СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для проверки техники чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Могут быть использованы на уроке, в качестве проверочной работы или для самостоятельного домашнего чтения. 

Просмотр содержимого документа
«Тексты для проверки техники чтения»

Огурец и капуста

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться - раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (37 слов.)


  1. Куда пошли огурец и капуста?

  2. Почему так долго раздевалась капуста?

  3. Что случилось с огурцом?


В берлоге

Как только выпадает снег, залегают в берлоге медведи.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают свое жилье.

Тепло и уютно в медвежьих берлогах. (37 слов.)


  1. Когда залегают в берлоге медведи?

  2. Как готовят медведи свои зимние квартиры?

  3. Что значит «уютно» в медвежьих берлогах?

  4. Почему хвоя названа в рассказе «душистой»?


Одуванчики

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называет­ся одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)


  1. Из каких цветов сплела Танюша венок?

  2. Почему венок назван золотым?

  3. С чем сравнивается цветок одуванчика?

  4. Когда одуванчик становится белым?

  5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?




Галка и ворона

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое мень­ше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)


  1. О каких птицах вы прочитали?

  2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.

  3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?

  4. С чем можно сравнить серое туловище вороны?


Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь - кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кис­точками, шкура в пятнышках.

Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросит­ся на добычу. (40 слов.)


  1. Почему рысь названа большой кошкой?

  2. Опишите рысь.

  3. Как рысь охотится?

  4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»?

  5. Как вы понимаете слово «залег»?


* * *

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того пропитались солнцем, что к осени ста­ли сами как солнышко - багряными и золотыми. Налились, отяжеле­ли и полетели по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь. (38 слов.)


  1. Что делали листочки, чтобы пропитаться солнцем?

  2. Какими стали листочки к осени?

  3. Озаглавьте рассказ.

  4. Что обозначает выражение «стали багряными»?

  5. Как вы понимаете значение слова «пропитались»?






Лесной оркестр

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают'лисицы и белые куропатки. Воет волк. Уха­ет филин. Жужжат шмели и пчелы.

Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)


  1. Каких птиц можно отнести к певчим?

  2. Как поют певчие птицы?

  3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?

  4. Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?

  5. Почему у рассказа такое название?


Зеленые бабочки

У

На стройных тополях понатужились и лопнули почки. Из каж­дой почки, как бабочка из куколки, вылупился блестящий зеленый листик.

Веселые воробьи шумно расселись по веткам и стали склевы­вать клейких зеленых бабочек. Угощаются: один глазок вверх – нет ли ястреба, другой вниз – не лезет ли кошка? (43 слова.)


  1. Как появились тополиные листочки?

  2. Чем угощались воробьи?

  3. Кого они опасались?

  4. Почему о первых листочках говорится, что это клейкие зеле­ные бабочки?


Пчелиные домики

Одинаковые, игрушечные домики расставлены в саду под яб­лонями.

В них живут пчелы. Домики называются - ульи. Утром из каж­дого домика вылетает и отправляется на работу тьма-тьмущая пчел.

Несут домой пыльцу, сладкий цветочный сок. Делают в доми­ках вкусный мед - тот самый, который мы любим. (42 слова.)


  1. В каких домиках живут пчелы?

  2. Как называются эти домики?

  3. Зачем пчелы приносят в ульи пыльцу и сладкий цветочный сок?

  4. Почему о пчелах сказано, что они «отправляются на работу»?

Мурзик

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Ря­дом села ворона.

Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер.

Ворона испугалась. Она полетела над деревней.

Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег. (40 слов.)


  1. О ком вы прочитали?

  2. Какой был кот Мурзик?

  3. Где он сидел?

  4. Куда прыгнул котенок?

  5. Над чем пролетела ворона?

  6. Куда провалился Мурзик?

  7. Как вы понимаете слово «замер»?


Ландыш

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями вы­сокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш.

Мы любим ландыш за красоту и за нежный запах.

Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные яго­ды. Они ядовиты.

Из ландышей делают лекарство для сердечных больных. (44 слова.)


  1. Почему нельзя есть ягоды ландыша?

  2. За что мы любим цветы ландыша?

  3. Где растут ландыши?

  4. Чем радует нас ландыш в мае?

  5. Что делают из ландышей?










* * *

У дедушки всегда живут звери и птицы. У него есть совсем ручная галка Галя, совсем ручной бельчонок Тишка, дикая уточка, по имени Граня.

Они появляются в доме, когда хотят, и уходят, когда пожелают. Но потом обязательно возвращаются. Может, потому и возвраща­ются, что силком их никто не удерживает? (47 слов.)


1. Озаглавьте рассказ.

  1. Какие звери и птицы живут у дедушки?

  2. Почему дедушкины постояльцы всегда возвращаются домой?



Ошибка ястреба

Охотник держал в губах маленькую трубку. Он играл на ней, подзывая рябчика.

Птица отвечала плохо. Охотник заиграл громче.

Вдруг ему на голову упал ястреб.

Ястреб услышал песенку рябчика. Хищник упал точно в это место.

Но удар клюва попал в шапку охотника. (43 слова.)


  1. Кого подманивал песенкой охотник?

  2. Кто еще охотился за рябчиком?

  3. Как назван ястреб в рассказе?

  4. Что случилось с охотником?

  5. Почему ястреб ударил охотника?



Хитрая рыба

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов.)


  1. Где сидел дедушка?

  2. Почему у него шел лов?

  3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?

  4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?



Приход весны

Серые стояли дни. Тяжелый сырой туман висел над землей. И вдруг ударило солнце. Казалось, что начался праздник. Синие лужи, как осколки зеркала, ослепительно сверкали под солнцем. Тонко звенел ручеек. А возле избы на старой березе пел скворец. Как он пел! Он даже крылья распустил и весь трепетал от счастья. (49 слов.)


  1. Какие стояли дни?

  2. Почему дни названы серыми?

  3. Как появилось солнце?

  4. Почему сказано, что солнце «ударило»?

  5. Как все вокруг изменилось под его лучами?

  6. На что были похожи лужи?

  7. Как пел скворец?

  8. Как вы понимаете выражение «трепетал от счастья»?



Лесная кормушка

На лесной поляне устроена кормушка. Каждый вечер сюда приходят олени. Спокойно едят они сено. Доверчиво относятся к людям эти красивые, смелые животные. (22 слова.)


  1. Что устроено на лесной поляне?

  2. Кто сюда приходит каждый вечер?

  3. Что едят на поляне олени?

  4. Как относятся олени к людям?

  5. Почему олени доверчиво относятся к людям?


* * *

Большую черную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Мальчики вместе уха­живали за ним. Жук скоро выздоровел. (25 слов.)


  1. Озаглавьте рассказ.

  2. Как звали собаку?

  3. Кто подобрал жука?

  4. Где подобрали дети собаку?

  5. Почему собака нуждалась в помощи?

Соловей

Соловей начинает петь с вечера и поет всю ночь. И невольно заслушиваешься им в задумчивой тишине. Нет в мире голоса пре­красней, чем голос этой нашей маленькой птички. (27 слов.)


  1. Почему рассказ назван «Соловей»?

  2. Когда начинает петь соловей?

  3. Как вы понимаете выражение «невольно заслушаешься»?


* * *

Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал». (28 слов.)


  1. О чем вы узнали из рассказа?

  2. Почему мальчик испугался?

  3. За что отец сказал ему спасибо?

  4. Объясните слова «нечаянно», «затрясся».

  5. Подберите заголовок к тексту.


* * *

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эта яблони? Дол­го ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (32 слова.)


  1. О ком говорится в рассказе?

  2. Почему старику сказали, что он не съест от своих яблонь яблочка?

  3. Что ответил старик?

  4. Какие слова в этом рассказе самые главные?


Чиж

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя при­шла к чижу.

  • Пора тебе, чиж, петь.

  • Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (31 слово.)


  1. Где жил чиж?

  2. Что сказана птичке Варя?

  3. Что ответил Чиж?

  4. Почему он не хотел петь в неволе?

* * *

Легче других деревьев узнать зимой березку. Ее белая с черны­ми пятнышками кора видна издали.

Нетрудно узнать зимой липу. Кора у липы темная, плотная, в маленьких трещинках. (26 слов.)


  1. О каких деревьях рассказано в тексте?

  2. Сравните березу и липу по цвету коры.

  3. Озаглавьте текст.


* * *

Выглянуло яркое солнце. Вспыхнули, засветились снега. Си­ние, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на де­ревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей. И в воздухе заиск­рились, заплясали разноцветные огоньки. (30 слов.)


  1. Почему вспыхнули и заискрились снега?

  2. Какие огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях?

  3. Озаглавьте текст.

  4. Как вы понимаете выражения: «вспыхнули снега», «зажглись огоньки»?