I. Обсуждение реального события | Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и улыбнемся. - У вас хорошее настроение? Вы готовы к новым открытиям и исследованиям? Ответы детей - Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Я загадаю вам об этом загадку. А ленточкой она завязана, потому что отгадка у моей загадки быстрая, шустрая, умчится быстрее ветра, и не догонишь её. Послушайте загадку: Чтоб тебя я повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит (автомобиль). | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми Воспитатель показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой. Дети с воспитателем стоят у мольберта. Загадывает загадку | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются Отвечают на вопросы педагога Отгадывают загадку | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | Работа с пятиэкранкой -А поможет нам в этом вот этот лифт (показывает пятиэкранку) . -Но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – ещё и в стороны. Давайте покатаем на этом лифте автомобиль (помещает в середину изображение автомобиля) ; если поехать вниз, узнаешь части, из которых состоишь; если вверх – места, где можешь быть; если назад – узнаешь прошлое, вперед – будущее. Сначала поедем вверх. Где чаще всего мы можем встретить автомобиль? (на улице, на дороге) (вывешивает картинку с изображением улицы города) - Какие правила должен знать пешеход? (Ответы детей) - А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль? (Ответы детей) Игра «Назови часть целого» Путешествие в прошлое - Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля. -Как в прошлом передвигался человек? (Пешком, верхом на лошади) -Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль. (Звук машины времени) Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей. Слайд 1, 2, 3. Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек? (Ответы детей) Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге. Слайд 4. Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом. Слайд 5. Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей. Слайд 6. Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах. Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс? Физкультминутка с обручем. Обруч имеет такую же форму как колесо, может катиться. Предлагаю вам посоревноваться. Вы должны пробежать до кубика и вернуться, катая обруч. - Молодцы ребята, продолжим наше путешествие. Слайд 7, 8. Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей. Слайд 9. Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей. Слайд10. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля. Слайд11. Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор) Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль. Слайд 12. Первый автомобиль с бензиновым двигателем Слайд 13, 14. Генри Форд - первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль( 1908 г) . Слайд 15, 16. -Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей. Игра «Найти сходства и отличия» Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиль. Что общего? В чем отличие? - Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться в наше время. Закройте глаза, мы возвращаемся. Звук машины времени. Слайд17, 18. -Ребята, мы с вами вернулись в наше время. - В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, (спросить детей, что ещё есть в современных машинах) подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо? Игра «Хорошо-плохо» Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? (Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.) Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше. Путешествие в будущее -Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля. Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем. (Ответы детей. Воспитатель размещает фото автомобиля будущего.) Слайды 19-26. Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека. Игра «Пазлы» Составить из частей автомобиль будущего. | Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает | Слушают; узнают разновидности автомобилей и выстраивают последовательность | Обогащение знаниевого опыта; Проявление интереса к истории создания автомобиля |