и неполногласных сочетаний встречается в художественных текстах и нашей речи. -Надеюсь, теперь вы без труда сможете их обнаружить. И не только обнаружить, но и подобрать пару. Но важно помнить то, на что мы обращали внимание, работая с теоретическим материалом. -Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Для этого предлагаю вам сыграть в игру, которую подготовила для вас. Игра называется «Найди пару».(контролирующее задание) (Слайд 23, 24) https://learningapps.org/38253269 | Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку- ориентир, работают письменно и устно с текстами лирического и прозаического произведений, обнаруживают слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, подбирают к словам «родственников», играют в игру «Найди пару», которая поможет подвести итог урока. | Предметные: находить слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Познавательные: классифицировать по заданным основаниям. Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его. |
| | |
7 | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов | - Как вы считаете, достигнута ли цель урока? Почему так считаете? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Ребята, возьмите карточку розового цвета и дайте характеристику нашему уроку, выделив в каждом ряду одно прилагательное, по вашему мнению характеризующее наш урок.(Акрослово)(Приложение 3) (Слайд 25) У (удачный, увлекательный, унылый, успешный) Р (радостный, редкий, робкий, разный) О (отличный, отвратительный, особый, обычный) К (классный, кислый, коварный, короткий) -Ребята, поделитесь мнением,каким же получился наш урок? | Отвечают на вопросы, работают с карточкой, делятся мнением об уроке. | Коммуникативные: излагать и аргументировать свое мнение. Регулятивные: оценивать степень успешности, выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить. Личностные: адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, осознание значимости урока. |
8 | Домашнее задание Цель: объяснение домашнего задания | Выучить теоретический материал. Придумать и написать сказку с использованием слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. По желанию проиллюстрировать сюжет. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера. |