2.Мотивационно-целеполагающий аспект | Обсуждение с обучающимися смысла афоризма «Мой дом – моя крепость». Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух; продукты неполного сгорания газа; вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения; бытовая химия и средства гигиены; комнатные растения; санитарные нормы проживания(количество людей и домашних животных); электромагнитное загрязнение. Поэтому исследование состояния жилища человека с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными. Что же такое экологическая безопасность? В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом ГД в 1999 году, экологическая безопасность – это состояние защищенности среды жизнедеятельности человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов. Преподаватель создает предпосылки для мотивации обучающихся, приводя примеры из повседневной жизни человека. Итак, о каком же возможном негативном воздействии нас предупреждают? Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на то, что чувствовать себя в абсолютной экологической безопасности нельзя даже в собственной квартире. Экологически грязные дома - это не фантазии учёных и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Нередко бывает так: человек возвращается домой, и его начинают донимать головные боли, насморк, першение в горле. Стоит выйти на свежий воздух, и все недомогания как рукой снимает. А дома снова отвратительное самочувствие, а то ещё ломота в суставах или бессонница. Когда всё это происходит регулярно и ни один врач не может помочь, причину нужно искать в экологии своего жилища. В медицине сейчас даже появился новый диагноз: синдром больных зданий, а в санитарии - новая тема: экологическая безопасность жилища. Преподаватель озвучивает тему урока и заостряет внимание на актуальности данной темы для общества и каждого гражданина, подводя обучающихся к возможности сформулировать цели урока. Итак, тема нашего занятия: «Экология жилища». Тема очень актуальна как для общества (2017 год – экологии), так и для для каждого человека, так как более 70% времени мы проводим в условиях закрытых помещений, которые не всегда отвечают требованиям экологической безопасности. Так какие же факторы оказывают влияние на климат внутри помещения? Цель нашего занятия: изучение факторов окружающей среды, влияющих на экологию жилища и выработка рекомендаций по созданию экологически безопасной для человека среды обитания. Для достижения этой цели, нам необходимо решить в ходе занятия несколько задач: Выделить виды загрязнений жилья Найти причины(источники) загрязнений Выработать рекомендации для улучшения экологического состояния жилья | Слушают преподавателя, принимают участие в обсуждении, высказывают свое мнение. Записывают тему урока и домашнее задание в рабочую тетрадь. Совместно с преподавателем участвуют в формулировании цели урока. Слушают и обсуждают задачи, которые необходимо решить в ходе урока |
Деятельностный аспект | Для определения имеющегося объема знаний по изучаемой теме, преподаватель проводит фронтальный экспресс-опрос: 1.Экология дома и безопасность? Как связаны эти понятия? 2. Насколько безопасны наши дома (квартиры) с точки зрения экологии? 3. Какие из экологических факторов оказывают наибольшее влияние на экологию жилья? (Солнце, воздух, вода?...) 3.Может ли сам человек повлиять на экологическое состояние своего дома (квартиры) Преподаватель обращает внимание на важность и актуальность поставленных перед обучающимися задач и мотивирует обучающихся на их решение. Преподаватель проводит инструктаж для выполнения обучающимися самостоятельной работы. Обучающимся предлагается материал научно-популярной статьи для самостоятельного ознакомления в мини-группах. Решение поставленных задач должно быть отражено в рабочей тетради в виде таблицы: (Приложение №1).Преподаватель дает дополнительные разъяснения по ходу работы, устраняет трудности при выполнении заданий, отвечает на вопросы обучающихся, возникающих в процессе работы над текстом статьи. | Обучающиеся слушают преподавателя, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы преподавателя Слушают преподавателя, задают вопросы Слушают инструктаж по выполнению самостоятельной работы Приступают к самостоятельной работе по изучаемой теме. |
4.Содержательный аспект | Содержание статьи для изучения в ходе самостоятельной работы: Виды загрязнения жилья» По данным экологов, домашний воздух в 4–6 раз грязнее и в 8–10 раз токсичнее уличного. При этом мы сами зачастую превращаем свою квартиру в газовую камеру. Какие ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, ПРИСУЩИ КВАРТИРАМ? Это: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Данная разновидность загрязнения предусматривает собой загрязнение воздуха в квартире пылью, всевозможными бактериями, спорами плесневых грибов, вирусами и т.д. Так, плесневые грибы начинают произрастать в помещениях с повышенной влажностью. Плесневые грибы (плесень) - это основная причина возникновения аллергии, однако их вредное воздействие на здоровье человека значительно шире: в случае чрезмерной концентрации веществ в воздухе нарушается экология квартиры, в результате происходит подавление иммунной системы. Квартирная пыль - не менее важный аспект экологической безопасности жилого помещения. Пыль, которая находится в матрасах, мягкой мебели, коврах, оказывает негативное влияние на организм окружающих. Человек, попадая в запыленное помещение, непроизвольно контактирует с ней. Откуда берется и чем вредна пыль? Комнатная пыль представляет собой набор аллергенов. Микроскопический клещ - главный аллерген, который относится к сапрофитам (организмам, живущим благодаря другим организмам) и вызывает аллергию, сопровождающуюся болезнью органов дыхания и отеком горла. Для борьбы с плесневыми грибами применяют противогрибковые средства, которые препятствуют росту и развитию микрофлоры. В борьбе с комнатной пылью необходимо регулярное проведение влажных уборок, своевременное использование пылесоса, разведение комнатных растений. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Данная разновидность загрязнения предусматривает загрязнение воздушной среды жилища. Основные источники: загрязнения, которые попадают в квартиру с улицы, а также отделочные и строительные материалы; мебель, работа газовой плиты, бытовая химия, табачный дым. При таком виде загрязнения в воздух внутри квартиры выделяются химические вещества: формальдегид - содержится в смоле древесно-волокнистых плит (ДВП), древесно-стружечных плит (ДСП), мастик, фанеры и т.д. фенол - содержится в красках, лаках, линолеуме; радон – радиоактивный газ, его источниками являются щебень и бетон; стирол - выделяется из облицовочного пластика и теплоизоляционных материалов; аэрозоли тяжелых металлов попадают в воздух из ковровых покрытий и некоторых видов обоев; углекислый газ, двуокись серы, бензпирен – выделяются при приготовлении пищи на газовой плите; никотин, синильная кислота… и еще около 4000 вредных веществ содержатся в табачном дыме!; ПАВ (поверхностно-активные вещества) – входят в состав порошков, шампуней и других средствах бытовой химии. Эти и другие вредные вещества раздражают слизистые оболочки, поражают почки и печень, вызывают астму, провоцируют легочные заболевания и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также онкологические заболевания. Снизить риск и угрозы для здоровья поможет сведение до минимума применения различных бытовых химикатов, а также профессиональный подход к выбору материалов для ремонта. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – воздействие на организм человека уровня шума, вибрации, радиационного фона и электромагнитных волн. Каждый человек ежедневно подвергается массированной атаке электромагнитных излучений, возникающих при работе различной бытовой техники – смартфонов, планшетов, СВЧ-печей, пылесосов, холодильников, стиральных машин, которые образуя электромагнитное поле губительно воздействуют на весь организм. Недаром, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) назвала электромагнитное загрязнение еще одной глобальной экологической проблемой. Кроме этого, экология квартиры может быть нарушена из-за предметов, которые были куплены в качестве подарков или сувениров или привезены из других стран. Подобные предметы могут являться источниками радиации. При оценке экологии квартиры большое значение имеют также уровень шума и вибрации. Вследствие повышения значений этих параметров может быть оказано воздействие на нервную систему и органы слуха, повышена утомляемость, появление расстройства координации движения. Снизить риск влияния электромагнитного поля может: уменьшение мощности оборудования; создание в квартире зон, свободных от бытовой техники; ремонт неисправных бытовых приборов и электрооборудования; уменьшение времени пребывания человека у источника загрязнения. Учитывая все сказанное, можно сделать вывод о том, что экологическая безопасность жилья во многом определяет состояние нашего здоровья и качество жизни. | Обучающиеся знакомятся с содержанием статьи, решают задачи урока: дают характеристику видов загрязнения, выявляют причины загрязнений, осуществляют поиск рекомендаций экологов по снижению интенсивности загрязнения жилья. Результаты работы заносят в таблицу. |
5. Оценочно-рефлексивный аспект | Подведение итогов занятия: ответить на вопросы тестового задания, представленного на слайдах: 1.Биологическое загрязнение жилья может быть вызвано: а) спорами плесневых грибов, б)химическими веществами и их соединениями в) работой бытовой техники 2.На каких этажах вероятнее всего может быть повышена концентрация радона: а) на 5-м; б) на 1-м; в) на 10-м; г) этажность не имеет значения 3. Почему к древесностружечным плитам (ДСП), используемым в быту, экологи относятся с осторожностью: а)ДСП сильно понижает уровень влажности в квартире; б)увеличивает концентрацию формальдегида в квартире; 4. Аллергические реакции, бронхиальную астму, риниты, конъюнктивиты у людей вызывают обычные обитатели квартир: а) моль; б) муравьи; в) пылевые клещи; г) мучные жучки 5. Причиной физического загрязнения жилья может быть: а) Шум от находящейся рядом стройки б) хлорирование воды в быту в) попадание в воздух загрязняющих веществ от работающих предприятий 6. По Указу Президента России 2017 год объявлен годом: а) Кино б) Экологии в)Арктики г) Амурского тигра Преподаватель предлагает использовать метод взаимопроверки тестового задания и озвучивает правильные ответы тестового задания и критерии его оценки. (5 правильных ответов – «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2-«2»). Преподаватель визуально оценивает результаты тестового задания. Преподаватель осуществляет сбор отчетов (в рабочих тетрадях) по выполненной работе для последующей проверки. Преподаватель благодарит обучающихся за работу на уроке, отмечает наиболее активных обучающихся. Преподаватель завершает урок вытекающими из темы урока выводами: настало время начать следить за тем, чем мы себя окружаем – от коврика для мыши до напольного покрытия. В противном случае расплата за беспечность и сомнительную экономию на материалах для ремонта не заставит себя ждать. Но сразу хочется заметить, что полностью оградить себя от токсинов в современном мире практически невозможно. Наше дело – минимизировать вредное влияние синтетической среды на наш организм и следовать рекомендациям экологов, с которыми мы сегодня познакомились. Кстати, далеко не вся синтетика представляет для нас опасность. Добросовестные производители (преимущественно европейские), производят искусственные материалы, которые практически не имеют токсической эмиссии. На сегодняшний день доступно достаточно много материалов, используя которые мы можем не нарушить экологическую обстановку в доме. О них мы и поговорим на следующем занятии, познакомившись с характеристикой материалов, используемых для строительства и ремонта жилых помещений. В заключении урока прошу дать оценку нашему занятию: рефлексия: | Обучающиеся отвечают на вопросы тестового задания Используют метод взаимопроверки. Подсчитывают результаты тестового задания на основании критериев оценки. При необходимости задают вопросы. Слушают преподавателя,, задают вопросы, по желанию высказывают свое мнение Дают оценку результатам урока (рефлексия) |