-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода). Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей. - Сколько же этажей в этом доме? На этот вопрос мы ответим в конце урока. -На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Что такое природное сообщество? (Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы). У каждой группы на столе лежит конверт с заданием. Вы должны выполнить данное задание и представить свое сообщество. Конверт №1 Первое сообщество – поверхностных вод. Вот посмотрите, какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок. Проблема: Как удерживается на воде португальский кораблик? (имеет легкий воздушный пузырь и гребень-парус) -На каком же этаже расположилось это сообщество? (первом). приложение: https://yadi.sk/d/7NFVE_Msqimde Следующее сообщество – сообщество толщи воды. Здесь обитают планктон и активно плавающие организмы. Планктон – это множество очень живых существ, свободно парящих в толще воды. ( смотрим словарь) Планктон имеет щетинки, выросты. Проблема: Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие организмы? Во-первых у них обтекаемая форма тела. (сельди, акула-молот, дельфины, киты, кальмары). Что помогает рыбам плавать в толще воды? (плавники, плавательный пузырь) А на каком бы этаже вы расположили это сообщество? (втором) приложение: https://yadi.sk/d/7NFVE_Msqimde
Следующее сообщество – донное. Проблема: Что помогает защищаться от врагов? (Разнообразная форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта) Осьминоги выбрасывают чернильное пятно. Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится. Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску. На каком бы этаже вы расположите это сообщество? (на третьем) приложение: https://yadi.sk/d/7NFVE_Msqimde Самое красочнее сообщество и самое красивое – сообщество кораллового рифа. Послушайте легенду: согласно древнегреческому приданию, когда Персей отсек голову Медузе Горгоне, ее кровь пролилась на морское дно и проросло красным деревцем – кораллом. Коралловые ветки напоминают толи цветы, толи кусты. До 18 века их считали растениями, позже естествоиспытатель Карл Линней выделил их в класс животных. В теплых, чистых тропических морях находятся кораллы. Коралл твердый как камень, но на самом деле он создан из тел миллионов маленьких существ. Эти животные коралловые полипы. Каждый из них живет внутри маленькой известковой чашечки. С течением времени часть полипов отмирает, и другие полипы строят свои чашечки поверх старых. Так кораллы продолжают расти вверх к поверхности воды, и образует коралловые острова. Каковы же особенности этого сообщества? Это сообщество располагается между сообществом поверхностные воды и сообществом толщи воды, но не везде, а только в тёплых тропических широтах приложение: https://yadi.sk/d/7NFVE_Msqimde
Следующий этаж, который мы посещаем расположен очень глубоко под водой - глубоководное сообщество. Ведь морское дно не ровное, есть глубоководные места, вот там и рас положилось глубоководное сообщество. Рыбы, обитающие, там имеют странные формы. Каковы же особенности этого сообщества? Многие из них светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов – выпуская яркое облачко, сбивая с толку хищников. У них зубатые пасти. Проблема: Как ориентироваться в глубине? (Светящиеся органы) Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга. А сейчас мы попробуем расположить этажи океана, начиная со дна. В океане можно выделить следующие зоны: мелководье, открытая вода, глубоководная зона Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо. |