9
Дата: 13.11.2018
Тема: «Приём вычислений 36 + 2, 36 + 20»
Цели: рассмотреть случаи сложения вида 36 + 2, 36 + 20; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами, работать над развитием внимания, аккуратности.
Предметные:
Ученик будет знать приёмы вычислений вида 36+2,36+20;
Ученик будет уметь выполнять вычисления вида 36+2,36+20.
Метапредметные:
Познавательные:
-умение строить речевое высказывание в устной форме;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Регулятивные:
-умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Открываем тетради, подписываем число и классная работа. Сегодня у нас 13 ноября. Положили ручки кто подписал и готов меня слушать.
- Ребята, девизом нашего урока будет пословица « Где есть желание, найдётся путь!» (висит на доске)
- Как вы понимаете эту пословицу? (Если чего-то хочешь - то найдешь путь исполнения.)
- Да, вы правы. Я думаю, что сегодня на уроке у всех есть желание получить новые знания.
2. Проверка домашнего задания
-Но сначала мы проверим домашнее задание. Что Вам было задано на дом?
3. Мотивация к учебной деятельности.
Каллиграфическая минутка
56 56 56 56
57 57 57 57
Математический диктант
Сумма чисел 40 и 50 (90)
Из 37 вычесть 7 (30)
Разность чисел 46 и 40 (6)
К 30 прибавить столько же (60)
Уменьшаемое 17, вычитаемое 9, найдите разность (8)
1 слагаемое 40, второе слагаемое 7, вычислите сумму (47)
Запишите самое маленькое двузначное число (10)
Запишите самое большое однозначное число (9)
Проверка: Сверка с образцом:
90, 30, 6, 60, 8, 47, 10, 9
-Запишите эти числа в порядке убывания.
Проверка: сверка с образцом:
90, 60, 47, 30, 10, 9, 8, 6
4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
(Подготовительная работа к изучению нового)
На доске записаны выражения:
(40 + 8) +10
(50 + 3) + 5
– Как удобно решить данные равенства?
(Важно, чтобы дети в результате поисков нашли тот способ, который поможет впоследствии решать выражения вида 36 + 2, 36 + 20.)
Удобными способами будут следующие:
(40 + 8) + 10 = (40 + 10) + 8 = 50 + 8 = 58
(50 + 3) + 5 = 50 + (3 + 5) = 50 + 8 = 58
(Раскрытие приема сложения в случаях вида 36 + 2, 36 + 20.)
5. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта
Объяснение: число 36 представили в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 6. Удобно сложить 6 и 2, а затем значение суммы прибавить к числу 30:
30 + (6 + 2) = 30 + 8 = 38
Объяснение: число 36 представили в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 6. Удобно к 30 прибавить 20, а затем к полученному результату прибавить число 6:
(30 + 6) + 20 = (30 + 20) + 6 = 50 + 6 = 56
***
- Давайте разберемся, как же правильно решить пример 36+2 (начинаю объяснять при помощи палочек).
-К числу 36 прибавим число 2 (к 3 пучкам и 6 палочкам россыпью добавляем 2 палочки).
- Давайте вспомним пучки палочек это? (Десятки)
- Палочки россыпью это? (Единицы)
- Куда вы положили 2 палочки? (К палочкам россыпью)
- Почему именно туда? (Потому что единицы складываем с единицами.)
- Теперь давайте запишем то, что у нас получилось
36+2=30+(6+2)=30+8=38
Надо к 36+2. Заменю 36 суммой разрядных слагаемых: 30 и 6.
Получился пример:30 + (6+2). Удобно к 6+2 будет 8 и к 30+8 будет 38.
Ответ: 38".
- Давайте решим следующий пример 36+20 (начинаю объяснять при помощи палочек).
-К числу 36 прибавим число 20(к 3 пучкам и 6 палочкам россыпью добавляем 2 пучка палочек).
- Куда вы положили 2 пучка палочек? (К палочкам в пучках)
- Почему именно туда? (Потому что десятки складываем с десятками)
- Теперь давайте запишем то, что у нас получилось
36+20= (30+20) +2=50+2=52
Надо к 36+20. Заменю 36 суммой разрядных слагаемых: 30 и 6. Получился пример: (30 + 20) + 6.Удобно к 30+20 будет 50 и к 50+6 будет 56.Ответ: 56".
- Теперь давайте прочтём правило в рамке на 58 странице учебника. (Единицы складывают с единицами. Десятки складывают с десятками.)
5. Первичное закрепление
- А теперь в учебнике выполним №1. Отступаем 1 клетку, записываем №1
- прочитаем первый пример и решим его с объяснением.
27+2=29
Надо к 27+2. Заменю 27 суммой разрядных слагаемых: 20 и 7.
Получился пример:20 +(7+2).
Удобно к 7+2 будет 9 и к 20+9 будет 29.
Ответ: 29".
- Запишите пример в тетрадь.
56+30=86
Надо к 56+30. Заменю 56 суммой разрядных слагаемых: 50 и 6.
Получился пример: (50+6)+30
Удобно к 50+30 будет 80 и к 80+6 будет 86.
Ответ: 86".
3+46=49
Надо к 3+46. Заменю 46 суммой разрядных слагаемых: 40 и 6.
Получился пример:3+(40+6).
Удобно к 3+6 будет 9 и к 40+9 будет 49.
Ответ: 49".
18+60=78
Надо к 18+60. Заменю 18 суммой разрядных слагаемых: 10 и 8.
Получился пример: (10+8)+60.
Удобно к 10+60 будет 70 и к 70+8 будет 78.
Ответ: 78".
- Продолжим работать с учебником. Подпишите в тетради № 2. (Имя), выходи к доске и реши первый столбик (для решения каждого столбика вызываю нового учащегося).
13+6=19
Надо к 13 прибавить 6. Заменю 13 суммой разрядных слагаемых: 10 и 3.
Получился пример: (10+3)+6.
Удобно к 3 прибавить 6 будет 9 и к 10 прибавить 9
Ответ: 19
81+5=86
Надо к 81 прибавить 5. Заменю 81 суммой разрядных слагаемых: 80 и 1
Получится пример: (80+1)+5
Удобно к 1 прибавить 5 будет 6 и к 80 прибавить 6
Ответ: 86
42+6=48
Надо к 42 прибавить 6. Заменю 42 суммой разрядных слагаемых: 40 и 2
Получится пример: (40+2)+6
Удобно к 2 прибавить 6 будет 8 и к 40 прибавить 8
Ответ: 48
30+24=54
Надо к 30 прибавить 24. Заменю 24 суммой разрядных слагаемых: 20 и 4
Получится пример: 30+(20+4)
Удобно к 30 прибавить 20 будет 50 и к 50 прибавить 4
Ответ: 54
53+10=63
Надо к 53 прибавить 10. Заменю 53 суммой разрядных слагаемых:50 и 3
Получится пример: (50+3)+10
Удобно к 50 прибавить 10 будет 60 и к 60 прибавить 3
Ответ: 63
65+30=95
Надо к 65 прибавить 30. Заменю 65 суммой разрядных слагаемых: 60 и 5
Получится пример: (60+5)+30
Удобно к 60 прибавить 30 будет 90 и к 90 прибавить 5
Ответ: 95
4+73=77
Надо к 4 прибавить 73. Заменю 73 суммой разрядных слагаемых: 70 и 3
Получится пример: 4+(70+3)
Удобно к 4 прибавить 3 будет 7 и к 7 прибавить 70
Ответ: 77
20+73=93
Надо к 20 прибавить 73. Заменю 73 суммой разрядных слагаемых: 70 и 3
Получится пример: 20+(70+3)
Удобно к 20 прибавить 70 будет 90 и к 90 прибавить 3
Ответ: 3
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
-Следующий № 3. Причитайте задачу
-О чем говорится в задаче? (Аня вышила 6 маленьких и 3 большие салфетки)
-Что известно в задаче? (Аня подарила маме 2 салфетки)
-Что нужно узнать? (сколько салфеток осталось у Ани)
- Что мы узнаем в начале? (сколько Аня вышила салфеток больших и маленьких)
- Каким действием узнаем? (сложением)
- А вторым действие что узнаем? (сколько салфеток осталось у Ани)
- Каким действием? (вычитанием)
1) 6+3=9(с.) – всего
2) 9-2=7(с.) – осталось
Ответ: 7 салфеток
Выражение: (6+3)-2=7 (с.)
Ответ: 7 салфеток
Следующий №7
- Прочитайте задачу.
-Что нам нужно сделать?
- Что нам известно о первом отрезке? (длина первого отрезка 3 см) – чертим
- Что известно о втором отрезке? (на 3 мм меньше)
- Давайте переведём см в мм, что бы мы работали с одинаковыми наименованиями.
- Сколько в 1 см мм? (10)
- А у нас 3 см, значит, сколько будет мм? (30мм)
- Теперь мы сможем найти длину второго отрезка, как узнаем? (вычитаем)
- А почему? (потому что меньше)
30-3=27 (мм)
- А если переведём обратно в сантиметры, сколько получится? (2 см и 7 мм)
- Чертим отрезок длиной 2 см и 7 мм.
7. Домашнее задание.
- Дома вы выполните на странице 58 №4, №6 и выучить правило в рамочке.
8. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Всё ли было понятно?