Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Средняя школа № 23» города Смоленска
Троян Людмила Ивановна
учитель биологии
высшая категория
МАСТЕР-КЛАСС
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
( Китайская притча)
Человек современного и будущего общества
Самостоятельный,
предприимчивый
Коммуникабельный,
толерантный
Работать в команде
Ответственный
Способный видеть и решать проблемы автономно и в группе
Готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте
Тема: Развитие критического мышления учащихся
на уроках биологии
Цель: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Инновационность:
На уровне целеполагания:
создание условий для развития личности, способной
критически мыслить, проектировать пути и способы
достижения поставленных задач, анализировать
деятельность.
На уровне технологии реализации :
Разнообразие методов, приемов, форм реализации принципов
формирования мышления учащихся посредством ТРКМ.
Аргументированное и логическое мышлление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Самостоятельное мышление, начинающееся с постановки вопроса. Это умение обобщать, сравнивать, анализировать, сопоставлять.
- Самостоятельное мышление, начинающееся с постановки вопроса. Это умение обобщать, сравнивать, анализировать, сопоставлять.
«мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой
КРИТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно продумать аргументы и проанализировать их логику.
Один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Г. К. Селевко
8
Этапы внедрения теоретико-методологический (2018-2019)
Задачи этапа
Действия по реализации
Изучение теоретических основ ТРКМ
Предполагаемый результат
И.В. Муштавинский «Учим детей критически мыслить»
«Развитие критического мышления на уроке»
Д. Халперн «Психология критического мышления»
Анализ уровня мыслительных умений на начальном этапе работы по ТРКМ
Разработка методов диагностики уровня развития мыслительных умений
Создание информационного описания проекта и его обоснование
Отбор методик и приемов ТРКМ
Выявление «пробелов» в развитии мыслительных способностей учащихся
Выбор элементов ТРКМ к урокам биологии
Эффективность отобранных приемов ТРКМ
Этапы внедрения экспериментальный (2019-2020)
Задачи этапа
Действия по реализации
Наблюдение за динамикой развития интереса учащихся к получению новой информации, умения обозначать проблему, искать пути решения, формулировать вопросы
Предполагаемый результат
Использование приемов ТРКМ, предполагающих поиск подтверждения предположениям
Выявление наиболее эффективных приемов ТРКМ
Диагностика уровня мыслительных умений в процессе использования в работе ТРКМ
Рост уровня мотивации, стимулирование мыслительной деятельности.
Рост умения логически мыслить, формулировать вопросы.
Рост уровня осознанности работы с информацией, исследовательских умений.
Эффективность работы по ТРКМ
Этапы внедрения экспериментальный (2020-2021)
Задачи этапа
Действия по реализации
Удовлетворение потребностей учащихся в развитии необходимых мыслительных умений
Предполагаемый результат
Разработка и апробация новых приемов
Дифференцированная работа над развитием критического мышления
Подбор дифференцированных индивидуальных заданий
Устранение «пробелов» в развитии мыслительных способностей учащихся
Создание пространства для реализации мыслительной деятельности учащихся, их творческого самовыражения
Создание методического банка по дифференцированной работе над развитием критического мышления
Системное использование наиболее эффективных, отобранных, переработанных и разработанных методов и приемов ТРКМ
Формирование самостоятельности мышления школьников
Этапы внедрения внедрение (2021-2022)
Задачи этапа
Действия по реализации
Внедрение и распространение собственных методических разработок по диагностике и использованию элементов ТРКМ
Предполагаемый результат
Проведение семинаров, выступления на МО, МС, ПС
Отслеживание результатов работы педагогов по ТРКМ
Диагностика уровня развития критического мышления
Использование элементов ТРКМ учителями
Рост уровня критического мышления
Подсчитано, что учитель
за свою жизнь проводит
порядка 25 000 уроков,
а ученик за 11 лет
посещает их
около 11, 5 тысяч,
поэтому,
урок недооценивать нельзя!!!
Диагностика уровня обучаемости
- Диагностика уровня обучаемости
Диагностика ЗБР и ЗАР (по П. И. Третьякову) –
Диагностика «Психологическая модель мышления»
(по И. Я. Каплуновичу)
ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА
Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по О. Г. Селивановой)
- Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по О. Г. Селивановой)
Диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников
(по О. Г. Селивановой)
Диагностика функционального доминирования полушарий (по И. П. Павлову)
14
Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по О. Г. Селивановой)
ИНТЕГРАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ИНФОРМАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ СВОЕГО ИНТЕЛЕКТА, НО ЧАЩЕ ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ ОДНОСЛОЖНОЕ С ПОМОЩЬЮ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ИНТЕГРАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
ИНФОРМАЦИЯ ВОСПРИНИМЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТА, НО ФРАГМЕНТАЛЬНО
ИНФОРМАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ В ЦЕЛОМ, НО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕЙСТВИЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
ИНТЕГРАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНФОРМАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, НО ФРАГМЕНТАЛЬНО
ВОСПРИНИМАЕМАЯ В ЦЕЛОМ ИНФОРМАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНА
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНФОРМАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЧЕРЕЗ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ, НО СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ
Индивидуальный познавательный стиль
Базовая модель технологии развития критического мышления.
В основе технологии лежит следование трём фазам:
Рефлексия
Осмысление новой информации
или Реализация
Вызов
Фаза ВЫЗОВА
Задачи:
- актуализировать знания;
- пробудить познавательный интерес;
- помочь определить направления в изучении темы.
Приемы:
- Мозговая атака (парная или групповая).
- Ключевые термины.
- Перепутанные логические цепи.
- Составление списка известной информации.
- Игра «Верю - не верю».
- Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).
- Дерево предсказаний.
- Корзина идей.
- Ассоциации.
Приём «Что я знаю»
1 ) Озвучивание темы.
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?.
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний.
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана.
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы.
2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки).
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены.
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана.
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём «Буквенный диктант»
Учащиеся отвечают на вопрос про себя, записывают лишь
первую букву. Затем из выделенных букв составляют слово.
Урок природоведения (5 класс)
А – сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный (арбуз)
Т – седой дедушка у ворот всем глаза заволок (Туман)
О – никто не пугает, а вся дрожит (осина)
М – сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу (муравей)
Тема урока: «Атомы. Химические элементы»
Приём «Ключевые слова»
1) О звучивание темы.
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения.
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
ЭВОЛЮЦИЯ БИГЛЬ ДАРВИН ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ИДЕЯ
Приём «Перепутанные логические цепочки »
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи
Приём «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её
Платон (ученик Аристотеля), древнегреческий философ, сказал: «Человек – это двуногое существо, лишенное перьев». Ученик Сократа принес ему ощипанного петуха.
Задание: Попробуйте определить, кто такой человек?
Приём «Кластер»
ЧЕЛОВЕК
Приём «Задание со сменой установки»
На доске заранее пишется задание (понятия,
названия растений, животных). Учащимся
предлагается их запомнить в том же порядке.
Затем понятия закрыть, а учащиеся должны по
стараться ответить на вопросы учителя.
Тема: «Многообразие млекопитающих»
Коала, тигр, крот, ушан, белка, кит, лошадь
Приём «Задание со сменой установки»
- Сколько всего животных?
- На каком месте стоит животное, которое относится к отряду Грызуны?
- На каком месте стоит животное, способное к полету?
- Название какого животного написано после тигра?
- Название какого животного стоит первым?
- Какое животное ошибочно называют рыбой?
Приём «Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме.
2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно.
Фаза осмысления
Задачи:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- помочь соотнести старые знания с новыми.
Приемы:
- Система маркировки текста I.N.S.E.R.T .
- Опорный конспект.
- Взаимообучение.
- Интерактивная лекция.
- Чтение с остановками.
- Поиск ответов на поставленные вопросы.
- Проверка утверждений.
- Сравнительная таблица.
- Тонкие и толстые вопросы.
Приём «Чтение с остановками»
1) Разбить текст на логические части.
2) Учащиеся знакомятся с текстом, останавливаясь в определенных местах (по усмотрению учителя).
3) Учащимся задаются вопросы дальнейшем развитии мысли.
4) Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным.
Растения-хищники
В сыроватых местах на окраинах торфяных болот растет неприметное
растеньице. Много веков знали о нем люди, часто видели, отправляясь за
клюквой на болота. Кругленькие листочки, маленькие, с копеечную
монетку, плотно прижатые к земле. У растения на листиках хорошо видны
капельки жидкости, похожие на росинки .(Остановка. Как вы думаете
назвали это растение?) Его назвали Росянкой. Капельки жидкости не роса.
Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что капельки висят на
тонких волосках, или иголочках, которыми покрыты листья. Это особая
клейкая и едкая жидкость. Но мухи и комары не знают об этом. Для них
капельки – роса . (Остановка. Как вы думаете, что будет дальше и почему?)
Мухи летят к этим капелькам и намертво к ним приклеиваются. Лист
начинает скручиваться, как бы сжимается в кулак. Пройдет время и лист –
кулак сожмется окончательно. Растение переваривает, пойманное
животное . (Остановка. Как вы думаете зачем росянка поедает насекомых?)
Росянка – хищник вынужденный: корни у нее слабые, почвы на которых
она растет, бедны питательными веществами. Нехватку этих веществ она
восполняет таким способом.
Приём «Восстанови текст»
1) Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски.
2) Под тексом записаны пропущенные цифры или слова.
3) Учащимся предлагается заполнить пропуски в тексте.
4) Проводится взаимо- или самопроверка.
Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из капсулы и системы канальцев, длина которых в каждом нефроне составляет …50… мм. В каждой почке насчитывается около .1млн.… нефронов.
В процессе мочеобразования выделяют два этапа. На первом этапе образуется первичная моча в количестве …170… литров в сутки. В результате второй фазы образуется …1,5.. литра вторичной мочи. Вторичная моча стекает по мочеточникам и накапливается в течение …3… часов в мочевом пузыре емкостью …750… мл.
3, 170, 1 000 000, 750, 50, 1,5.
Приём «Таблица верных и неверных утверждений»
Позволяет организовать работу по изучению учебного
текста. Учащимся предлагается несколько утверждений
по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные.
Напротив каждого утверждения ученик ставит
соответствующий значок:
«+» - согласен
«-» - не согласен
«?» - сомневаюсь
Далее ученикам предлагается учебный текст, работая с
которым, они находят подтверждение или опровержение
утверждений.
Приём «Маркировочная таблица»
Составляется индивидуально по результатам работы с текстом
Знаю
«+»
Хочу узнать
«-»
Узнал новое
« V »
Вопросы
«?»
Материал обсуждается в парах и сообщается учителю, который её фиксирует. Обсуждение позволяет систематизировать информацию и выделить главные вопросы
Прием: «Тонкие и толстые вопросы»
- Кто?
- Как?
- Что?
- Какова формулировка?
- Что называют..?
- Как можно назвать?
- Как можно применить?
- Какую информацию несет?
- Отличается ли…?
На «тонкий» вопрос может быть только один ответ, на толстые вопросы может быть дано несколько правильных ответов. Таким образом, при подведении итогов работы над «толстыми» вопросами на стадии рефлексии необходимо обсудить мнение каждой группы с целью формирования коллективного аргументированного мнения по соответствующему вопросу.
Приём «Взаимообучение»
В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:
- Суммируют содержание абзаца.
- Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него.
- Разъясняют, что непонятно.
- Дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)
Приём «Автобусная остановка»
Можно использовать, когда ученики стесняются задавать вопросы учителю или одноклассникам.
В начале урока учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают их на доске.
Учитель периодически подходит к вопросам и на них отвечает.
Если в процессе урока ученик находит ответ на свой вопрос, то он подходит к доске и снимает свой листок.
Фаза рефлексии
Задачи:
- помочь самостоятельно обобщить изученный материал;
- помочь самостоятельно определить направления изученного материала.
Приемы (зависят от приемов вызова ) :
- Составление схемы.
- Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ.
- Краткое сочинение.
- Дискуссия.
- «Оставьте за мной последнее слово».
- Эссе.
- Графическая организация материала.
- Составление синквейна.
- Письмо.
Приём «Синквейн»
1 строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект, о котором пойдет речь в синквейне.
2 строка – два слова (прилагательные или причасти). Необходимы для описания признаков и свойств.
3 строка – три глагола, описывающие свершаемыми данным объектом действия.
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту.
5 строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Приём «Письмо по кругу»
Прием используют для совместной рефлексии или активного повторения изученного.
В группе даются листы, на каждом из которых записан свой вопрос (Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы предложили?). Ответы могут каса ться не только изученного материала, но и самой организации урока.
Подведение итогов урока
двойной результат:
(осознание школьниками собственной деятельности
и ее результатов )
Как чувствовал себя в процессе учения
С каким настроением работал
Доволен ли собой
Насколько мне комфортно работалось в группе
Были ли у меня затруднения при работе в группе?
Достиг ли цели?
Мне этот материал должен для дальнейшей работы
Что я за птица?
критерий
3 балла
АКТИВНОСТЬ
ВЫСОКАЯ
2 балла
МАТЕРИАЛ УРОКА
ОБЪЯСНИТЬ ТОВАРИЩУ ТЕМУ
1 балл
СРЕДНЯЯ
УСВОИЛ ХОРОШО
МОГУ САМ
НИЗКАЯ
УСВОИЛ ЧАСТИЧНО
УСВОИЛ СЛАБО
МОГУ, НО С ПОДСКАЗКОЙ
ЗАТРУДНЯЮСЬ
Результаты
3 - 4 балла
ВОРОБЕЙ!
Собирай знания по зернышку
5 -7 баллов
СОЛОВЕЙ!
Поведай о знаниях другим
8 - 9- баллов
ОРЕЛ!
Открывай тайны природы
Шесть шляп
- Метафора «Шесть шляп» введена психологом Эдвардом де Боно, данный методический прием также применяется на стадии рефлексии. Учащиеся, получив шляпу соответствующего цвета, представляют полученную на уроках информацию, критически оценивая ее, с различных точек зрения, исходя из типа мышления. Памятка для учащихся: Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами Желтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему) Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему) Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия, раздражение) Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.) Синяя шляпа – философская, обобщающая.
Класс – это множество субъектов,
у каждого из которых своя высота, своя планка,
свое особенное
и неповторимое «я»
Мы всегда должны об этом
помнить –
только тогда мы сможем помочь
нашим ученикам стать
успешными!
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!