Тема урока: "Быть может, вся природа – мозаика цветов?"
Цели по содержанию урока:
Образовательная:
Сформировать у детей представление о космосе, через музыку А.Н.Скрябина, Э.Н.Артемьева, картины Чюрлёниса, поэзию русских поэтов.
Выявить особенности музыки Э.Н.Артемьева и живописи М.Чюрлёниса.
Познакомить с понятием “сонорика”, “мозаика”, “синтезатор”.
Развивающая:
Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
Способствовать развитию воображения учащихся.
Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.
Воспитательная:
Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр
ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: “Мозаика” Э.Артемьев, “Трава у дома” В.Мигуля, видеофрагмент “Прометей” А.Скрябин, презентация “Быть может, вся природа – мозаика цветов”
Ход урока
Слайд 4. Учитель читает Эпиграф к уроку
“Мы видим, мы слышим
Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики
Нездешних миров…”
(К.Бальмонт)
У – Человека издавна влекли к себе высокое небо, далёкие звёзды, загадочные дали космоса, вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы героев, которые могли летать.
У – Назовите их.
У – Это Баба-Яга, которая летала на помеле и в ступе, Иван-Царевич, парящий на ковре-самолёте, Иванушка-дурачок – на коньке-Горбунке.
Начиная с ХIХ века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Генрих Уэльс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие.
А в ХХ веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту.
У– Назовите, когда произошло это событие?
Д – 12 апреля 1961 г.
У – Назовите имя первого космонавта?
Д –Ю.А.Гагарин
Слайд№5
У – Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба.
С музыкой одного из таких композиторов мы уже познакомились. Его называли русским фантастом и мечтателем вселенских масштабов.
Сегодня наша встреча с современным русским композитором Эдуардом Николаевичем Артемьевым.
Слайд№5
У – В своём творчестве он обращается к разным сторонам жизни. Есть у него произведения, в которых он создаёт образ Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки. Широко известны его композиции к фильмам режиссёров А.Тарковского (“Солярис”, “Сталкер”), Н.Михалкова (“Утомлённые солнцем”, “Сибирский цирюльник”) и др.
Одно из произведений Э.Артемьев назвал “Мозаика”
У – Что в вашем понимании “мозаика”?
Д – Это яркие цветные стёкла, собранные в какой-то рисунок или узор.
У – Слово “мозаика” – с латинского означает “посвящённое Музам”.
В изобразительном искусстве мозаика – это изображение или орнамент из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты).
“Мозаика” Э.Артемьева написана для инструмента синтезатора.
Слайд №6
У – Знакомы ли вы с этим инструментом?
Д – Это электрический инструмент, который похож на фортепиано.
У – Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.
В 1960 г. был изобретён первый музыкальный электронный аппарат АНС, названный в честь русского композитора конца ХIХ – начала ХХ века.
У– Назовите его имя?
(А.Н.Скрябин)
– Послушайте пьесу “Мозаика” Э.Артемьева.
– Какой образ нарисует музыка?
У – Ответьте на вопросы:
1. Какой образ создаёт композитор в пьесе “Мозаика”?
Д – Это образ пространства, космического пейзажа, образ Вселенной
2. Какие зрительные представления возникли у вас?
Д – Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций.
3. Какие звуковые эффекты использует композитор?
Д – Гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звуки, шёпот, эффекты затухания, отражение, эха…
4. Какую техническую задачу решает композитор?
Д – Естественный голос и тембр преобразован через синтезатор
5. Почему пьеса названа “Мозаика”?
Д – В произведении композитор раскрыл себя как архитектор и поэт звука, он показал разные грани звука, его изменения, как цвета, так и объёма.
У – Задание: при повторном слушании постарайтесь определить форму произведения, особенности каждой её части.
Дети слушают повторно пьесу “Мозаика” А.Артемьева.
У – На сколько частей можно разделить произведение?
Д – Вступление, первая и вторая часть
У – Что характерно для каждой части?
Д – Вступление – это многообразие тембров, калейдоскоп звуков.
I часть – это необычные шумы и звуковые эффекты.
Слайд№9
У – В музыке есть такое понятие как “сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Таким образом, сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты.
У – Чем особенна II часть?
Д – Звучание на одном звуке, тембровый контраст.
У – С чем можно сравнить это произведение?
Д – С мозаикой, витражами.
У – Прочтите стихотворение К.Бальмонта
Слайд№10
(Дети читают): “ Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?”
У – Как вы понимаете его смысл?
Д – Это размышление над тем, что значит для нас вся природа, т.е. это многообразие всего, что окружает нас.
– Дан ли единый ответ, что такое природа?
Д – Конечно нет, это лишь размышление над тем, что такое природа., как она многообразна.
У – Такую мозаику цветов, образов, красоты можно увидеть в творчестве литовского художника, композитора и поэта МикалоюсаКонстантиносаЧюрлёниса (1875-1911)
Слайд №11
У – Мечта о единении искусств, нашла у Чюрлёниса, едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей “музыкальной живописью”.
У – Посмотрите на некоторые из них.
Слайд №12-14
У – Что необычного в этих картинах?
Д – Яркие краски, необычные пейзажи, диковинные образы, формы.
У – Земные ли это пейзажи?
Д – Нет, это внеземные цивилизации, космические панорамы, в которых мир начинает цвести, сверкать, жить и развиваться.
У – Созвучна ли эта живопись с музыкой Э.Артемьева “Мозаика”?
Д – Да, та же неземная красота, необычность образов, оригинальность…
У – Можно ли эти картины назвать мозаикой космоса?
Д – Да, так как в картинах передано многообразие цвета и образов внеземных цивилизаций.
У – Завершим мы наш урок замечательной песней В.Мигули на слова поэта А.Поперечного “Трава у дома”, которая была очень популярна в 80-е годы ХХ века, в исполнении группы “Земляне”.
Слайд №15
(Звучит песня)
Слайд№16 -19
(Исполнение песни детьми)
У. - Какая тема объединила все произведения искусства, с которыми познакомились на уроке?
Д – (космос, фантазия, мечта)
У – Можно ли все произведения назвать “Мозаикой”?
Д – Да, т.к музыка и живопись передали фантазию авторов о многообразии окружающего мира, неизведанных космических далях, мечту о дальних мирах.
У – И закончу я наш урок опять стихами К.Бальмонта.
“ Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?”
У –Домашнее задание: Написать небольшой рассказ, который раскроет содержанием и особенности музыкального языка произведения “Мозаика” Э. Артемьева.