СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема семьи при формировании духовно нравственных качеств учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема семьи при формировании духовно нравственных качеств учащихся начальной школы на уроках английского языка.»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени А.В. Демехина»















Тема семьи при формировании духовно нравственных качеств учащихся начальной школы на уроках английского языка.



















Учитель английского языка

Червинская Татьяна Петровна







г. Луганск

2020

Тема семьи при формировании духовно нравственных качеств учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать, использовать и применять на практике моральные нормы.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Есть такое замечательное выражение: «How many languages you know –that many times you are a person», Johann Wolfgang von Goethe, что означает, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек! Изучение языка должно иметь не только лексико-грамматическое наполнение, но и духовно-нравственное, эстетическое. Учебный предмет «Английский язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому английский язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения английского языка, затрагиваются многие насущные проблемы, например, проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры, нищеты и борьбы с ней, проблемы современного мира и человека и т.д.

Я хочу выделить тему «Family» и на ее примере проследить преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей. Наиболее последовательно и глубоко развитие семейных ценностей и воспитание личности происходит в школе. Изучение направлено на воспитание и личностное развитие учащихся, их знакомство с морально-этическими нормами, развитие таких личностных качеств, как доброжелательность, открытость, толерантность, самоуважение, уважение к собеседнику, понимание ценности различных культур, а также развитие умений общения, включая умение избегать конфликтных ситуаций и мирно решать возникающие конфликты.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию школьника в начальной школе на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить ролевые игры, групповую и парную работы.

Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

На своих уроках я провожу занятия, проходящие в игровой форме, которые позволяют ученикам вовлечься в процесс обучения семейных ценностей. Примеры:

1. The Game «I will introduce you to my family». Ученикам предлагается нарисовать свою семью на небольшом листочке. Затем по очереди они показывают свои рисунки. Разглядывая  рисунок, каждый ученик должен задать  автору хотя бы один вопрос о его семье. Затем  делается  выставка рисунков, а позднее создается альбом – «Our family».

2. The Game «Only good things». Педагог с мячом в руках встает перед учениками, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Ученики ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (kind, brave, friendly, caring, funny and etc.). В этом случае ученики делают шаг в сторону педагога и рассказывают о членах своей семьи используя это слово. Примеры:

  • My Granny is kind.

  • My father is brave.

  • My family is friendly.

  • My mother is caring.

  • My brother is funny and etc.

Если ученики случайно «поймают плохое качество» (angry, lazy, greedy and etc.), они делают шаг назад. И произносят отрицательную форму. Пример:

  • I am not angry.

  • My Granny is not lazy.

  • My sister is not greedy.

Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

3. The Game «How to take care». Ученики встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки учеников разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит других учеников по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Примеры:

  • We must play with the cat.

  • We must feed the cat.

  • We must take care of the cat and etc.

Ученик в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Следующим эффективным приемом работы является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность школьника, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Пример:

1. The Game «Family person». В ходе игры, каждый ученик получает роль кого-то из членов семьи. Далее учащиеся выбирают имена каждому члену семьи, определяют свою фамилию. Затем каждый из членов семьи представляет свою семью и рассказывает об ее особенностях и о взаимоотношениях с другими членами своей «семьи». Примеры:

  • Pupil 1 – My name is Roman. My mother is beautiful, clever and she always waits me from school. She can do everything and she teaches me a lot of things. I like her very much.

  • Pupil 2 – My name is Natalya. I am Roman’s mother. I'm a doctor. I love cooking for my family. I love my family because we are friendly.

  • Pupil 3 – My name is Vitaliy. I am Roman’s father. We are having a great time together. We like to go camping and play table games. I like my family.

  • Pupil 4 – My name is Boris. I am Roman's grandfather. Most of all I love my grandson. He is caring and always helps me. My favorite holiday is Christmas, when all my relatives come to visit me.

Подобные уроки формируют у учеников умения взаимодействовать в семье, осознания значимости своей семейной роли (сына-дочери, брата, внука и т. д.). Они расширяют знания ребенка о семейных традициях, особенностях взаимодействия членов семьи. Можно также обсудить какова семейная роль каждого из членов семьи и сделать вывод о значимости семьи как важнейшей человеческой ценности.

Проводя уроки английского языка, я уделяю большое внимание темам, которые посвящены разнообразным праздникам. Данные уроки дают большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Изучение традиций и обычаев празднования разнообразных событий в иноязычных странах дает учащимся возможность окунуться в семейные празднества, получить весомые знания о них и перенести иноязычный опыт в свою семью.

Так, например, на уроке, посвященном празднованию Рождества, ученики получают возможность окунуться в веселье, радость в преддверии данного праздника. Они получают знания о том, как готовятся к данному празднику, что готовят на стол и как дарят подарки члены семей друг другу. На уроке, посвященном празднованию Пасхи, ученики узнают, откуда произошел данный праздник, когда его празднуют, что принято дарить друг другу, что является символом данного праздника и так далее. Совместное изучение праздников на уроках английского языка способствует не только формированию семейных ценностей, но и способствует нравственно-эстетическому развитию учащихся, оказывает воздействие на духовное становление личности. Пример:

1. The Game «Christmas tree». Ученики делятся на 3 команды. Каждая из команд получает свою елочку – Christmas tree. Учитель раздает карточки с текстом. Дети читают текст и отвечают на вопросы по тексту. За правильный ответ команда получает украшения для елки. Задача – украсить елку.

The most popular holiday in Great Britain is Christmas. They celebrate Christmas on the 25th of December. It is the biggest and the happiest holiday of the year. Families come together. Most families decorate their houses with a Christmas tree and colored lights. The traditional Christmas dinner is roast turkey with vegetables and Christmas pudding. Christmas greeting cards are sent to friends and relatives. When children go to bed, they put their stockings near their beds.

  • Teacher – What is the most popular holiday in Great Britain? What is most popular holiday in your family? (Pupil – The most popular holiday in Great Britain is Christmas. The most popular holiday in my family is New Year).

  • Teacher – When do English people celebrate Christmas? When do Russian people celebrate Christmas? (Pupil – English people celebrate Christmas on the 25th of December. Russian people celebrate Christmas on the 7 th of January).

  • Teacher – How do English people celebrate Christmas? How does your family celebrate Christmas? (Pupil – English people decorate their houses with a Christmas tree, colored light and come together. Our family has an own traditional, we visit our grandparents and give the presents to each other).

  • Teacher – What is the traditional Christmas dinner in Great Britain? What is the traditional Christmas dinner in your family? (Pupil – The traditional Christmas dinner in Great Britain is roast turkey with vegetables and Christmas pudding. The traditional Christmas dinner in my family is Olivier salad and tangerines).

Таким образом, можно сделать вывод, что урок английского языка может играть не маловажную роль в формировании семейных ценностей, способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.













































ЛИТЕРАТУРА

1. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009

2. Дереклеева Н.И. Нравственность-М.: «5 за знания»,2010.-208с.

3. Кречетова А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания // Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г. – 3с

4. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11