Урок 11
Тема: Буквы И, У, А после шипящих
ЦЕЛЬ: Познакомить с правилом написания и, у, а после шипящих. Формировать навык
правильного написания слов с этой орфограммой и слов-исключений. Развивать навык пользования
орфографическим словарем.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Орфографический диктант по упр. 49, объяснение
орфограмм.
Легкие крылья, звенят счастливо, мелькают радостно, перья на грудках, сладкий мед.
К а р т о ч к а 1.
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните
Влас..ный, вя..кий, гиган..ский, со..нце.
К а р т о ч к а 2.
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.
Гря..ка, у..кий, ненас..ный, сугро.. .
18
2. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения А. Милна (перевод Б. Заходера), записанного на доске.
Жили два медвежонка в чащобе глухой,
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил свое: «Дважды один»,
А плохой все немытый ходил.
Найдите в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и запишите их в [ ].
Подчеркните всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие — двумя. (Всегда твердые —
[ж], [ш], [ц] всегда мягкие — [ч]. [щ]).
2. Знакомство с орфограммой № 5 и правилом на стр. 21. Запись в грамматическую тетрадь
слов жюри, брошюра, парашют. Выяснение их значения по «Толковому словарю» учебника (стр.
288). Составление и запись предложений с эти ми словами.
3. Запись под диктовку.
Чудный, навещу, хороши, ежик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой,
сшить, чаща.
Обозначить графически ту морфему, в которой есть орфограмма № 5.
3. Тренировочные упражнения.
1) Упр. 50. Записать слова, распределяя их в три столбика: слова с и после шипящих (ши),
слова с у после шипящих (щу), слова с а после шипящих (ча).
2) Списать стихотворение (текст распечатан для каждого ученика), вставить пропущенные
буквы, орфограмму № 5 обозначить.
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тиш..ну.
Ж..рчит, л..печет ручеек
О том, что путь д..лек, д..лек.
Упала ш..шка, скрипнул сук,
Ж..жжит, ж..жжит т..желый жук.
(М. Познанская)
Выписать из текста стихотворения слова с орфограммой «Безударная гласная, проверяемая
ударением», обозначить графически корень и орфограмму, рядом записать проверочные слова.
3) Чтение и анализ текста (записанного на доске или распечатанного для каждого ученика).
Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным душ..стым теплом повеяло от земли. Лодка
отч..лила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощ..ние примчались звуки старинного вальса.
Я поч..вствовал себя сч..стливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч..щу
ветвей. На небе ярко сверкнула, как живописный глаз, первая звездочка.
Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму № 5.
Сделайте вывод о том, какие гласные пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ.
4. Домашнее задание.
Правило на стр. 21 запомнить. Упр. 53.