СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Пути повышения качества знаний обучающихся начальной школы. Из опыта работы.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Пути повышения качества знаний обучающихся начальной школы. Из опыта работы.»»

МБОУ СОШ 14

Города Смоленска











Тема:

«Пути повышения качества знаний

обучающихся начальной школы. Из опыта работы.»













Подготовила учитель начальных классов


МБОУ СОШ12 г Смоленска


Карабешкина Татьяна Валерьевна




2024 год












«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой

Одним из путей повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.


В настоящее время «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема формирования мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация — одно из важнейших условий успешности ребенка.


У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к учёбе. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.


Для успешного решения этой задачи использую на уроках игровую ситуацию. Она формирует интерес к учебному процессу, к изучаемым предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность, повышает качество знаний.

Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность.

Много лет я работала над проблемой «Игра — одно из средств активизации познавательных интересов детей». Считаю, что игра помогает сделать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка вызвать творческий интерес к предмету. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции - правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.

На уроках математики использую спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся.

  • Занимательный квадрат.

  • Задачи – шутки.

  • Задачи в стихах.

  • Математическая эстафета.

  • Головоломки.

  • Ребусы

  • Задачи на смекалку и многое др.

Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила.

  • Правила в стихах

  • Рифмованные упражнения

  • Грамматические сказки

  • Морфологические шарады

  • Собери слово

  • Загадки- шутки

  • Кроссворды


Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Дети охотно идут на урок, если все сорок пять минут они активно трудятся, стремясь приобрести новые знания, а уходят с чувством удовлетворения. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность я использую как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Планируя нетрадиционный урок, я учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. При подборе заданий для нестандартного урока я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для основной массы учащихся. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т.д.). Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой — лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого.


«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора»

(Ш. А. Амонашвили).

Класс, в котором работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять. Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие - этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки. : «Выполни только одно из трёх заданий» или «Выполни два или три задания из шести, расположенных на странице рабочей тетради». Выполнение заданий, выбранных самостоятельно, увлекает ребёнка, он проявляет завидное упорство, работает сосредоточенно, не отвлекается, старается обходиться без помощи учителя, радуется своим успехам, доводит работу до конца. Во время самостоятельной работы предлагаю детям выбрать один из трёх вариантов задания: первый - лёгкий, второй - более сложный; третий вариант- требующий эрудиции, смекалки. При этом предупреждаю, что оценка будет поставлена за правильность выполнения задания независимо от того, какой вариант будет выбран учеником. Разноуровневые задания в печатных тетради дают возможность для дифференцированного подхода в обучении детей. На уроках окружающего мира идёт дифференцированная работа при подготовке домашнего задания. «Сильные» дети готовят доклады, дополнительные сообщения, а «слабые» текст из учебника. Но может быть такое, что кто-то из «слабых» приготовит сообщение, это повышает уровень мотивации. Дифференцированная работа идёт так же на уроках литературного чтения.

Я считаю, что активизации познавательной деятельности, положительной мотивации обучения способствуют уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

  • повысить качество усвоения материала;

  • построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;

  • осуществлять дифференцированный подход к обучению;

  • размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время;

  • наглядно представлять материал;

  • регулировать объём и скорость содержания;

  • повышать познавательную активность учащихся.


Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка наиболее долго удерживают внимание ребенка);

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- ученики учатся навыкам контроля и самоконтроля.

- использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

При такой деятельности ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний, развитию познавательной деятельности и как следствие повышению качества образования.

Мультимедийные презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний. Я применяю ИКТ на различных уроках .

Что дают такие уроки учащимся?

  • С удовольствием посещать предмет.

  • За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.

  • При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.

  • Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

  • Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.


Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Много внимания я уделяю развитию мышления, внимания, развитию речи, развитию всесторонней личности. Помогают мне в этом учебники УМК «Школа России». В этих учебниках предметное содержание и структура соответствует требованиям нового ФГОС начального общего образования, базируется на современных педагогических технологиях и является традиционной системой обучения с элементами развивающего обучения. Не требуется специального отбора детей. А ведь главное для нас – так организовать учебный труд детей, чтобы он способствовал развитию их личностных качеств и творческого потенциала.


Я работаю по учебнику «Литературное чтение» , где сказки, стихотворения, рассказы не только интересны по содержанию, но и помогают ребенку сформировать собственные жизненные ценности. В начале каждого текста присутствует словарная разминка, которая помогает развивать и обогащать активный словарь ребенка. Словарная работа включает и информационно-поисковую деятельность учащихся, где уточняется смысл отдельных слов, используя словарь-справочник, помещенный в конце учебника. Там же словари синонимов и антонимов. Устойчивые словосочетания объясняются на отдельной страничке.

Учащиеся постоянно участвуют в разнообразной творческой деятельности: придумывают продолжение сюжетных линий, сочиняют рассказы по рисункам и опорным словам, занимаются проектной деятельностью. Во время урока провожу упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на освоение детьми процесса правильного, выразительного чтения различных текстов. Стараться, чтобы дети могли в тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном: определить тему художественного произведения, идею, отношение автора к героям. С самых первых уроков обучать учащихся следить за мыслью автора, добывать недостающую информацию различными способами, формировать осмысленное отношение к слову. На уроках чтения учащиеся много и охотно говорят, имеют своё мнение и с интересом выслушивают мнение других, участвуют в диалоге с одноклассниками и учителем.

После произведения имеются вопросы, где учитывается разный уровень заданий, работа в парах, дополнительные знания других произведений.

Очень интересны и полезны творческие задания, которые способствуют развитию творческого мышления, воображения.

Дети учатся находить рифмы в конце строк, получают представления о ритме на уроках, прохлопывая в ладоши.

Есть в учебниках и вопросы, которые учат думать, рассуждать, развивать эстетический вкус.

Важной частью является чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов отдельных произведений. Это стимулирует пробуждения желания прочитать их полностью. В учебниках прослеживается и нить для вовлечения родителей в учебную деятельность детей. Имеются специальные задания для семейного чтения, которые предполагают совместное чтение родителями и детьми.

Среди детей, которые пришли ко мне в класс, не было читающих детей. В конце 2-ой четверти 4 класса два ученика читали норму (70-80) -77слов. Пять человек читали выше нормы ( 86, 90, 108, 139, 150). Скорость чтения находится в прямой зависимость от способа и понимания. А с чтением тесно связано письмо. Чтобы заинтересовать учащихся в развитии навыков чтения периодически отслеживаю технику чтения учащихся, веду индивидуальный мониторинг каждого читающего и класса в целом. На родительских собраниях знакомлю — родителей с результатами. На уроках часто использую работу в группах, игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе


Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Необходимый эффект могут дать только те упражнения, которые заставляет их думать. В практике использую немало интересных форм проведения уроков, где происходят актуализация и систематизация знаний детей по изученной грамматико-орфографической теме. Систематически развиваю орфографическую зоркость младших школьников, которая заключается в умении находить, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков. На каждом уроке провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант,  запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д.; минутку чистописания, работу над ошибками. Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Дети любят разгадывать и составлять загадки, редактировать тексты, выучили много пословиц, составляют алгоритмы. Материал создан в учебника так, что не дает «топтаться на месте» и не наскучивает детям. Много материала для работы в парах, индивидуальной и групповой работы дают печатные тетради.

Любят мои ученики уроки математики. На уроках использую тестирование, самостоятельную работу, работу в парах. Увлекают ребят задачи, которые наряду с заданиями творческого характера дают возможность раскрыть умственные способности школьников; поэтому я стараюсь использовать их на каждом уроке. При этом важно подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Учащиеся с интересом выполняют задания на поиск закономерностей, установление взаимосвязей между частью и целым, составляют схемы-опоры, стабильно выполняют задания логического типа, направленные на развитие алгоритмического мышления. При решении задач дети уверенно составляют числовые выражения и оперируют ими. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. В учебнике можно отметить красочное оформление, постепенное усложнение материала, интересные задания творческого характера. Нравится мозаика заданий, которая позволяет повторить пройденный материал, позаниматься дополнительно. Каждый раздел завершает работа над проектом.

На уроках ознакомления с окружающим миром развиваю наблюдательность, умение искать причины увиденного, искать место данного факта среди подобных явлений, формирую у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. Дидактическим стержнем многих уроков становится деятельность самих учащихся, в ходе которой дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Дети выполняют творческие задания, осваивают технологию проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе: готовят сообщения из дополнительной литературы и пишут рефераты о растениях, животных, полезных ископаемых своего края. Широкие возможности для повышения мотивации к обучению и формированию основ знаний и навыков открывает исследовательская работа. На каждом уроке создаю условия не только для усвоения знаний, но и для развития личностных качеств учащихся: коммуникабельность, креативность, индивидуальность, чтобы они добывали знания сами и применяли их в нестандартных ситуациях.

Развитие индивидуальных особенностей ребенка, развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Применяю комплекс физкультминуток для глаз, пальчиковую гимнастику.

Большую помощь в повышении качества знаний мне оказывают родители обучающихся.

Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе являются высокое качество знаний и 100% уровень обученности. Этому способствует рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которые я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей.



Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха.
В.А.Сухомлинский


7