Просмотр содержимого документа
«Тема "Проблемы, возникающие при подготовке обучающихся 9 кл. к сдаче итогового собеседования. Пути их решения."»
Проблемы, возникающие при подготовке обучающихся 9 кл.
к сдаче итогового собеседования. Пути их решения.
Нялина Е.В.
Учитель русского языка МБОУ
«Излучинская ОСШ УИОП № 1»
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении, поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения, и не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно- публицистического стиля. Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Задание 3 – тематическое монологическое высказывание. Задание 4 – участие в диалоге .
Задание № 1. Ошибки при чтении текста:
• медленный, быстрый или «скачкообразный» темп • искажение слов; • постановка ударения в словах, в том числе в тех, в которых стоит ударение; • употребление числительных;
неправильное прочтение окончания зависимого слова.
Упражнения, помогающие избежать ошибки при выразительном чтении: • поставить в словах ударения; • дать лексическое толкование словам; • чтение скороговорок; • выразительное чтение в начале урока (5-10 мин.).
Задание № 2. Ошибки при пересказе текста:
нарушена логика высказывания (абзацы переставлены местами, вставлены предложения из разных абзацев); • пропуск микротемы; • пропуск высказывания; • неумение использовать способы цитирования; • неумение логично включать в пересказ высказывание; большие паузы при ответе.
Чтобы избежать ошибок при пересказе, можно предложить работу в группах (1-ая группа задает вопросы по тексту, 2-ая – отвечает на вопросы).
Задание № 3. К типичным ошибкам при выполнении третьего задания (монологическое высказывание) можно отнести: • составляется менее 10-ти предложений; • большие паузы в речи; • однообразные синтаксические конструкции. В качестве разминки на каждом уроке русского языка давать какую - либо тему, чтобы учащиеся подготовили монолог не меньше, чем из 10-ти предложений. (Описать вид из окна. Всегда ли нужно следовать моде? Как я провел осенние каникулы и т.д.).
Задание № 4 – участие в диалоге.
Ошибки:
• часто ответы бывают односложные;
• однообразные синтаксические конструкции; • ответы неточные, неполные. Формы работы для устранения ошибок: • неподготовленная или подготовленная беседа; • диспут; • словесные игры; • чтение по ролям; • инсценировка литературных текстов.
Доброжелательное отношение педагога, вера в успех каждого ученика – залог успешного прохождения важного для ребят испытания. Коммуникативные способности всегда были важны для личностного развития, получения профессии и адаптации в социуме.
Спасибо за внимание.