СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема"Предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема " Предложение".

Цели: сформировать представление о грамматической основе предложения.

Просмотр содержимого документа
«Тема"Предложение"»


4 класс УМК «Перспектива» I полугодие Русский язык Технологическая карта № 4

Раздел

Язык как средство общения (40 часов)

Тема

Предложение (17 часов)

Цели

Сформировать представление о грамматической основе предложения, о простом/сложном предложении.

Ввести правило постановки знаков препинания в сложном предложении.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы





Термины и понятия

Актуализация знаний о типах предложений по интонации и по цели высказывания. Актуализация знаний о главных членах предложения. Актуализация знаний о словосочетании. Введение понятия «грамматическая основа предложения». Изучение простого и сложного предложения. Построение простого предложения с второстепенными и однородными членами предложения с союзами и без них. Освоение правил пунктуации в сложном предложении. Составление и правописание сложного предложения.

Второстепенные члены предложения, главные члены предложения, грамматическая основа предложения, кулинарный рецепт, предложение, простое предложение, словосочетание, сложное предложение, тип предложения по интонации, тип предложения по цели высказывания.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание научиться писать текст так, чтобы читающий понимал его так же, как и автор;

— творческое отношение к составлению и написанию текста кулинарного рецепта;

— понимание успешности при освоении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «предложение», «тип предложения по цели высказывания», «тип предложения по интонации», «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения», «кулинарный рецепт», «однородные члены предложения», «простое предложение», «сложное предложение» и использовать их в активном словаре;

— определять грамматическую основу простого/сложного предложения и обосновывать своё мнение;

— определять необходимость постановки знаков препинания в предложении с однородными членами и обосновывать своё мнение;

— определять необходимость постановки знаков препинания в сложном предложении и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и написании текста кулинарного рецепта.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять само- и взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— приходить к единому мнению при взаимном контроле;

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;

— адекватно использовать речь для представления результата.

 Рассказывать правило постановки знаков препинания в сложном предложении.

 Списывать предложение, выделять в нём графически грамматическую основу и выписывать все возможные словосочетания.

 Объединять простые предложения в одно сложное и писать его, используя правило пунктуации.

 Определять в тексте сложное предложение, выделять в нём графически грамматические основы.

 Писать текст кулинарного рецепта, используя известные правила пунктуации.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Общество — это мы!».

Технология

Тема «Человек и информация».

Литературное чтение

Тема «Жить по совести, любя друг друга».

Информационный материал:

Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал:

Комплект наглядных пособий «Предложение».

Интерактивный материал:

Карточки с индивидуальными заданиями; CD «Уроки Кирилла и Мефодия». Урок 1. Слово. Предложение.

Фронтальная;

индивидуальная —         ;

парная —        ;

групповая —         .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани.

Аня была в гостях у своей подруги Марины, где её угощали вкусным салатом. Аня попросила рецепт, и Марина написала: «Режу картофель и мясо отварные грибы маринованные огурцы. Потом добавляю майонез. Перемешиваю сверху украшаю».

Дома Аня сделала салат точно по рецепту, но салат по вкусу оказался совсем другим. Девочка удивилась, позвонила подруге. Оказалось, что Аня взяла для салата не те продукты.

Ребята, как вы думаете, почему Аня взяла не те продукты?

Школьники высказывали разные предположения, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений, чтобы представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться писать текст так, чтобы читающий понимал его так же, как и автор?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание научиться писать текст так, чтобы читающий понимал его так же, как и автор.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Типы предложений

Цели:

 Актуализировать знания:

— о понятиях «предложение», «тип предложения по цели высказывания», «тип предложения по интонации»;

— о правилах пунктуации в конце предложения.

 Научить:

— раскрывать значение понятий «предложение», «тип предложения по цели высказывания», «тип предложения по интонации» и использовать их в активном словаре;

— определять тип предложения по цели высказывания, по интонации и обосновывать своё мнение;

— определять границы предложений и писать текст;

— составлять и писать предложение из слов данной строчки;

— заменять повествовательное предложение вопросительным, добавляя, где необходимо, вопросительные слова, и писать его;

— определять тип предложения и писать его, ставя в конце нужный знак;

— определять границы предложения в стихотворном тексте и обозначать их графически;

— выполнять само-, взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку;

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения.

Введение новых словарных слов заря, горизонт.

Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.

Задание 1 (З)

Объясните значение понятия «предложение».

Назовите типы предложений по цели высказывания и по интонации.

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что предложение Аня испекла очень вкусный пирог является побудительным, невосклицательным? Обоснуйте своё мнение. (Предложение написано на карточке без знака на конце.)

Задание 3 (У) Учебник, с. 52, № 74, с самопровер-
кой.

Определите границы предложений и напишите текст.

Задание 4 (У) Учебник, с. 52, № 75, с взаимопроверкой.

Из слов каждой строчки составьте предложение и напишите его.

Задание 5 (У) Учебник, с. 54, № 78, с взаимооцен-
кой.

Замените каждое повествовательное предложение вопросительным, добавляя, где необходимо, вопросительные слова, и напишите его.

Задание 6 (У) Учебник, с. 54, № 80, с взаимооцен-
кой.

Определите тип каждого предложения и напишите, поставив на конце нужный знак.

Задание 7 (У)

Определите границы каждого предложения в стихотворном тексте А. Арсирия, обозначьте их графически.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина…

Диагностические задания:

1. Определите границы каждого предложения в стихотворном тексте А. Арсирия, обозначьте их графически.

Едят там вилками компот

Там пьют из чашек бутерброд

Из хлеба с сыром там котлеты

Из мяса свежего конфеты

С начинкой сладкий суп с фасолью

В тарелках всё там варят с солью

2. Рабочая тетрадь, с. 40, № 57.

Поставьте в текст стихотворения А. Майкова пропущенные знаки препинания и спишите его.

3. Составьте предложение из слов каждой строчки и напишите полученный текст.

 Бабушке, мама, отправила, к, Шапочку, Красную.

 Через, лес, дорога, шла.

 Живёт, злой, там, волк.

 Спасли, девочку, её, охотники, бабушку, и.


Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «предложение», «тип предложения по цели высказывания», «тип предложения по интонации» и использовать их в активном словаре;

— определять тип предложения по цели высказывания, по интонации

и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять само-, взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку.

Коммуникативные умения:

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения.

Предметные умения:

— определять границы предложений и оформлять их в тексте;

— составлять и писать предложение из слов данной строчки;

— заменять повествовательное предложение вопросительным, добавляя, где необходимо, вопросительные слова, и писать его;

— определять тип предложения и писать его, ставя в конце нужный знак;

— определять границы предложения в стихотворном тексте и обозначать их графически.

Блок Б. Главные и второстепенные члены предложения

Цели:

 Актуализировать знания о понятиях «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения».

 Ввести понятие «грамматическая основа предложения».

 Научить:

— раскрывать значение понятий «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;

— определять грамматическую основу предложения и обосновывать своё мнение;

— определять в предложении подлежащее, используя слова для выбора, и писать его;

— определять в предложении сказуемое, заменять его глаголом-синонимом, используя слова для выбора, и писать полученный вариант;

— списывать текст, определять и подчёркивать грамматическую основу каждого предложения;

— составлять и писать предложения, используя сюжет иллюстрации;

— списывать предложение и выделять в нём графически грамматическую основу;

— списывать текст, выделять графически в каждом предложении главные и второстепенные члены;

— выписывать из предложенных словосочетаний и предложений только предложения;

— списывать предложение, выделять в нём графически грамматическую основу и выписывать все возможные словосочетания, используя образец;

— выполнять учебное задание, используя известные правила;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Введение новых словарных слов тревога, тревожно, тревожный, тревожиться.

Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.

Задание 1 (З)

Объясните значение понятий «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения».

Сообщение учителя

Грамматическая основа предложения включает главные члены: подлежащее и сказуемое или одно из них.

Например:

 Улетают птицы на юг: грамматическая основа — улетают птицы, подлежащее — птицы, сказуемое — улетают.

 Осень: грамматическая основа — осень, подлежащее — осень.

Задание 2 (З)

Объясните значение понятия «грамматическая основа предложения».

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что грамматическая основа включает второстепенные члены предложения? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) Учебник, с. 59, № 88, с взаимопроверкой.

Определите в каждом предложении подлежащее, используя слова для выбора, и впишите его.

Задание 5 (У) Учебник, с. 10, № 11, с взаимопроверкой.

Определите в каждом предложении сказуемое, замените его глаголом-синонимом, используя слова для выбора, и напишите полученный текст.

Задание 6 (У) Учебник, с. 63, № 94, с взаимопроверкой.

Спишите текст, определите и подчеркните грамматическую основу каждого предложения.

Задание 7 (У) Учебник, с. 62, № 93, с взаимопроверкой.

Составьте и напишите три предложения на тему «Подготовка к концерту», используя сюжет иллюстрации.

Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Задание 8 (У), с взаимопроверкой.

Спишите предложения и подчеркните в каждом из них грамматическую основу.

 Раньше всех берег увидел юнга.

 Фасад дома украшали колонны.

 Маленькая лень большое горе приносит.

Задание 9 (У) Учебник, с. 63, № 95, с взаимопроверкой.

Спишите текст, выделите графически в каждом предложении главные и второстепенные члены.

Задание 10 (У) Учебник, с. 79, № 127.

Выпишите из предложенных словосочетаний и предложений только предложения.

Задание 11 (У) Учебник, с. 78, № 125.

Спишите каждое предложение, выделите в нём графически грамматическую основу; выпишите все возможные словосочетания, используя образец.

Диагностические задания:

1. Учебник, с. 56, № 84.

Составьте из слов каждой группы предложение и напишите его, выбирая подходящий знак из данных в скобках.

2. Спишите предложения, подчеркните в них грамматическую основу.

 Расстояние преодолевает конь.

 Препятствие преодолевает воля.

3. Спишите предложение и выпишите все возможные словосочетания с вопросами.

С музыкой птичьего гомона сливается шёпот листьев.


Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;

— определять грамматическую основу предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя известные правила;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— определять в предложении подлежащее, используя слова для выбора, и писать его;

— находить в предложении сказуемое, заменять его глаголом-синонимом, используя слова для выбора, и писать полученный текст;

— списывать текст, определять и подчёркивать грамматическую основу каждого предложения;

— графически выделять в предложении грамматическую основу;

— графически выделять в каждом предложении текста главные и второстепенные члены;

— графически выделять в предложении грамматическую основу и выписывать все возможные словосочетания, используя образец;

— составлять и писать предложения, используя сюжет иллюстрации;

— выписывать из предложенных словосочетаний и предложений только предложения.

Блок В. Предложение с однородными членами

Цели:

 Актуализировать знания:

— о понятии «однородные члены предложения»;

— о правиле постановки знаков препинания при однородных членах предложения с союзами и без.

 Актуализировать умение выполнять само- и взаимопроверку и вносить корректировку.

 Ввести понятие «кулинарный рецепт».

 Научить:

— раскрывать значение понятия «однородные члены предложения» и использовать его в активном словаре;

— определять необходимость постановки знаков препинания в предложении с однородными членами и обосновывать своё мнение;

— рассказывать правило постановки знаков препинания в предложении с однородными членами;

— списывать предложение и выделять графически однородные члены;

— списывать предложение, расставляя, где необходимо, знаки препинания;

— составлять и писать предложение с однородными членами;

— корректировать текст, заменяя каждую группу предложений одним предложением с однородными членами, и писать его;

— корректировать текст кулинарного рецепта, используя знаки препинания;

— определять однородные члены в каждом предложении текста и ставить, где необходимо, знаки препинания.

Задание 1 (З)

Объясните значение понятия «однородные члены предложения».

Расскажите правило постановки знаков препинания в предложении с однородными членами.

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что в предложении На картине художник изобразил голубое небо, синее море и яркое солнце слова голубое, синее, яркое являются однородными членами предложения? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что в предложении с однородными членами перед союзом и ставится запятая? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Учебник, с. 68, № 103, с самооценкой.

Спишите каждое предложение и выделите графически однородные члены.

Задание 4 (У) Учебник, с. 69, № 105.

Спишите каждое предложение, расставляя, где необходимо, знаки препинания.

Задание 5 (У) Учебник, с. 70, № 107, с взаимопроверкой.

Прочитайте фрагмент сказки В. Одоевского и вопросы к тексту.

Отвечая на каждый вопрос, составьте и напишите предложение с однородными членами.

Задание 6 (У) Учебник, с. 71, № 110, с взаимопроверкой.

Откорректируйте текст, заменяя каждую группу предложений одним предложением с однородными членами, и напишите его.

Задание 7 (У) Учебник, с. 74, № 115, с взаимопроверкой.

Откорректируйте текст телеграммы Делегация выезжает утром встречайте так, чтобы стало понятно, когда нужно встречать делегацию.

Сообщение учителя

Кулинарный рецепт — это руководство по приготовлению блюда, которое содержит информацию о необходимых продуктах, их пропорциях, способе обработки и приготовления.

Например: Рецепт приготовления салата из фруктов:

Свежие фрукты (1 банан, 1 апельсин и 1 яблоко) почистить, нарезать кубиками. Всё перемешать, добавить мороженое по вкусу.

Задание 8 (З)

Объясните значение понятия «кулинарный рецепт».

Задание 9 (П)

Верно ли, что в рецепте по приготовлению блюда указывают только перечень необходимых продуктов? Обоснуйте своё мнение.

Задание 10 (У), с взаимооценкой.

Откорректируйте текст кулинарного рецепта так, чтобы было понятно, какой обработке подвергаются продукты.

Салат «Морская свежесть»

Рыба и картофель отварные свежие огурцы мелко порезать и заправить майонезом.

Задание 11 (У) Рабочая тетрадь, с. 46, № 68.

Определите однородные члены в каждом предложении текста В. Куприна и поставьте, где необходимо, знаки препинания.

Прочитайте текст В. Драгунского о том, что любит Мишка. Составьте и напишите предложение о том, что вы любите, используя однородные члены предложения.

Диагностические задания:

1. Рабочая тетрадь, с. 48, № 70.

Спишите текст каждой загадки, расставляя, где необходимо, знаки препинания.

2. Учебник, с. 74, № 117.

Спишите каждое предложение два раза, изменяя его смысл с помощью знаков препинания.

3. Рабочая тетрадь, с. 49, № 72.

Спишите текст В. Драгунского, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркните однородные члены предложения.


Познавательные умения:

— раскрывать значение понятия «однородные члены предложения» и использовать его в активном словаре;

— определять необходимость постановки знаков препинания в предложении с однородными членами и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять само- и взаимопроверку и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

— приходить к единому мнению при взаимном контроле.

Предметные умения:

— рассказывать правило постановки знаков препинания в предложении с однородными членами;

— списывать предложение и выделять в нём графически однородные члены;

— списывать предложение, расставляя, где необходимо, знаки препинания;

— составлять и писать предложение с однородными членами;

— корректировать текст, заменяя каждую группу предложений одним предложением с однородными членами, и писать его;

— корректировать текст кулинарного рецепта, используя знаки препинания;

— определять однородные члены в каждом предложении текста и ставить, где необходимо, знаки препинания.

Блок Г. Простые и сложные предложения

Цели:

 Актуализировать умения:

— ставить знаки препинания перед союзом и;

— выполнять учебное задание, используя правило.

 Ввести понятия «простое предложение», «сложное предложение» и использовать их в активном словаре.

 Научить:

— раскрывать значение понятий «простое предложение», «сложное предложение» и использовать их в активном словаре;

— определять необходимость постановки знаков препинания в сложном предложении и обосновывать своё мнение;

— рассказывать правило постановки знаков препинания в сложном предложении;

— рассказывать правило постановки знаков препинания перед союзом и;

— списывать стихотворный текст, определять в нём смысловые части и выделять графически в каждой из частей грамматическую основу;

— объединять простые предложения в одно сложное и писать его, используя правило пунктуации;

— определять в тексте басни сложное предложение и списывать его, выделять графически грамматические основы;

— составлять из простого предложения сложное, используя союз, данный в скобках, и записывать его, следуя правилам пунктуации;

— списывать предложение, определять, простое оно или сложное, и ставить, где необходимо, соответствующие знаки препинания;

— списывать стихотворные строки, определяя простое/сложное предложение и следуя правилам пунктуации;

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Сообщение учителя

Предложения по составу бывают простые и сложные.

Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Например: Подняли золотые головки одуванчики: грамматическая основа — одуванчики подняли.

Cложное предложение имеет две или более грамматические основы. Например: Подняли золотые головки одуванчики, расправил широкие лепестки шиповник: грамматические основы — подняли одуванчики и шиповник расправил.

Между частями сложного предложения ставится запятая независимо от того, есть союз или нет. Например: Ветер не шумит, и птицы не щебечут.

Задание 1 (З)

Объясните значение понятий «простое предложение», «сложное предложение».

Расскажите правило постановки знаков препинания в сложном предложении.

Расскажите правило постановки знаков препинания перед союзом и в простом предложении.

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что перед союзом и в сложном предложении запятая не ставится? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У) Учебник, с. 75, № 119.

Спишите стихотворение И. Бунина, определите в нём смысловые части и выделите графически в каждой грамматическую основу.

Задание 4 (У) Учебник, с. 76, № 120, с взаимооценкой.

Объедините простые предложения в одно сложное и напишите его, используя правило пунктуации.

Задание 5 (У) Учебник, с. 77, № 122, с взаимопроверкой.

Определите в тексте басни сложное предложение и спишите его, выделите графически грамматические основы.

Задание 6 (У) Учебник, с. 77, № 124, с взаимопроверкой.

Составьте из простого предложения сложное, используя союз, данный в скобках, и запишите его, следуя правилам пунктуации.

Задание 7 (У) Рабочая тетрадь, с. 50, № 76, с взаимооценкой.

Спишите каждое предложение, определите, простое оно или сложное, и поставьте, где необходимо, соответствующие знаки препинания.

Задание 8 (У), с взаимопроверкой.

Спишите стихотворные строки, определяя простое/сложное предложение и следуя правилам пунктуации.

Встаёт купец идёт разносчик

На биржу тянется извозчик

С кувшином охтинка спешит

Под ней снег утренний хрустит. (А. Пушкин)


И умереть мы обещали

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой. (М. Лермонтов)


Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. (А. Пушкин)

Диагностические задания:

1. Допишите предложение так, чтобы оно стало сложным, используя союз, данный в скобках, и следуя правилам пунктуации.

Надвигалась свинцовая туча, (и, но, а)

2. Спишите каждое предложение, выделите в нём графически грамматическую основу, поставьте знаки препинания.

 Олень легко бежит по траве подминает под себя кусты и переплывает быстрые реки.

 Открыли дверь и в кухню паром вкатился воздух со двора. (К. Паустовский)

 Я ничего не ел но голода я не чувствовал. (В. Тендряков)


Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «простое предложение», «сложное предложение» и использовать их в активном словаре;

— определять необходимость постановки знаков препинания в сложном предложении и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило.

Коммуникативные умения:

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Предметные умения:

— рассказывать правило постановки знаков препинания в сложном предложении;

— рассказывать правило постановки знаков препинания перед союзом и в простом и сложном предложении;

— списывать стихотворный текст, определять в нём смысловые части и выделять графически в каждой из частей грамматическую основу;

— объединять простые предложения в одно сложное и писать его, используя известное правило пунктуации;

— определять в тексте басни сложное предложение и списывать его, выделять графически грамматические основы;

— составлять из простого предложения сложное, используя союз, данный в скобках, и записывать его, следуя правилам пунктуации;

— списывать предложение, определять, простое оно или сложное, и ставить, где необходимо, соответствующие знаки препинания;

— списывать стихотворные строки, определяя простое/сложное предложение и следуя правилам пунктуации.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:

 Установить степень освоения темы, а именно умений:

— определять границы предложений и писать текст, вставляя пропущенные орфограммы и соответствующие знаки препинания;

— находить в тексте простое предложение с однородными членами и выделять их графически;

— находить в тексте сложное предложение и выделять в нём графически грамматические основы;

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку учебного задания.

Контрольные задания

Определите границы предложений и напишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и соответствующие знаки препинания.

Редкая гостья

Однажды на птич…ей к…рмушке появилась белка дети очень обрадовались ей белка села на задние ла(п,б)ки и взяла в передние ла(п,б)ки кисточ…ку сухой рябины она начала ловко об…едать ягоды потом зверёк схв…тил в зубы другую гроздь прыгнул на сук и исчез в густых ветвях с тех пор белка каждый день стала навещать птич…ю столовую а дети не забывали прин…сить ей уг…щение.

Грамматические задания

1. Определите в тексте простое предложение с однородными членами и выделите их графически.

2. Определите в тексте сложное предложение, выделите графически каждую грамматическую основу.

Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку учебного задания.

Предметные умения:

— определять границы предложений и писать текст, вставляя пропущенные орфограммы и соответствующие знаки препинания;

— находить в тексте простое предложение с однородными членами и выделять их графически;

— находить в тексте сложное предложение и выделять в нём графически грамматические основы.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Стимулировать интерес и желание составлять и оформлять текст кулинарного рецепта.

 Научить:

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

— использовать приобретённые знания для выполнения задания;

— представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Ситуативное задание

Аня была в гостях у своей подруги Марины, где её угощали вкусным салатом. Аня попросила рецепт, и Марина написала: «Режу картофель и мясо отварные грибы маринованные огурцы. Потом добавляю майонез. Перемешиваю сверху украшаю».

Дома Аня сделала салат точно по рецепту, но салат по вкусу оказался совсем другим. Девочка удивилась, позвонила подруге. Оказалось, что Аня взяла для салата не те продукты.

Ребята, как вы думаете, почему Аня взяла не те продукты?

Информативный вариант

Определите в тексте рецепта предложения с однородными членами, поставьте, где необходимо, знаки препинания, чтобы получился рецепт, в котором картофель и мясо надо отварить, грибы взять маринованные, а сверху салат украсить.

Режу картофель и мясо отварные грибы маринованные огурцы. Потом добавляю майонез. Перемешиваю сверху украшаю*.

Импровизационный вариант

Откорректируйте текст рецепта, расставляя, где необходимо, знаки препинания, чтобы получился рецепт, в котором картофель и мясо надо отварить, грибы взять маринованные, а украсить салат — сверху.

Режу картофель и мясо отварные грибы маринованные огурцы. Потом добавляю майонез. Перемешиваю сверху украшаю*.

Эвристический вариант

Составьте и напишите свой вариант текста кулинарного рецепта, используя предложения с однородными членами, а также известные вам правила пунктуации.

Режу картофель и мясо отварные, грибы маринованные, огурцы. Потом добавляю майонез. Перемешиваю, сверху украшаю.

Личностные умения:

— проявлять творческое отношение к процессу оформления текста кулинарного рецепта.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

— писать текст кулинарного рецепта, используя известные правила пунктуации.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь правильно писать текст кулинарного рецепта, потому что…

2. Для того чтобы правильно составить текст кулинарного рецепта, надо…

Самооценка

Допишите предложение:

Я (очень, не очень) доволен(льна) текстом кулинарного рецепта, который написал(а) … (сам(а), с помощью одноклассников, учителя), потому что выполнил(а) работу (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, творчески).

Личностные умения:

— проявлять понимание успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 Соотнести результат с поставленной целью.

 Оценить результат своей деятельности.

Сформировать представление о грамматической основе предложения, о простом/сложном предложении.

Ввести правило постановки знаков препинания в сложном предложении.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

— проявлять творческое отношение к составлению и написанию текста кулинарного рецепта.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при составлении и написании текста кулинарного рецепта.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

— писать текст кулинарного рецепта, используя известные правила пунктуации.

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


17