СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как речевое произведение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку работы с текстом, повторение основных признаков текста, анализ конкретных текстов, интересных с точки зрения проблематики.

Просмотр содержимого документа
«Текст как речевое произведение»

Текст как речевое произведение

(материалы по теме)


Однажды в Японии произошел интересный случай с европейскими туристами: их привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», - японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано: «С 9 утра до 11.30 – любование».


- Что подразумевали японцы под словом «любование»?

(Любование – в этом весь секрет постижения красоты.)


- Можно ли эти слова отнести к урокам русского языка и литературы? Что мы постигаем на этих уроках? Чем любуемся? (Богатством, неисчерпаемыми возможностями языка при работе с текстами художественных произведений)


Мы погружаемся в язык, как в океан. Таким неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития являются тексты произведений, с которыми мы работаем на уроках русского языка и литературы.


-Я вас просила найти к уроку определения текста. Как определяют текст разные ученые, писатели? Что вам удалось найти?


Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшая в данную последовательность языкового материала, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности.



ТЕКСТ (от лат. textus — ткань, сплетение) — в лингвистике понимается как продукт речевой деятельности, относящийся к «речи» в ее противопоставлении «языку». Текст обладает определенной прагматической установкой, жанровой и стилистической принадлежностью, специфическими внутренними и внешними связями, характеризуется связностью и цельностью.


И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Текст - это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное».



Л.В. Щерба писал, что на языке лингвистов тексты – «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы».

Текст - явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.


Языковед Л.В. Щерба: «Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов».



Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной

мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых

средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).


Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, со­единение) можно определить как объединенную смыс­ловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых еди­ниц (прозаических строф), фрагментов, разделов и т.д.


-Почему мы остановились на материале о тексте? (формулируют тему) Предположите, чему будет посвящен наш урок? (текст)


ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

-Почему текст – речевое произведение?

(Личность автора нейтральна. Тексты не имеют оценочного, личностного характера (результаты научной мысли, законы, нормативы деятельности и т.д.).

Личность автора значительна. Тексты личностно окрашены. Информация носит оценочный характер. Текст проистекает из духовного опыта. Отсюда, текст - произведение речи, единица языка, грамматическое явление.


Актуализация знаний

-Чтобы говорить о тексте, о чем мы должны вспомнить? (Признаки текста)

(Называют признаки)

-Проверим (можно вывести на слайд признаки текста). Какие признаки не назвали? Объясните (информативность, членимость (главы, абзацы, ССЦ…), связность (смысловая, грамматическая, внешняя, внутренняя; средства связи не позволяют тексту «рассыпаться»), целостность (тема, смысловое ядро, проблематика), модальность (отношение автора к проблеме, оценка сообщаемой информации), завершенность (соотнесенность конца текста с его началом), последовательность; заголовок; композиция).

-Возьмите оценочные листы и укажите, что и насколько хорошо вы умеете на начало урока. Это нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.


(Заполнение оценочных листов)

 

Оценочный лист (работа с текстом)

ФИ______________________________________________________



Баллы (от 0 до 5)



На начало урока

На конец урока

1

Определять тему текста



2

Определять идею текста



3

Разбираться в проблематике текста



4

Находить изобразительно-выразительные средства языка (лексические и синтаксические) и устанавливать их роль в тексте



5

Определять художественные приемы, используемые автором в тексте



6

Определять авторскую позицию в тексте



7

Выявлять подтекст




-Отталкиваясь от темы и содержания оценочного листа, сформулируйте задачи урока. Что мы уже хорошо знаем и умеем, а чему нам предстоит еще учиться?


Закрепление

-Я хочу познакомить вас с отрывком из так называемых «Крохоток», писавшихся А.И. Солженицыным в разное время с 1958 по 1960 годы, многие в связи с велосипедными поездками автора по Средней России. Попытки напечатать их на Родине в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в самиздате.

-Готовясь к уроку, я нашла текст, который меня особенно тронул за душу, показался необычным. Мне хочется, чтобы и вы познакомились с содержанием этого текста (слайд).


А. Солженицын

«Озеро Сегден»


…Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо – в озеро… Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий. Между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли.

Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дачи его, купальни его. Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя – выстрел. Там, за лесом, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтобы никто не мешал им, - закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костер раскладывал, притушили в начале и выгнали.

Озеро пустынное. Милое озеро.

Родина…


-Какие ощущения вызвало у вас прочитанное?

-Поразили ли вас особенно какие-то слова? Почему именно эти?

-А как вы думаете, каким должен быть человек, написавший подобные строки? (Неравнодушным, очень остро воспринимающим недостатки жизни)

-Сможете ли вы ответить, почему подобное произведение не хотели печатать? (о несправедливости, разрушении, гибели)

-Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему?

(Текст о несправедливости на земле; сарказм /язвительная насмешка, злая ирония/ - «лютый князь, злодей косоглазый», «злоденята ловят рыбу, бьют уток» (принцип разрушения, гибели), «здесь рыбу и дичь разводят особо для них». Конец «Крохотки»: «Озеро пустынное. Милое озеро. Родина…».

- Какие мысли, по вашему мнению, писатель вкладывает в эти назывные, обобщающие предложения? Какой подтекст?)

-Какой прием использует писатель? (противопоставление). (Первое предложение противопоставлено последующему описанию: «Озеро в небо смотрит, небо – в озеро… Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий. Между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. Нельзя…»

-Какие синтаксические конструкции использовал автор? Почему? (Простота стиля: неполные, безличные, неопределенно-личные, назывные предложения, бессоюзные с двоеточием. Однородные члены. Ритм особый, прерывающийся, синтаксис коротких предложений, создающих подтекст, наводящих на размышления).


-Какую проблему поднимает автор? (проблема несправедливости в окружающем мире; как бороться с несправедливостью)


РАБОТА В ГРУППАХ


-Мы работали сейчас все вместе. А теперь попробуйте в малых группах, работая с текстами, поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, переживаниями.


1 группа

С. Бабаев

«Антилопа»


По утрам мальчик открывал глаза и видел антилопу. Она проступала из трещинок в стене над кроватью – легкая, стремительная. Только шевельнись, скрипни пружинами матраца, и исчезнет.

Все дни напролет он играл во дворе, ходил с дедушкой в магазин, в кино, читал книжки с картинками, смотрел телевизор. И всюду рядом с ним была его антилопа. Она сходила со стены и неслышными скачками носилась вокруг него. Только руку протяни!.. И мальчик заливался смехом, стараясь перехитрить неуловимую, как солнечный лучик, антилопу.

Мальчик рос. А дом старился. Все гуще трещинки бороздили стену над кроватью. Все четче проступал гибкий стан и гордая головка волшебной антилопы. Казалось, настанет день, она открыто сойдет со стены, и тогда!.. Но только когда еще это будет…

И однажды, когда никого не было дома, мальчик взял толстый черный карандаш, залез на кровать и жирной линией обвел давно знакомые трещинки. Готово. Он торопливо соскочил на пол, чтобы полюбоваться своей работой.

Антилопы больше не было.




-Какое чувство вызывает этот текст?



-Чьими глазами мы видим мир?


-Какую роль в жизни мальчика играла антилопа на стене?




-Какие изобразительно-выразительные средства используют автор? Какова их роль в тексте?




-Какое выразительное средство отражает отношение мальчика к антилопе?


-Как в тексте передается движение времени, действие мальчика и результат?


-Какова проблема этого текста?



-Как выражается авторская позиция в тексте?



2 группа

«Лошадь»


На окраине города, в чумазом гараже, бок о бок с машинами жила лошадь. Она выросла здесь, среди мазута и железа. Первым ощущением жизни были руки, пахнувшие бензином, и соска с молоком.

Подросла – стала повозку возить. Бойко выискивала копытами в потоке обгонявших ее, жарко дышащих авто, изредка вплетая звонкое ржание в их разноголосый хор.

Вечером машины возвращались в гараж, мощные, усталые, дышащие неведомым простором. Рядом с лошадью ставили чистенький темно-серый «газик». Ей нравилось, как играют по утрам солнечные блики на его гладких боках.

Пришла весна. Воздух посвежел, наполнился пронзительным запахом зелени и сырой земли. Однажды мягким весенним вечером лошадь осторожно потянулась бархатистыми ноздрями к темно-серому «газику», нервно стриганули уши. Она коснулась теплого капота, и могучее сердце темно-серого, казалось, шелохнулось в стальной груди. А лошадь доверчиво положила тонкую морду на его широкую грудь…

Она никогда в жизни не видела лошадей. А себя считала машиной.


-Какое чувство вызывает этот текст?



-Каким образом автор олицетворяет всё вокруг? Что он хотел этим подчеркнуть?


-Какие изобразительно-выразительные средства используют автор? Какова их роль в тексте?




-Какова проблема этого текста?



-Как выражается авторская позиция в тексте?



3 группа

«Икона»


Все дал старику бог: жизнь долгую, работу, жену домовитую, сына. А там и внука, - дедова любимца.

Но потом жизнь перевернулась. Пришли в село красные. Ушел с ними сын – как в воду канул. И у внука мозги набекрень: слов новых нахватался, в дела чужие полез…

А ведь хороший парнишка рос, быстроглазый, к рисованию очень способный. Думал его дед в богомазы пристроить: дело святое и безбедное, краски купил, кисти, а вышло… И посулами внука приваживал, и ремня, случалось, не жалел. Все надеялся – образумится.

Только однажды ночью прихватил внук буденовку, что после красных осталась, и сбежал. А на прощание любимую дедову икону по-своему дареными красками расписал.

Да недалеко ушел. Утром принесли его домой соседи: нарвался за селом на шальную пулю.

От слез почти ослеп старик. Часами с той поры на коленях под иконой простаивал. Молча. Все глядел невидящими глазами на своего Христа с ликом шаловливого мальчугана в буденовке.



-Какое чувство вызывает этот текст?



Почему последний абзац отличается от всего предыдущего повествования эмоциональной силой? Как этого добивается автор?


-В чем роль инверсий?


-Какие слова определяют зрительный образ, воссоздающий картину?


-Какую роль играет двойное употребление слова «глядел, глядел»?


-Какие изобразительно-выразительные средства используют автор? Какова их роль в тексте?



-Какова проблема этого текста?



-Как выражается авторская позиция в тексте?



АНАЛИЗ РАБОТЫ, ПРОВЕДЕННОЙ В ГРУППАХ


-Над какими вопросами заставляют задуматься прочитанные нами тексты?

-В чем вы увидели оригинальность тестов, с которыми мы работали сегодня на уроке?

-В чем вы видите переклички в проблематике?

-Какой прием используют авторы текстов, с которыми вы работали в группах? (неожиданный поворот в повествовании)

-Какой тип речи представлен во всех трех текстах? Почему авторы, развивая нравственную проблематику, не использовали рассуждение как основной тип речи?

-Почему короткие названия у каждого текста? Что в них отражено (тема, идея, тема и идея)?


РЕФЛЕКСИЯ

-Возьмите оценочные листы и укажите, что и насколько хорошо вы умеете на начало урока. Это нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.


-Возьмите оценочные листы и укажите, в чем, на ваш взгляд, вы к концу урока чувствуете себя увереннее.


(Заполнение оценочных листов)

 

Оценочный лист (работа с текстом)

ФИ______________________________________________________



Баллы (от 0 до 5)



На начало урока

На конец урока

1

Определять тему текста



2

Определять идею текста



3

Разбираться в проблематике текста



4

Находить изобразительно-выразительные средства языка (лексические и синтаксические) и устанавливать их роль в тексте



5

Определять художественные приемы, используемые автором в тексте



6

Определять авторскую позицию в тексте



7

Выявлять подтекст





ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Создать собственный текст. Условие: нравственная проблематика; текст построен на неожиданном повороте в повествовании.