Этап фрагмента урока | Образова-тельная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятель-ность обучаю-щихся | Форма Организации учебной деятельности (Ф –фрон-тальная, И-индиви дуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактиче-ские средства, интерактив-ное оборудование | Формы контро- ля, взаимо- контро- ля и само- конт- роля | Планируемые результаты |
Пред- мет-ные | Мета-предмет -ные (П-познаватель-ные, Р- регуля-тив- ные, К -Коммуника- тивные) | личностные |
1.Моти-вации-онный этап Задача: создание условий для возникновения у обуча-ющихся внутрен-ней потребности включе-ния в УД | Приветствие. Знакомство. -Здравствуйте, ребята, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Садитесь. 1.2. Эмоциональный настрой. Прочитайте слова на доске. Что это? - Что такое пословица? Придет трудяга – силу утроит, придет лентяй – дело расстроит. - Как вы понимаете смысл пословицы? - Желаю вам, на нашем уроке трудится, а не лениться и тогда все у нас получится. | | Приветствует учеников, знакомится | Приветствуют учителя | Фронтальная Фронтальная | | Фронтальный контроль | | | |
2. Этап актуали-зации и пробного учебного действия Задача: повторе-ние изу-ченного материа-ла, необ-ходимого для «от-крытия нового знания», и выявле-ние за-трудне-ний в ин-дивидуа-льной деятель-ности каждого учащего-ся | 2.1 Лови ошибку - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку». Я буду называть фразы, если не согласны, поднимаете руку и исправляете меня, объясняете, почему вы так думаете. 1. Имена существительные обозначают предмет. 2. Род имен существительных во множественном числе определить нельзя. 3. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН – мужского рода 4. Имена существительные КОФЕ, ШАМПУНЬ относятся к мужскому роду 5. Существительное санки женского рода 2.2. Игра «Третье лишнее» такси, окно, каникулы - Прочитайте слова на доске. Определите, какое слово лишнее? Почему? - Есть ли у него род? - Каникулы не имеют рода, так как нельзя поставить в ед.ч. | Игра | Зачитывает вопросы игры | Отгадывание загадки Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы игры | Фронтальная Фронтальная | Презентация Презентация на смартдоске | Фронтальный контроль | | | |
3. Этап выявле-ния места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возник-шей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недоста-точность их знаний, умений или способностей. | - Прочитайте текст стихотворения Я. Акима. Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем ни за что не поделится – Имя тому подходящее дадено, Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА. - Кого называют жадиной? - Можно ли точно сказать, какого рода слово ЖАДИНА? Почему? - Можно ли сказать, что это существительное ОБЩЕГО рода? | Проблемная ситуация на основе занимательного материала | Зачитывает задание и содержание письма Задает вопросы | Слушают задание и содержание письма Анализируют текст и отвечают на вопросы Выявляют затруднение | Фронтальная | Презентация на смартдоске | Фронтальный контроль | | | |
4. Этап построе-ния проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятель-ности и на этой основе – выбор способа и средств их реализа-ции. | 4.1. Формулирование темы урока - Ребята, так какова же тема нашего урока? (Имена существительные общего рода) - Сверьте свои предположения с темой на слайде. 4.2. Формулирование цели урока - Какую цель мы перед собой поставим? (познакомиться с им.сущ общего рода) 4.2. Формулирование задач урока - Какие задачи будем решать, чтобы достичь цели? (научимся отличать им.сущ общего рода, будем учиться употреблять им.сущ общего рода в речи) - Что мы с вами только что делали? (планировали деятельность) | Беседа Сравнение | Задает вопросы | Формулируют тему, цели, задачи в совместной деятельности с учителем | Фронтальная | Презентация на смартдоске | Фронтальный контроль Самоконтроль | | | |
5. Этап реализа-ции постро-енного проекта Задача: построе-ние уча-щимися нового способа действий и форми-рование умений его приме-нять как при ре-шении задачи, вызвав-шей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Наблюдение над языковым материалом (смартдоска) - Распределите слова на группы: слова женского рода; слова мужского рода; слова среднего рода. Мяч, сирень, окно, звезда, капризуля, дерево, стол, умница - Как мы определяли? - Как нам быть со словами капризуля, умница? - Какого они рода? - Если это Петя – то слово муж.рода, если Маша, то жен.рода. - Сделайте вывод. 5.2. Работа с правилом. - Прочитайте правило, проверьте свои предположения. - Составьте по одному вопросу по правиу и задайте товарищу (соседу по парте). - Проверим. - Какой вопрос ты задала? - Как бы ты ответил на этот вопрос 5.3. Составление алгоритма. - Как мы будем находить сущ. общего рода? - Как определять род имен существительных общего рода? (если можно подставить и к Маше и к Пете, то это им.сущ общего рода) | Работа по учебнику Самостоятельная работа Работа с правилом Классификация слов | Задает вопросы Предлагает выполнение упражнения Разбор образца выполнения упражнения | Отвечают на вопросы Высказы-вают предполо-жения Работа с правилом из учебника Анализ образца выполнения упражнения | Фронтальная Фронтальная | Презентация на смартдоске Учебник Учебник | Фронтальный контроль Самоконтроль Фронтальный контроль Самоконтроль Самоконктроль /Взамоконтроль | | | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Определение слова по его лексическому значению. - Определите слова по лексическому значению. Человек, любящий сладости. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой. Хвастливый человек. Человек, любящий поспать. 6.2. Составление предложений с именами существительными общего рода. - Составьте с одним из них предложение, определение рода имени существительного. - Выйди и запиши своё предложение. Один на флепчарте Самооценка - Дай оценку своей деятельности - Ты сделала сама? Без помощи? - Где у тебя слово общего рода? - К какому роду относится здесь слово? - Почему? 6.3. Работа с пословицей - Давайте вспомним пословицу, с которой мы начинали урок. Придет трудяга – силу утроит, придет лентяй – дело расстроит. - Что вы заметили? (им.сущ. общего рода) - Как вы понимаете значение слова «трудяга», «лентяй»? - Сделайте вывод, кем вы были на этом уроке? Почему? | Работа с письмом Игра | Ориентирует учащихся на новую деятельность Объяснение правил игры | Отвечают на вопросы учителя Преобразовывают текст письма Отвечают на вопросы с помощью системы голосования | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Презентация на смартдоске Система голосования | Фронтальный контроль Самоконтроль/Взамоконтроль | | | |