СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология подготовки к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет начинающему учителю лучше понять технологию подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Просмотр содержимого документа
«Технология подготовки к ОГЭ по русскому языку»

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ  К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  В 9 КЛАССЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ В 9 КЛАССЕ Цель: обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе формирования различного вида компетенций. Подготовка к сжатому изложению Сочинение на лингвистическую тему, и на тему, связанную с интерпретацией текста Задания типа В В 1 – В 14 Задания типа А А 1 – А 6

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ В 9 КЛАССЕ

Цель: обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе

формирования различного вида компетенций.

Подготовка к сжатому

изложению

Сочинение на лингвистическую тему, и на тему, связанную с интерпретацией текста

Задания типа В

В 1 – В 14

Задания типа А

А 1 – А 6

КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ И ВИДЫ (ФОРМЫ) РАБОТ НА УРОКЕ Поиск ключевых слов Подготовка к сжатому изложению Поиск ошибок сжатия и редактировани е текста Составление тезисного плана (из микротем) Устный пересказ (по памяти) Сопоставление двух текстов: где сжатыйтекст? где подробный? Восстановление текста по данным словам, фрагментам Письменный пересказ

КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ И ВИДЫ (ФОРМЫ) РАБОТ НА УРОКЕ

Поиск

ключевых слов

Подготовка к сжатому

изложению

Поиск ошибок сжатия и редактировани е текста

Составление тезисного плана

(из микротем)

Устный пересказ

(по памяти)

Сопоставление двух текстов: где сжатыйтекст? где подробный?

Восстановление текста по данным словам, фрагментам

Письменный пересказ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ   над сжатым  изложением Шаг 1. Слушаем текст первый раз. (5 мин) Шаг 4 . Пишем черновик. (30 мин) Соблюдай деление текста на части (в 1 абзаце может быть 2 микротемы) Постарайтесь представить то, о чем пишет автор Поменьше пиши – больше слушай! Шаг 5. Читаем и проверяем текст. (5 мин) Шаг 2. Обдумываем текст. (5 мин) Изложение не должно быть сочинением. Запиши ключевые слова по памяти. Восстанови микротемы в виде плана . Воспользуйся словарем! Шаг 3. Слушаем текст второй раз. (5 мин) Шаг 6. Пишем чистовик. (30 мин) Дополни словарь ключевых слов. Запиши средства связи между предложениями.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ над сжатым изложением

Шаг 1. Слушаем текст первый раз. (5 мин)

Шаг 4 . Пишем черновик. (30 мин)

Соблюдай деление текста на части

(в 1 абзаце может быть 2 микротемы)

Постарайтесь представить то, о чем пишет автор

Поменьше пиши – больше слушай!

Шаг 5. Читаем и проверяем текст. (5 мин)

Шаг 2. Обдумываем текст. (5 мин)

Изложение не должно быть сочинением.

Запиши ключевые слова по памяти.

Восстанови микротемы в виде плана .

Воспользуйся словарем!

Шаг 3. Слушаем текст второй раз. (5 мин)

Шаг 6. Пишем чистовик. (30 мин)

Дополни словарь ключевых слов.

Запиши средства связи между предложениями.

Решение заданий типа А Текстоведческий анализ Проблема понимания текста √ Определение темы.  √ Поиск основной мысли. √ Подбор заголовка. √ Тип речи. √ Стиль текста. √ Круг проблем. √ Средства связи предложений в тексте.

Решение заданий типа А

Текстоведческий анализ

Проблема понимания

текста

Определение темы.

Поиск основной мысли.

Подбор заголовка.

Тип речи.

Стиль текста.

Круг проблем.

Средства связи предложений в тексте.

Лингвистический тренажёр (Г. А. Богданов а ) Выполнение заданий типа B Тестовые задания Разноаспектный анализ текста (Р. М. Гриценко)

Лингвистический

тренажёр

(Г. А. Богданов а )

Выполнение заданий типа B

Тестовые задания

Разноаспектный анализ текста

(Р. М. Гриценко)

Сообщение на лингвистическую тему Подготовка к выполнению части C  (C 1  и C 2 ) C 1 Логическая схема текста-рассуждения Сочинение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией текста Шаблон сочинения  « Зачем нужна пунктуация ?» C 2 Словарная работа 1 – Образцы сочинений Подбор высказываний, афоризмов, иллюстрирующих идею текста 2 – Поиск аргументов в тексте к данному высказыванию 3 – Круг проблем в тексте и жизненный опыт учащихся 4 –

Сообщение на лингвистическую тему

Подготовка к выполнению части C (C 1 и C 2 )

C 1

Логическая схема текста-рассуждения

Сочинение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией текста

Шаблон сочинения

« Зачем нужна пунктуация ?»

C 2

Словарная работа

1 –

Образцы сочинений

Подбор высказываний, афоризмов, иллюстрирующих идею текста

2 –

Поиск аргументов в тексте к данному высказыванию

3 –

Круг проблем в тексте и жизненный опыт учащихся

4 –

Описание технологии  1.Выбор текста учителем ( с учётом проблематики и возможностей для  лингвистического и текстоведческого анализа).  Объём слов - от 100 до 250 слов.  2. Выразительное чтение текста учителем ( с обязательным интонационным выделением ключевых слов и микротем).  3 . Составление словарика ключевых слов учеником  4.Цитатный план из микротем.  5.Создание сжатого пересказа на основе авторского текста.  6.Текстоведческий анализ ( 1-5 заданий) и анализ языковых единиц ( 1-5 заданий)  7.Сочинение- рассуждение ( ответ на проблемный вопрос, объём работы- 0,5 страницы)  ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на каждом уроке целесообразно включать разные шаги. 1- 2 раза в месяц проводить урок, состоящий из всех этапов

Описание технологии

1.Выбор текста учителем ( с учётом проблематики и возможностей для

лингвистического и текстоведческого анализа).

Объём слов - от 100 до 250 слов.

2. Выразительное чтение текста учителем ( с обязательным интонационным выделением ключевых слов и микротем).

3 . Составление словарика ключевых слов учеником

4.Цитатный план из микротем.

5.Создание сжатого пересказа на основе авторского текста.

6.Текстоведческий анализ ( 1-5 заданий) и анализ языковых единиц ( 1-5 заданий)

7.Сочинение- рассуждение ( ответ на проблемный вопрос, объём работы- 0,5 страницы)

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на каждом уроке целесообразно включать разные шаги.

1- 2 раза в месяц проводить урок, состоящий из всех этапов

Образец работы с текстом Текст взят из сборника «Разноаспектный анализ текста» Р.М. Гриценко ( № 65)  Выбор текста обусловлен актуальностью проблематики и небольшим объемом (110 слов):  -проблема воспитанности  - проблема отношения к другим людям.  (1) Воспитанные люди уважают человеческую личность , а потому всегда снисходительны. мягки, вежливы. (2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.(3) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (4)Они чистосердечны и боятся лжи , как огня. (5)Не лгут они даже в пустяках.(6) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшой братии.(7) Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.  (8) Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие.(9) Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.  (10) Они не суетны. (11) Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями.  (А.П.Чехов)

Образец работы с текстом

  • Текст взят из сборника «Разноаспектный анализ текста» Р.М. Гриценко ( № 65)

Выбор текста обусловлен актуальностью проблематики и небольшим объемом (110 слов):

-проблема воспитанности

- проблема отношения к другим людям.

(1) Воспитанные люди уважают человеческую личность , а потому всегда снисходительны. мягки, вежливы. (2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.(3) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (4)Они чистосердечны и боятся лжи , как огня. (5)Не лгут они даже в пустяках.(6) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшой братии.(7) Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.

(8) Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие.(9) Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

(10) Они не суетны. (11) Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями.

(А.П.Чехов)

Словарик на тему “ Нравственность ” Воспитанные люди , человеческая личность , снисходительны , вежливы, сострадательны болеют душой , чистосердечные , пускают пыль в глаза , не болтливы , не лезут , не унижают себя , сочувствие , не играют на струнах чужих душ, не суетны. *Какие средства художественной выразительности можно найти?(боятся лжи , как огня ; не пускают пыли в глаза ; не занимают такие фальшивые бриллианты ,как знакомство со знаменитостями;грать на струнах чужих душ.

Словарик на тему “ Нравственность ”

  • Воспитанные люди , человеческая личность , снисходительны , вежливы, сострадательны болеют душой , чистосердечные , пускают пыль в глаза , не болтливы , не лезут , не унижают себя , сочувствие , не играют на струнах чужих душ, не суетны.
  • *Какие средства художественной выразительности можно найти?(боятся лжи , как огня ; не пускают пыли в глаза ; не занимают такие фальшивые бриллианты ,как знакомство со знаменитостями;грать на струнах чужих душ.
Цитатный план из микротем Воспитанные люди уважают человеческую личность. Они сострадательны… Они болеют душой… Они боятся лжи… Они не рисуются… Они не болтливы… Они не унижают себя… Они не играют на струнах чужих душ… Они не суетны… *Какой тип связи предложений в тексте?(параллельный) *Какое средство связи предложений в тексте использует автор?

Цитатный план из микротем

  • Воспитанные люди уважают человеческую личность.
  • Они сострадательны…
  • Они болеют душой…
  • Они боятся лжи…
  • Они не рисуются…
  • Они не болтливы…
  • Они не унижают себя…
  • Они не играют на струнах чужих душ…
  • Они не суетны…
  • *Какой тип связи предложений в тексте?(параллельный)
  • *Какое средство связи предложений в тексте использует автор?
Текстоведческий анализ Сформулируйте тему текста в одном предложении - Что значит быть воспитанным? - Каким должен быть воспитанный человек? - Воспитанные люди уважают человеческую личность. *Как вы думаете, кто автор этого текста?

Текстоведческий анализ

  • Сформулируйте тему текста в одном предложении
  • - Что значит быть воспитанным?
  • - Каким должен быть воспитанный человек?
  • - Воспитанные люди уважают человеческую личность.
  • *Как вы думаете, кто автор этого текста?
Анализ языковых единиц Выпишите из предложений №4-8 три слова с разными способами словообразования Чистосердечны(кр. прил.) ? Пустяк (существ.)? Спрашивать(глагол)? *К каким частям речи относятся эти слова?

Анализ языковых единиц

  • Выпишите из предложений №4-8 три слова с разными способами словообразования
  • Чистосердечны(кр. прил.) ?
  • Пустяк (существ.)?
  • Спрашивать(глагол)?
  • *К каким частям речи относятся эти слова?
Сочинение – рассуждение , связанное с интерпретацией текста. Воспитанные люди… Их так мало встречается вокруг нас. Автор пишет , что они уважают человеческую личность. А что значит уважать другого человека? Я думаю, что…

Сочинение – рассуждение , связанное с интерпретацией текста.

  • Воспитанные люди… Их так мало встречается вокруг нас. Автор пишет , что они уважают человеческую личность. А что значит уважать другого человека? Я думаю, что…