МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Кафедра педагогической психологии и психодиагностики
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Технология медиации в социальной сфере
на тему: «Познавательная (когнитивная) медиация»
Работу выполнила:
Студентка 3 курса 342 группы заочной формы обучения
Направления: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования и социальной сферы
Хлыстова Дарья Сергеевна
Проверил:
Доцент кафедры социальной психологии образования и развития
Факультет психолого-педагогического и специального образования
Бочарова Елена Евгеньевна
Саратов 2022
Содержание
Введение
Понятие и сущность когнитивной медиации как альтернативного способа урегулирования спора
Техники и роли медиатора
Заключение
Библиографический список
Введение
В современном мире проблема конструктивного разрешения конфликтов настолько актуальна, что ее решение считается залогом выживания человечества в целом. В обостренном противоречиями и конфликтами социуме неизбежно столкновение разных мнений, ведущее к спорам, дискуссиям, необходимости оправдания и опровержения тех или иных точек зрения. В таких условиях аргументация является средством, с помощью которого стороны могут прийти к взаимному соглашению, осуществить ненасильственное решение политических, культурных, экономических и др. проблем. Другая причина заключается в том, что процедура медиации характеризуется высокой полемичностью, при этом аргументативный диалог является одним из способов реализации соответствующего типа дискурса.
Медиация как технология разрешения конфликтов — это новое течение в дискурсивной практике, широко применяемое во всем мире. Безусловно, что изучение подобного вида дискурса требует глубокого анализа и с точки зрения речевой организации, и в когнитивном плане. Исследование медиации как формы альтернативного разрешения споров вскрывает новые аспекты в изучении вопросов, связанных с аргументацией, ее функциями и полем использования в речевой деятельности.
Познавательная (когнитивная) медиация отличается от других видов тем, что ее представители для погашения эмоций сторон используют метод активизации сознания, мышления сторон, работы с информацией, выдвижения и проверки гипотез. Медиатор не просто применяет соответствующие медиативные техники организации конструктивной коммуникации и переговоров, а разъясняет основные понятия медиации (например, отличие интересов от позиций) и ожидаемый эффект тех или иных действий.
Понятие и сущность когнитивной медиации как альтернативного способа урегулирования спора
Медиация интегрирует знания из различных научных областей, таких как конфликтология, психология, социология, культурология и лингвистика. Объем знаний, предоставляемых данными науками, является аналитическим обеспечением медиации и имеет потенциальное значение для формирования ее теоретической основы. В сфере конфликтологии медиацию можно представить в качестве процедуры с участием посредника, состоящей в легитимизации конфликта, определении его направленности, построении взаимоотношений между сторонами в форме конструктивного диалога и его разрешении.
Особое место в данной области занимает определение факторов, являющихся предпосылками к возникновению и прекращению спора. Мирное урегулирование конфликта является базисом в упорядочении правоотношений и выражено в согласовании разнородных интересов и поиске взаимоприемлемых решений.
Социология и культурология содержат концепции, позволяющие выявить особенности и закономерности коммуникации, свойственные отдельным сообществам и государствам в целом. Научные изыскания в данных областях имеют практическое значение для разрешения споров, имеющих международный, трансграничный характер. Согласно предложенной Н.И. Башмаковой дефиниции медиация с точки зрения социологии и культурологии представляет собой «уникальный интегративный феномен, являющийся одним из ключевых инструментов обеспечения социального равноправия, плюрализма языков и культур в пространстве мирового сообщества» [3].
Для психолого-ориентированных технологических моделей медиации характерна максимальная степень неформальности, близкая к процедуре психологического консультирования. В частности, нарративная медиация строится по принципу беседы, в ходе которой стороны совместно переписывают конфликтную историю взаимоотношений. Исходным принципом трансформативной медиации является возложение на стороны ответственности не только за ее исход, но и за процесс обсуждения, в связи с чем медиатор следует за сторонами, периодически сверяясь, что и в какой последовательности они хотят обсуждать. Провокативный метод также исходит из установки свободного общения сторон и терпимого отношения медиатора к любым эмоциям и формам их проявления. В качестве основной техники, используемой медиатором-интервенционистом, является проведение медиации непосредственно в привычной для семьи обстановке. Таким образом, психолого-ориентированное направление развития медиативной технологии характеризуется высокой степенью не только содержательной, но и процедурной самостоятельности сторон.
Общими чертами (особенностями) всех технологических моделей медиации, развивающихся в рамках психолого-ориентированного направления, выступают:
более длительная работа с эмоциями и взаимоотношениями сторон, предполагающая, в том числе углубленную проработку прошлого;
менее структурированная процедура (постструктуралистский подход – медиатор следует за сторонами);
проработка не только насущных проблем, но и взаимоотношений на далекую перспективу;
особый подход к результату медиации – даже если сторонам не удалось прийти к соглашению, это не означает, что медиация «провалилась» (принцип «хорошие взаимоотношения ценятся больше, чем договоренности сами по себе»);
активное использование психологического инструментария, например, метафорических карт.
Право-ориентированное направление развития медиативной технологии сформировалось в 80–90-х гг. прошлого века в результате интегрирования процедуры медиации в систему судебной защиты в качестве обязательного досудебного этапа и формы организации судебного примирения. По этой причине данное направление именуют также судебной (юридической) медиацией.
Общим признаком данного технологического направления медиации выступает организация между сторонами традиционных позиционных (компромиссных, дистрибутивных) переговоров, нацеленных на заключение сторонами соглашения путем взаимных уступок (отказа от части требований).
Категоризация способов коммуникативного управления интеракцией содержит инициативные предписывающие ходы, активное установление и смену коммуникативных ролей, темы, стиля, тональности переговоров
Техники и роли медиатора
Добиться результатов медиатору позволяют такие коммуникативные инструменты как четкая организация процесса медиации, активное слушание и работа с эмоциональным состоянием сторон, проверка на реальность выдвигаемых предложений и использование функции «адвоката дьявола». Когда стороны подготовлены к переговорам, медиатор может помочь им эффективно сформулировать предложения и провести сами переговоры таким образом, что ценности обеих сторон будут восприняты как ценности, а дальнейшее взаимодействие будет конструктивным и бесконфликтным. Рассмотрим более подробно, как происходит процесс медиации [1].
Главная роль медиатора – это организация процесса медиации. С момента прихода клиентов на медиацию медиатор задает им правила поведения, помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, и на протяжении всей медиационной сессии поддерживает как выполнение достигнутых процедурных соглашений, так и корректные отношения между сторонами.
Медиатор должен быть также активным слушателем. (Эта роль медиатора хорошо известна психологам). Ему следует понимать как содержательную, так и эмоциональную составляющую речи спорящих, а затем показать (дать обратную связь) конфликтантам, что он их действительно услышал. Бесстрастный повтор медиатором ранее сказанного позволяет обоим сторонам лучше понять друг друга. При этом медиатор должен разводить события (или факты), по поводу которых произошел конфликт, оценку этих событий участниками и те чувства, которые по поводу названных событий переживают участники. Повторение сказанного, лишѐнное в исполнении медиатора эмоциональной окраски, направляет обсуждение сторон на содержательную сторону спора. Следует также заметить, что фиксация внимания к словам говорящего повышает доверие конфликтующих к медиатору.
Медиатор как анализатор конфликта помогает сторонам осознать существенные аспекты для будущего решения проблемы. Суть этой функции в том, чтобы помочь сторонам разобраться в ситуации и, тщательно исследовать, какие могут быть варианты выхода из нее. Как уже было сказано, медиатор не имеет права оценивать ни сам конфликт, ни поведение и действия людей в нем, ни давать какие-либо советы, в том числе и по поводу решения конфликта. (Сравните, поведение администратора или судьи).
Медиатор должен приходить на медиацию «пустым»! Это одно из основных и самых сложных правил медиации. Умение отстроиться от личных предубеждений, прошлого опыта, похожих случаев - очень важно для работы. Медиатор помогает сторонам осознать, в чем их подлинные интересы и какие шаги могут быть сделаны, чтобы стороны урегулировали свои взаимоотношения. Если стороны могут договориться с участием медиатора, то почему они не могут это сделать самостоятельно? Почему стороны сами не могут разрешить конфликт, если они заведомо знают ситуацию лучше, чем медиатор? Дело в том, что стороны обычно обсуждают на переговорах не свои интересы, а занятые в процессе конфликтной ситуации позиции. (А позиции люди готовы защищать «не щадя живота своего!»). Эти позиции, как правило, действительно несовместимы друг с другом, а потому их обсуждение не может привести к решению проблемы.
Задача медиатора в процессе анализа конфликта как раз и состоит в том, чтобы показать сторонам, какие интересы стоят за их позициями. Осознав интересы, можно построить новые позиции, которые будут пересекаться, обеспечивая составление соглашения для разрешения конфликта. Но встречаются ситуации, когда интересы практически не пересекаются. В таких случаях приходится составлять соглашение только о самых важных и необходимых общих интересах. Например, «не использовать силовые методы»; «разойтись и больше не взаимодействовать, не вмешиваясь в дела, друг друга».
Медиатор проверяет на реалистичность то, что говорят стороны: реализуемость высказываемых предложений, наличие обсуждаемых ресурсов, выполнимость принятых соглашений. Тест на реальность чаще всего связан с вопросами типа: «Что (или как) вы конкретно предлагаете сделать?» «Как вы думаете, что произойдѐт, если...?» Медиатор, проверяющий реалистичность соглашения, обязан позаботиться о том, чтобы договоренности были надежными и долгосрочными [1].
Е.Н. Иванова предлагает определение «техникам медиатора». Это специальные действия или системы действий, обеспечивающие реализацию его функций при подготовке и проведении медиации [4].
На основе списка предоставленный Ивановой Е.Н. универсальных техник медиации, мы предлагаем следующую классификацию видов техник: существуют универсальные техники медиации [4]:
1. Техника эффективной коммуникации. Поддерживание и улучшение коммуникации для построения конструктивного диалога.
2. Техника ведения партнерской беседы. Техники, которые могут оказывать разрушающие действие на коммуникацию: негативная оценка партнера, не принятие во внимание слов собеседника, эгоцентризм. Техники, ухудшающие коммуникацию: расспрашивание собеседника, замечания по поводу хода диалога, поддакивание. Техники, которые способствуют взаимопониманию собеседников: перефразирование, развитие идеи (уточнить информацию, проверить идею на реалистичность), резюме.
3. Слушание. Виды слушания: активное слушание, пассивное слушание, рефлексия содержания, рефлексия эмоций, пассивное вербальное, пассивное невербальное, сплошная рефлексия содержания, избирательная рефлексия содержания, сплошная рефлексия эмоций, избирательная рефлексия эмоций, вербальное нерефлексивное, невербальное нерефлексивное, вербальное эмпатическое, невербальное эмпатическое.
4. Предоставление обратной связи.
5. Техники регуляции эмоциональной атмосферы в медиации. Приемы безобвинительного высказывания. Техники модификации нежелательного поведения.
6. Техники фасилитации взаимодействия сторон. Управление процессом медиации и проверка предложенных решений на соответствие поставленным задачам.
7. Техники поддержки сторон. Формы проявления: понимание клиента; признание нормальности и законности чувств клиента; предложение помощи и др.
8. Конструктивная конфронтация с клиентом.
9. Техники концентрации внимания и распознавания истинного значения вербальной и невербальной информации.
Проверка искренности сказанного клиентом.
Техника обработки и структурирования информации.
Техника использования визуализации и картирования конфликта.
Техники выявления интересов, позиций, целей (даже когда сторона скрывает истинные намерения).
Распознавание невербального поведения сторон.
Техники формулирования вопросов для обсуждения, формирования разных предложений совместно со сторонами.
Техники саморегуляции.
Используемые техники помогают участникам построить конструктивный диалог, в котором каждая сторона может высказать свою позицию и выступить со своими предложениями. Существует еще одна продуктивная техника - вопросы в медиации. Она позволяют прояснить противоречия; создать условия для передачи информации; найти причины конфликта с помощью примеров, объяснений; сохранить равноправие сторон; активизировать пассивного участника; поощрить участника, который затрудняется продолжать разговор.
Существуют разные виды вопросов, которые обеспечивают успешное построение диалога между сторонами и медиатором.
1. Вопросы, направленные на прояснение позиции стороны:
Экстернализующие и интернализующие вопросы.
Интернализующие вопросы — вопросы, направленные на описание ценностей человека, которые определяют его поведение. («Что свидетельствует о том, что Василий Иванович неорганизованный человек?» - в данном вопросе предполагается, что неорганизованность является неотъемлемая часть человека. Пример: «Пробовали ли вы что-нибудь сделать, чтобы изменить Василия Ивановича?»).
Экстернализующие вопросы помогают ослабить влияние переживаний, помочь человеку перейти к действиям. («Как неорганизованность проявляется в вашей работе с Василием Ивановичем? В какие моменты она проявляется?» - в вопросе неорганизованность рассматривается отдельно от человека. Экстернализующией вопрос помогает посмотреть на явление со стороны: «Как неорганизованность влияет на Василия Ивановича, на его эффективность, на ваше отношение к нему? Что она заставляет вас делать, чему мешает?». Данные вопросы мотивируют на развитие и сохранение позитивного опыта: «Бывает ли случаи, когда Василию Ивановичу удавалось справиться с неорганизованностью? Что этому способствовало? Что делали для этого вы?». Примеры: «Что предательство сделало с той теплотой, которую вы испытывали друг к другу?», «Как тревога влияет на ваши творческие способности и деловые качества?», «Как недопонимание повлияло на ваши отношения с детьми?»).
Вопросы на картирование конфликта: вопросы на выявление широты влияния: «Какие последствия несет для вас конфликт?», «Возможно трудности толкнули вас на какие-то действия?»; вопросы на выявления продолжительности конфликта: «Когда эти трудности стали помехой в вашей работе?», «Каким образом развивалась и вырастала проблема?», «Куда это может привести вас дальше?»; вопросы на выявление глубины конфликта: «Насколько сильно вы переживаете по поводу этой ситуации?»; вопросы на выявление влияния людей на конфликт: «Что вы пытались сделать для урегулирования этого конфликт?».
Вопросы дискурсивного расспрашивания — это вопросы, которые позволяют понять представления участников конфликта: «Что для вас значит надежность?», «Какие границы не должен нарушать человек?».
Вопросы на выстраивание истории проблемы: «Когда разногласия стали заметны вам?», «Какова история возникновения разногласий?».
2. Вопросы, направленные на усиление включенности участников в процесс: Вопросы, которые показывают ситуацию в неожиданном ракурсе: «Есть ли у вас опыт подобных отношений, который помог бы разрешить противоречия?».
Оценка «желательности» конфликтной ситуации — вопросы, усиливающие вовлеченность участников в процесс урегулирования: «Как вы думаете, куда этот конфликт вас ведет?», «Что будет через несколько месяцев?», «Хотели бы вы такого будущего?», «Хотели бы все изменить?».
Процентные вопросы — вопросы на определение «места конфликта в жизни человека» по процентной шкале: «На сколько процентов вы чувствуете себя сейчас, 100% - полное благополучие, 0% - полная безнадежность?».
3. Вопросы, направленные на разрушение и формирование новых представлений о ситуации:
Деконструктивные вопросы — вопросы, которые разрушают стереотипы, установки и включают человека в новый контекст: «Если вы чувствуете, что ваше доверие было обмануто, на основании каких принципов вы выносите это суждение?», «Как вам кажется, обстоятельства в которые эти границы были впервые поставлены до сих пор актуальны?».
Вопросы переописания — вопросы, которые привлекают внимание сторон к позитивному опыту взаимоотношений: «Что для вас значит тот факт, что вам удалось достичь согласия по этому поводу?».
Вопросы «уникального переописания» — вопросы, направленные на закрепление новой истории взаимоотношений: «Если бы раньше вы разговаривали также спокойно, как сейчас, решились бы возникшие трудности?».
4. Вопросы, подталкивающие участников к принятию решений [2]:
Альтернативные вопросы - вопросы, подталкивающие к принятию решения, предоставив участнику варианты выбора: «Вам удобнее встретиться завтра или послезавтра?», «Вы будете использовать оборудование в офисе или на производстве?».
Блокирующие вопросы - вопросы, которые позволяют конкретизировать ситуацию: «Каких фактов Вам не хватает для принятия решения?», «Что именно Вас смущает в этом предложении?», «Недостаток какой информации заставляет Вас откладывать решение нашего вопроса на потом?».
Заключение
Сущность медиации в контексте психологического понимания заключается в основанной на негативных эмоциях коммуникации участвующих в споре сторон, направленной на погашение конфликта путем поиска компромиссного решения. Имманентным признаком медиации является коммуникативная роль, определяемая как динамический аспект статуса, отражающий психологическое состояние коммуникантов.
Психология и иные связанные с ней науки направлены на исследование влияния мотивации, функционального состояния, когнитивных механизмов на поведение человека.
Библиографический список
1. Аллахвердова О. В. Медиация как рациональный способ урегулирования ценностных конфликтов // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-ratsionalnyy-sposob-uregulirovaniya-tsennostnyh-konfliktov (дата обращения: 13.04.2022).
2. Архипов С. В. Диалогический принцип как форма системного мышления / Logos et Praxis. 2013 г. №1.
3. Башмакова Н.И. Медиация как феномен и актуальная составляющая профессиональной деятельности современного специалиста в условиях глобализации социума / Н.И. Башмакова // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1 (50). С. 77.
4. Медиация: Учебник / Под ред. А.Д. Карпенко, А.Д. Осиновского. – СПб.: Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Статут, 2016 г. – (Библиотека журнала «Третейский суд», вып. 8).