1 СЛАЙД. Добрый день, уважаемые коллеги , рад вас приветствовать на своем мастер-классе!
2 СЛАЙД: Я, учитель физкультуры, Демченко Иван Сергеевич. Прежде всего, я верю в силу физической активности как средство формирования здорового образа жизни, и формирования личности. В нашем современном мире, где технологии всё больше вытесняют физическую активность, важно прививать детям любовь к спорту и заботе о своём здоровье. Поэтому одной из приоритетных задач системы образования является формирование у детей осознанного, ответственного отношения к своему здоровью.
Как учитель физкультуры я считаю, что одна из главных проблем — это здоровье педагога и его отношение к своему здоровью.
3 СЛАЙД: Целью моего мастера-класса является ознакомление вас с здоровьесберегающими технологиями по укреплению и сохранению собственного здоровья.
Сегодня мы с вами проведем небольшое анкетирование , для этого нам понадобиться чистый лист бумаги и ручка или карандаш, а также я продемонстрирую вам несколько упражнений.
4 СЛАЙД: Уважаемые коллеги, для начала хочу задать вам такой вопрос: « как вы считаете, какие факторы влияют на наше с вами здоровье?» КЛИК И ПОЯВЛЯЕТСЯ ДИАГРАММА( ответ: образ жизни, наследственность, медицина, окружающая среда).
5 СЛАЙД: Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни:
Физическая культура и спорт
Активный труд и отдых
Личная и общественная гигиена;
Рациональное питание;
Отказ от вредных привычек;
6 СЛАЙД: По моему глубокому убеждению именно хорошим личным примером , мы можем достичь высоких результатов в воспитании личности ребёнка. Ведь конечной целью нашего с вами труда является воспитание учеников сильными и уверенными в себе, которые пришли к осознанию того, что здоровье — это одна из самых ценных составляющих жизни.
7 СЛАЙД:
Начнем с небольшого проверки нашего с вами здоровья – с анкетирования. Ваша задача максимально прислушаться к своему организму и ответить на следующие вопросы, помечая соответствующие баллы, на листе бумаги по каждому вопросу.
Анкета для оценки общего состояния здоровья.
1. Как бы Вы сказали о своем здоровье, что оно:
1 — отличное
2 — очень хорошее
3 — хорошее
4 — удовлетворительное
5 — плохое
2. Сколько дней за последний месяц Вы не могли работать из-за плохого самочувствия?
(число баллов равно числу дней)
8 СЛАЙД: 3. Беспокоят ли Вас боли в области сердца?
1 — не беспокоят
2 — менее 1 раза за год
3 — 1 – 3 раза за год
4 — более 3 раз за год
4. Часто ли Вы болеете острыми респираторными заболеваниями (гриппом, ОРЗ, ОРВИ)?
1 — практически не болею
2 — болею однократно во время эпидемии
3 — болею неоднократно во время эпидемии
4 — болею 1-2 раза за год независимо от эпидемии
5 — болею несколько раз за год независимо от эпидемии
6 — болею практически постоянно
9 СЛАЙД: 5. Беспокоят ли Вас боли в области суставов?
1 — нет
2 – иногда
3 — да
6. Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?
1 — не бывает
2 —бывает, но редко
3 —часто
4 —постоянно.
10 СЛАЙД: 7. Беспокоит ли Вас головная боль?
1 — не беспокоит
2 — редко
3 — часто
8. Делаете ли вы утреннюю зарядку?
1 — да
2 — иногда
3 — нет
Просуммируйте набранные баллы.
15 баллов и менее – на основании анкеты у Вас не выявлено проблем с общим состоянием здоровья.
Выше 15 – следует уделить внимание своему здоровью. Отлично начали. И сейчас, мы с вами выполним несколько упражнений, которые вы можете применять, как в своей педагогической деятельности, так и в повседневной жизни.
11 СЛАЙД: В течение рабочего дня нам приходится, выполнять огромный объем работы: проведение уроков, выставление оценок, работа с учениками, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. И для этого существует антистрессовая гимнастика.
1) Первым таким упражнением будет Пальчиковая гимнастика – гимнастика для мозга.
Упражнения направлены на концентрацию внимания и улучшения памяти , кроме того, движения несут оздоровление для всего организма.
Для начала разогреем кисти рук, вращаем кулаками влево, вправо, поиграем с руками (сжимание и разжимание пальцев одновременно и поочереди).
Мозг начнет работать намного активнее.
12 СЛАЙД: 2) Приступим к следующему Упражнению «Пальцовка». Нажимаем подушечкой большого пальца на подушечки каждого пальца – поочередно: начиная с мизинца и до указательного, потом в обратном направлении. Тем самым вы заставляете оба полушария мозга работать согласованно. Сначала одной рукой. Потом делать сразу обеими руками.
Делая гимнастику пальцев рук, - мы делаем гимнастику самого мозга.
13 СЛАЙД: 3) А сейчас выполним Третье Упражнение. Соединяем указательный палец левой руки с большим пальцем правой руки, и наоборот. Выполняем плетение.
Делайте эти упражнения, они позволяют усилить концентрацию внимания, расслабляют мозг. Все эти упражнения вы можете использовать во время уроков, на физкультминутках и в повседневной жизни.
14 СЛАЙД: Переходим к следующему блоку упражнений, связанных с нашим дыханием. Дыхательные практики помогают снизить уровень стресса, нормализовать работу нервной системы и улучшить концентрацию. Регулярная практика этих упражнений повышает стрессоустойчивость и способствует общему оздоровлению организма.
Для того чтобы начать осваивать дыхательную гимнастику, не нужно много времени. На первом этапе используете простые упражнения:
15 СЛАЙД: Одним из таких упражнений является Диафрагмальное дыхание
Эта методика нацелена на максимальное вовлечение диафрагмы, что способствует более эффективному насыщению организма кислородом, а также активизирует нервную систему.
Как выполнять:
Примите комфортное положение лёжа или сидя.
Разместите одну кисть на груди, а вторую – на животе.
Вдыхая через нос, сосредоточьтесь на подъёме живота, стараясь, чтобы грудная клетка оставалась практически неподвижной. Медленно выдыхайте через рот.
Повторите упражнение 5–10 раз.
16 СЛАЙД: Техника «Равновесие»
Метод «Равновесия» помогает выстроить глубокую связь между телом и умом, способствуя улучшению регуляции психоэмоционального состояния.
Как выполнять:
Сядьте в удобное положение, с прямой спиной и закрытыми глазами, чтобы создать условия для сосредоточенности.
Вдыхайте воздух через нос, считая до четырёх, погружаясь в процесс осознанного вдоха.
Задержите дыхание на те же четыре счета, ощущая приток внутренней энергии.
Медленно выдыхайте через рот, снова считая до четырёх, отпуская накопившееся напряжение.
Сделайте короткую паузу на счёт четыре перед следующим циклом дыхания.
Выполнение 5–7 циклов способствует не только стабилизации сердечного ритма, но и значительному снижению тревожности, что особенно актуально для тех, кто сталкивается с ежедневным стрессом и перегрузками. Данная техника упражнений актуальна, как для нас с вами, коллеги, так и применима для учеников.
17 СЛАЙД: Так же существуют методики, предназначенные для повышения жизненного тонуса и улучшения концентрации внимания.
Как пример, Одна из них Техника «Энергетическое дыхание».
Как выполнять:
Встаньте прямо, поставив ноги на ширине плеч.
Сделайте быстрый, глубокий вдох через нос, максимально наполняя лёгкие кислородом.
Резко выдохните через рот, одновременно слегка наклоняясь вперёд и подтягивая живот к позвоночнику.
Выполните 10 быстрых циклов вдохов и выдохов, затем отдохните 30 секунд.
Повторите весь цикл 3 раза.
Данная техника активизирует кровообращение и придаёт заряд бодрости.
18 СЛАЙД: Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами приступим к 3му блоку упражнений – перекрестным. Такие упражнения помогают интегрировать работу полушарий мозга, развивают координацию и ориентацию в пространстве.
В данных условиях мы не можем с вами одновременно выполнить эти упражнения, поэтому я подготовил для вас небольшие видео. Внимание на экран.
19 СЛАЙД: 1 –е Упражнение называется «Перекрестные шаги »
Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения.
Перекрестные упражнения должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
20 СЛАЙД: 2-е упражнение «Цыганочка». Нужно встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в исходное положение, затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки. Повторить для левой руки и правого колена, правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.
21 СЛАЙД: «Мельница». Нужно встать прямо, расставив ноги на ширине плеч, наклониться вперед, немного отводя таз назад и сохраняя прямую спину. Колени держим прямыми, опускаясь до тех пор, пока корпус не начнёт образовывать прямой угол с ногами. Руки вытянуть в стороны. Плавно начинать вращать корпус в одну из сторон, пока нижняя рука не достигнет противоположной стопы. Затем повернуть корпус в противоположную сторону до смены положения рук. Важно сохранять спину прямой на протяжении всего упражнения. Не делать махи, выполнять движение подконтрольно. Без остановок повторять движение в умеренном темпе.
22 СЛАЙД: (Рефлексия). Думаю, учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и с помощью применения здоровьесберегающих технологий должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая личность и быть достойным Гражданином своей страны. А в этом ему помогут учителя и здоровьесберегающие технологии.
Коллеги, хотелось бы получить обратную связь от вас. Был ли мой мастер-класс для вас полезен? Применяете ли вы в своей деятельности здоровьесберегающие технологии?
23 СЛАЙД: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!