МКОУ «Хивская СОШ им.М.Шамхадова»
«Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы».
Выполнила учитель русского языка и литературы
Агададашева З.А.
2018г.
: «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы».
Компетенция – область знания, в которой человек может быть осведомлён как профессионал или, возможно, как любитель. Компетенция - это наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика; цель обучения и набор компонентов содержания, усвоение которых должно обеспечить формирование указанной компетенции.
Компетентность же предполагает, обычно высокий, уровень владения определенной областью, а мнение специалиста в данной области считается авторитетным. Компетентность - это личностная характеристика человека, который усвоил необходимый набор компонентов содержания, овладел той или иной компетенцией
Аспекты формирования ключевых и предметных компетенций:
• ключевые компетентности;
• обобщенные предметные умения;
• прикладные предметные умения;
• жизненные навыки.
Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода:
• Научить учиться: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных,
• Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Ключевые компетенции
• Ценностно-смысловые компетенции.
• Общекультурные компетенции.
• Информационные компетенции.
• Исследовательские компетенции.
• Коммуникативные компетенции.
• Социально-трудовые компетенции.
• Компетенции личностного самосовершенствования
Реализация компетентностного подхода
• Первая линия направлена на формирование ключевых компетентностей надпредметного характера. Например, педагогические техники и технологии формирования умений понимания научных текстов, обработки информации разного рода, действия в группе.
• Вторая линия реализации компетентностного подхода связана с формированием обобщенных умений предметного характера. К ним относятся, например, умение решать классы задач по химии, умение интерпретировать таблицы и диаграммы
• Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера химии. Здесь важна идея деятельностного характера обучения химии. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах. Здесь можно привести очень простой пример. Можно требовать от школьников знания формул, а можно - умения решать задачи с применением этих формул
Педагогические технологии
• Опережающий метод изучения классов неорганических веществ
• Использование опорных конспектов
• Деятельностный подход к обучению, т.е. обучение через практику
• Работа в малых группах
• Выстраивание индивидуальных учебных траекторий
• Использование межпредметных связей
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений
Методы обучения
• Обучение в сотрудничестве,
• Обучение в команде,
• Работа в группах постоянного и сменного состава
• Различные виды зачетов, тесты для подготовки к ЕГЭ, итоговые творческие работы.