СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Основные элементы графических изображений. Предмет: труд(технология) учитель: Бондаренко А.А.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с элементами графической грамоты

Просмотр содержимого документа
«Тема. Основные элементы графических изображений. Предмет: труд(технология) учитель: Бондаренко А.А.»



План-конспект урока


Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение

Тема. Основные элементы графических изображений.

Предмет: труд(технология)

Ф.И.О. учителя: Бондаренко А.А.

Класс: 5

Время урока: 45 минут

Дата урока.

Методы проведения урока: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ.


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Инструменты и оборудование: таблицы «Разновидности графических изображений», «Масштаб» (из курса чтение); брусок для проецирования; объемная модель конуса, пирамиды, и треугольной призмы; детали для выполнения чертежа.


Оформление доски: тема урока; новые слова(эскиз, технический рисунок, штрихпунктирная линия, сборочная единица, технологическая карта); домашнее задание.

Цель. Знакомство с элементами графических изображений

Задачи урока.

  1. Ознакомить учащихся с элементами графической грамоты, научить читать чертежи; выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки деталей.

  2. Развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы), пространственное воображение, память, структурные элементы деятельности (целеполагание, саморегуляция).

  3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, технологическая культура, ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к оборудованию и материалам.

  4. Профориентационная: воспитывать уважение к работающему человеку.

Планируемые результаты:

Личностные:

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету труд «Технология».

Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.

уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);

ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий;

умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;

ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные  универсальные учебные действия


Базовые  логические действия:

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые  проектные действия:

осуществлять планирование проектной деятельности;

разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»;

осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности.

Базовые  исследовательские действия: 

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия.


Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Самоконтроль (рефлексия) :

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

Умение принятия себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение: 

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

Совместная деятельность:

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.


Предметные результаты:


называть виды и области применения графической информации;

называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другие);

называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);

называть и применять чертёжные инструменты;

читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров);

характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной графикой их востребованность на рынке труда.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

Проверка домашнего задания


  1. Устный ответ по карточкам

Карточка

  1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

- Строение древесины и ее породы?

2. Для этого вспомни;

- из каких основных частей состоит дерево;

- характеристику строения древесины;

- породы древесины;


3. Сделай вывод


Примерный ответ учащегося


Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои

Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора является «одеждой» для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенной между корой и древесиной.

Древесины как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании

вдоль волокон. Пиление происходит на лесопильных рамах.

Виды пиломатериалов: шпон, фанера, ДВП, ДСП,



Работа с классом

- Тест

- проверка домашнего задания в тетради.


  1. Формирование новых знаний.

  1. Изображение деталей.

Объяснение нового материала начинается с демонстрации образца изделия, которое будет изготавливаться.

- Что нужно знать, чтобы изготовить данное изделие? (обобщаю ответы учащихся и подчеркиваю, что для изготовления любого изделия нужно знать его устройство, форму, размер, способы соединения деталей между собой, материала из которого они сделаны.)

Все эти сведения мы можем узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.

- Что такое чертеж, эскиз, технический рисунок? (Ученики находят в учебнике и записывают определение этих понятий.)


Эскиз – это изображение выполненное от руки (без чертежных инструментов) с выдержанными на глаз пропорциями с указанием размеров. Эскиз выполняется в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскиз лучше выполнять на бумаге в клеточку, тогда легче выдержать пропорции деталей.


Технический рисунок – это объемное изображение, выполненное от руки без чертежных инструментов в котором примерно выдержанны пропорции детали, и где видны сразу три стороны детали или изделия. По техническому рисунку легко представить форму детали или изделия.



Чертеж – это изображение детали изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов – линейки, угольника, циркуля, транспортира. На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указаны: название детали, материал, масштаб изображения. Чертеж также можно выполнить на компьютере.


- Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме детали на чертеже, показывают несколько ее видов. Для этого на деталь нужно посмотреть с разных сторон, они показаны стрелками:

спереди – А;

слева – Б;

сверху – В.

Затем увиденное переносят на лист бумаги, получится три различных вида этой детали.



- Что такое «вид»? (Вид – это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.)

- Изображение, полученное на виде спереди, называют главным видом. При выполнении чертежа деталь нужно располагать так, чтобы главный вид давал наиболее полное, отчетливое представление о его форме и размерах, а количество видов на чертеже было наименьшим.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое эскиз и технический рисунок, чертеж? Что общего и в чем разница?

  2. Назовите виды изображений детали на чертеже.

  3. Какой вид называют главным видом?


  1. Линии чертежа.

- Для того чтобы изображение было всем понятно, при выполнении чертежей, применяют линии различной толщины и начертания, которые устанавливает государственный стандарт. Их используют для всех чертежей промышленности и строительства. Перечислим все линии чертежа представленные в таблице.



1. Сплошная толстая - основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой S, в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от сложности и величины изображения на данном чертеже, а также от формата чертежа. Сплошная толстая линия применяется для изо­бражения видимого контура предмета. Выбранная тол­щина S линии должна быть одинаковой на данном чер­теже.

2. Сплошная тонкая линия применяется для изо­бражения размерных и выносных линий, штриховки се­чений, линии контура наложенного сечения, линии вы­носки. Толщина сплошных тонких линий берётся в 2-3 раза тоньше основных линий.

3. Штриховая линия применяется для изображе­ния невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая, от 2 до 8 мм. Расстояние между штрихами берут от 1 до 2 мм. Толщина штриховой линии в 2-3 раза тоньше основной.

4. Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий се­чения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов – должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изо­бражения от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами от 2 до 3 мм. Толщина штрихпунктирной линии от S/3 до S/2, Осевые и центровые линии концами должны высту­пать за контур изображения на 2-5 мм и оканчиваться штрихом, а не точкой.

5. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая ли­ния применяется для изображения линии сгиба на раз­вёртках. Длина штрихов от 5 до 30 мм, и расстояние ме­жду штрихами от 4 до 6 мм. Толщина этой линии такая же, как и у штрихпунктирной тонкой, то есть от S/3 до S/2 мм.

6. Сплошная волнистая линия применяется, в ос­новном как линия обрыва в тех случаях, когда изображе­ние дано на чертеже не полностью. Толщина такой ли­нии от S/3 до S/2.

- Обратите внимание, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.

Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение сплошной тонкой основной линии?

  2. Какая лини называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?

  3. Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?

  4. В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?

  5. Какой линией показывают линию сгиба?


  1. Масштаб.

- В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких – деталей часового механизма, некоторых приборов и т.д. Изображения очень крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину. Как можно поступить в данном случае? (при вычерчивании большие детали уменьшают, а малые увеличиваю по сравнению с реальными размерами).




Масштаб - это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.

- При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Стандарт предусматривает следующие масштабы:


Масштабы уменьшения

1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000

Натуральная величина

1:1

Масштабы увеличения

2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1


- Следует помнить, что, в каком бы масштабе не выполнялось изображение, размеры на чертеже наносятся действительные, т.е. те, которые должна иметь деталь в натуре. Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.



IV. Закрепление изученного.

- Решим задачу. Рассмотрите изображение детали. На нем цифрами отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради следующую таблицу и заполните ее.


№ линии на изображении

Название линии

Назначение линии на чертеже

Толщина обводки






Работа в группе (по 3-4 человека)

- Прочитайте чертежи, данные в таблице по следующему плану:

  1. Название детали.

  2. Материал, из которого изготовлена деталь.

  3. Масштаб.

  4. Виды детали.

  5. Представьте форму детали.

  6. Реальные размеры детали.


  1. Название детали – Брусок.

  2. Материал, из которого изготовлена деталь – Сосна.

  3. Масштаб – 1:1

  4. Виды детали – главный и вид слева.

  5. Представьте форму детали – четырехгранная призма.

  6. Реальные размеры детали – длина, ширина, высота 80х20х40.


- По техническому рисунку бруска для пиления, который будем изготавливать на следующем уроке, выполните эскиз в тетрадях.

После выполнения работы учащиеся, сравнивают эскизы между собой и эскизом учителя, который показывается на доске для контроля и самопроверки.


  1. Итог урока.

- Что вы узнали нового?

- Почему эскиз или чертеж начинаем строить тонкими линиями? (Легче будет исправить, работа будет выглядеть чище и аккуратней)

- Какие линии чертежа запомнили?

- Зачем нужно указывать масштаб чертежа?

Д/з. Пользуясь готовым изделием, выполнить чертеж, нанести все необходимые обозначения. (По желанию учащихся)