СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Имена существительные "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические:

  1. Развивать умение определять род имен существительных
  2. Совершенствовать умение объяснять смысл пословиц
  3. Развивать умение определять лексическое значение имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Имена существительные "»

Тема урока: Имена существительные

Класс: 3

Цель фрагмента урока: формирование у учащихся представления о существительных.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:

  1. Развивать умение определять род имен существительных

  2. Совершенствовать умение объяснять смысл пословиц

  3. Развивать умение определять лексическое значение имен существительных.

Развивающие:

  1. Развивать умение ориентироваться в учебнике и находить нужную информацию.

  2. Совершенствовать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

  3. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

  4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.

  6. Совершенствовать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности.

  2. Развивать интерес к урокам русского языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Этап

фрагмента урока

Образова-тельная задача этапа

урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятель-ность обучаю-щихся

Форма

Организации

учебной

деятельности

(Ф​ ​–фрон-тальная,

И-​индиви

дуальная,

П-​парная,

Г​-групповая)


Дидактиче-ские

средства,

интерактив-ное оборудование


Формы

контро-

ля,

взаимо-

контро-

ля и

само-

конт-

роля


Планируемые результаты

Пред-

мет-ные

Мета-предмет -ные

(​П-познаватель-ные,

Р​- регуля-тив-

ные,

К​ ​-Коммуника-

тивные)


личностные

1.Моти-вации-онный этап

Задача: создание условий для возникновения у обуча-ющихся внутрен-ней потребности включе-ния в УД

    1. Приветствие. Знакомство.

-Здравствуйте, ребята, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь.

1.2. Эмоциональный настрой.

Прочитайте слова на доске. Что это?

- Что такое пословица?

Придет трудяга – силу утроит, придет лентяй – дело расстроит.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Желаю вам, на нашем уроке трудится, а не лениться и тогда все у нас получится.


Приветствует учеников, знакомится


Приветствуют учителя










Фронтальная





















Фронтальная




















Фронтальный контроль




2. Этап актуали-зации и пробного учебного действия

Задача: повторе-ние изу-ченного материа-ла, необ-ходимого для «от-крытия нового знания», и выявле-ние за-трудне-ний в ин-дивидуа-льной деятель-ности каждого учащего-ся


2.1 Лови ошибку

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку». Я буду называть фразы, если не согласны, поднимаете руку и исправляете меня, объясняете, почему вы так думаете.

1. Имена существительные обозначают предмет.

2. Род имен существительных во множественном числе определить нельзя.

3. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН – мужского рода

4. Имена существительные КОФЕ, ШАМПУНЬ относятся к мужскому роду

5. Существительное санки женского рода



2.2. Игра «Третье лишнее»
такси, окно, каникулы

- Прочитайте слова на доске. Определите, какое слово лишнее? Почему?

- Есть ли у него род?

- Каникулы не имеют рода, так как нельзя поставить в ед.ч.

















Игра









Зачитывает вопросы игры

Отгадывание загадки



Отвечают на вопросы











Отвечают на вопросы игры

Фронтальная























Фронтальная



Презентация

















Презентация на смартдоске

Фронтальный контроль




3. Этап выявле-ния места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возник-шей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недоста-точность их знаний, умений или способностей.


- Прочитайте текст стихотворения Я. Акима.

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделится –

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА.

- Кого называют жадиной?

- Можно ли точно сказать, какого рода слово ЖАДИНА? Почему?

- Можно ли сказать, что это существительное ОБЩЕГО рода?


Проблемная ситуация на основе занимательного материала

Зачитывает задание и содержание письма























Задает вопросы

Слушают задание и содержание письма







Анализируют текст и отвечают на вопросы



Выявляют затруднение

Фронтальная

Презентация на смартдоске

Фронтальный контроль




4. Этап построе-ния проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятель-ности и на этой основе – выбор способа и средств их реализа-ции.




4.1. Формулирование темы урока

- Ребята, так какова же тема нашего урока? (Имена существительные общего рода)

- Сверьте свои предположения с темой на слайде.

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы перед собой поставим? (познакомиться с им.сущ общего рода)

4.2. Формулирование задач урока

- Какие задачи будем решать, чтобы достичь цели?

(научимся отличать им.сущ общего рода, будем учиться употреблять им.сущ общего рода в речи)

- Что мы с вами только что делали? (планировали деятельность)

Беседа





Сравнение

Задает вопросы

Формулируют тему, цели, задачи в совместной деятельности с учителем

Фронтальная

Презентация на смартдоске

Фронтальный контроль



Самоконтроль




5. Этап реализа-ции постро-енного проекта

Задача:

построе-ние уча-щимися нового способа действий и форми-рование умений его приме-нять как при ре-шении задачи, вызвав-шей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.




5.1. Наблюдение над языковым материалом (смартдоска)
- Распределите слова на группы: слова женского рода; слова мужского рода; слова среднего рода.

Мяч, сирень, окно, звезда, капризуля, дерево, стол, умница
- Как мы определяли?

- Как нам быть со словами капризуля, умница?
- Какого они рода?
- Если это Петя – то слово муж.рода, если Маша, то жен.рода.
- Сделайте вывод.

5.2. Работа с правилом.
- Прочитайте правило, проверьте свои предположения.

- Составьте по одному вопросу по правиу и задайте товарищу (соседу по парте).

- Проверим.

- Какой вопрос ты задала?

- Как бы ты ответил на этот вопрос

5.3. Составление алгоритма.

- Как мы будем находить сущ. общего рода?

- Как определять род имен существительных общего рода?

(если можно подставить и к Маше и к Пете, то это им.сущ общего рода)


Работа по учебнику

Самостоятельная работа



Работа с правилом













Классификация слов


























Задает вопросы























Предлагает выполнение упражнения











Разбор образца выполнения упражнения












Отвечают на вопросы

Высказы-вают предполо-жения





Работа с правилом из учебника





















Анализ образца выполнения упражнения




Фронтальная





















Фронтальная






























Презентация на смартдоске





Учебник







Учебник




































Фронтальный контроль



Самоконтроль







Фронтальный контроль



Самоконтроль











Самоконктроль /Взамоконтроль









6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.


6.1. Определение слова по его лексическому значению.

- Определите слова по лексическому значению.

  1. Человек, любящий сладости.

  2. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой.

  3. Хвастливый человек.

  4. Человек, любящий поспать.

6.2. Составление предложений с именами существительными общего рода.

- Составьте с одним из них предложение, определение рода имени существительного.

- Выйди и запиши своё предложение.

Один на флепчарте

Самооценка

- Дай оценку своей деятельности

- Ты сделала сама? Без помощи?

Где у тебя слово общего рода?

- К какому роду относится здесь слово?

- Почему?



6.3. Работа с пословицей

- Давайте вспомним пословицу, с которой мы начинали урок.

Придет трудяга – силу утроит, придет лентяй – дело расстроит.

- Что вы заметили? (им.сущ. общего рода)

- Как вы понимаете значение слова «трудяга», «лентяй»?

- Сделайте вывод, кем вы были на этом уроке? Почему?

Работа с письмом



















Игра

Ориентирует учащихся на новую деятельность



















Объяснение правил игры

Отвечают на вопросы учителя



Преобразовывают текст письма













Отвечают на вопросы с помощью системы голосования


Фронтальная







Индивидуальная















Фронтальная

Презентация на смартдоске



















Система голосования

Фронтальный контроль



Самоконтроль/Взамоконтроль