Просмотр содержимого документа
«Технология интеллект-карт в обучении информатике»
Технология интеллект-карт в обучении информатике
Автор: Шалина Ирина Викторовна,
учитель информатики,
Лицея № 36 ОАО «РЖД», г. Иркутска
Ни для кого не секрет, что известная пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» является очень актуальной в процессе обучения. Ведь благодаря исследованиям психологов 60% людей – визуалы, т.е. большую часть информации воспринимают с помощью органов зрения. Сейчас практически не один урок не обходится без презентаций, видео и других наглядных способов представления информации. Темп обучения в современной школе стремителен. Весь материал дается достаточно быстро, от урока к уроку изучаются новые темы Такое обучение направленно на самостоятельную работу обучающихся. Но в этой спешке недолго и потеряться в море информации, свалившейся на ребенка. В данном случае нам на помощь приходят интеллект-карты, которые помогают разобраться в теме. Разобраться в терминологии и понять причинно-следственные связи.
В обучении и образовании интеллект-карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью удобства и эффективности процесса обучения. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив: яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.
Современные уроки информатики предоставляют возможность использовать ИКТ при составлении интеллект-карт, а так же дают возможность запоминать, а главное приводить в порядок большой объем информации, полученный за короткий срок.
На своих уроках я не использую специальные программы для составления интеллект-карт. Все схемы мы рисуем или на слайдах, или в графическом редакторе, или в программе для интерактивной доски и сохраняем как изображение.
Использование интеллект-карт в учебном процессе носит различный характер. Чаще всего я использую данную технологию при изучении нового материала. Начиная новую главу, каждый урок, получая очередную порцию информации по определенной теме, ребята составляют небольшую интеллект-карту к данному уроку. И когда изучение главы подходит к концу, из маленьких элементов составляется одна большая карта. Это очень удобно, так как не занимает много времени, делается тут же на уроке и участие в создании карты принимает весь класс прямо в процессе объяснения материала. Когда собрана вся карта, то подготовка к тестам или контрольным работам становится значительно легче. Создание таких карт проходит по-разному. На некоторых уроках, когда могут возникнуть сложности, карта рисуется на интерактивной доске учениками по очереди. В другом случае при изучении материала ученики сами рисуют каты на компьютерах в графической программе, с использованием интерактивных графических планшетов.
Очень удобно использовать и-карты при разработке проектов. В этом случае интеллект-карта позволяет увидеть проект в целом, а затем реализовать его в какой-либо среде. Тут ученики рисуют карты дома. В зависимости от проекта работа строится в группах или индивидуально. Проектами мои ученики завершают изучение прикладных программ.
Любая проблемная ситуация, созданная на уроке, требует принятия решения. Обычно работа в группах и создание и–карт методом мозгового штурма позволяет найти правильный путь. Такой способ я использую в старших классах на уроках «Тайна кода», «Покупка компьютера», «Зачем мне Интернет?».
На уроках – диспутах изготавливаются карты для каждой из спорящих сторон, которые помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой запечатлено совместное решение, итог. Такие уроки как «Интернет: зло или польза?», «Антивирус: за и против» эффективно проходят по данной технологии.
Создание интеллект – карт на уроках информатики позволяет:
Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Организовывать самостоятельную работу учащихся.
Организовывать проектную деятельность учащихся.
Научить учащихся пользоваться различными источниками информации.
Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.
Вырабатывать совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.
Пример интеллект-карт по теме «Устройство компьютера» в 5 классе (создание общей карты по фрагментам с уроков):
Знакомство с компьютером |  |
Состав системного блока |  |
Устройства ввода информации |  |
Устройства вывода информации |  |
Устройство компьютера (собранный вариант карты) |  |