СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Быть может, вся природа – мозаика цветов?"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная:

  • Сформировать у детей представление о космосе, через музыку А.Н.Скрябина, Э.Н.Артемьева, картины Чюрлёниса, поэзию русских поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Быть может, вся природа – мозаика цветов?"»

Тема урока: "Быть может, вся природа – мозаика цветов?"

Цели по содержанию урока:

Образовательная:

  • Сформировать у детей представление о космосе, через музыку А.Н.Скрябина, Э.Н.Артемьева, картины Чюрлёниса, поэзию русских поэтов.

  • Выявить особенности музыки Э.Н.Артемьева и живописи М.Чюрлёниса.

  • Познакомить с понятием “сонорика”, “мозаика”, “синтезатор”.

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.

  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.

  • Способствовать развитию воображения учащихся.

  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательная:

  • Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр

ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: “Мозаика” Э.Артемьев, “Трава у дома” В.Мигуля, видеофрагмент “Прометей” А.Скрябин, презентация “Быть может, вся природа – мозаика цветов”



Ход урока

Слайд 4. Учитель читает Эпиграф к уроку

“Мы видим, мы слышим

Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики
Нездешних миров…”

(К.Бальмонт)

У – Человека издавна влекли к себе высокое небо, далёкие звёзды, загадочные дали космоса, вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы героев, которые могли летать.

У – Назовите их.

У – Это Баба-Яга, которая летала на помеле и в ступе, Иван-Царевич, парящий на ковре-самолёте, Иванушка-дурачок – на коньке-Горбунке.

Начиная с ХIХ века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Генрих Уэльс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие.

А в ХХ веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

У– Назовите, когда произошло это событие?

Д – 12 апреля 1961 г.

У – Назовите имя первого космонавта?

Д –Ю.А.Гагарин

Слайд№5

У – Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба.

С музыкой одного из таких композиторов мы уже познакомились. Его называли русским фантастом и мечтателем вселенских масштабов.

Сегодня наша встреча с современным русским композитором Эдуардом Николаевичем Артемьевым.

Слайд№5

У – В своём творчестве он обращается к разным сторонам жизни. Есть у него произведения, в которых он создаёт образ Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки. Широко известны его композиции к фильмам режиссёров А.Тарковского (“Солярис”, “Сталкер”), Н.Михалкова (“Утомлённые солнцем”, “Сибирский цирюльник”) и др.

Одно из произведений Э.Артемьев назвал “Мозаика”

У – Что в вашем понимании “мозаика”?

Д – Это яркие цветные стёкла, собранные в какой-то рисунок или узор.

У – Слово “мозаика” – с латинского означает “посвящённое Музам”.

В изобразительном искусстве мозаика – это изображение или орнамент из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты).

“Мозаика” Э.Артемьева написана для инструмента синтезатора.

Слайд №6

У – Знакомы ли вы с этим инструментом?

Д – Это электрический инструмент, который похож на фортепиано.

У – Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

В 1960 г. был изобретён первый музыкальный электронный аппарат АНС, названный в честь русского композитора конца ХIХ – начала ХХ века.

У– Назовите его имя?

(А.Н.Скрябин)

– Послушайте пьесу “Мозаика” Э.Артемьева.

– Какой образ нарисует музыка?

У – Ответьте на вопросы:

1. Какой образ создаёт композитор в пьесе “Мозаика”?

Д – Это образ пространства, космического пейзажа, образ Вселенной

2. Какие зрительные представления возникли у вас?

Д – Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций.

3. Какие звуковые эффекты использует композитор?

Д – Гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звуки, шёпот, эффекты затухания, отражение, эха…

4. Какую техническую задачу решает композитор?

Д – Естественный голос и тембр преобразован через синтезатор

5. Почему пьеса названа “Мозаика”?

Д – В произведении композитор раскрыл себя как архитектор и поэт звука, он показал разные грани звука, его изменения, как цвета, так и объёма.

У – Задание: при повторном слушании постарайтесь определить форму произведения, особенности каждой её части.

Дети слушают повторно пьесу “Мозаика” А.Артемьева.

У – На сколько частей можно разделить произведение?

Д – Вступление, первая и вторая часть

У – Что характерно для каждой части?

Д – Вступление – это многообразие тембров, калейдоскоп звуков.

I часть – это необычные шумы и звуковые эффекты.

Слайд№9

У – В музыке есть такое понятие как “сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Таким образом, сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты.

У – Чем особенна II часть?

Д – Звучание на одном звуке, тембровый контраст.

У – С чем можно сравнить это произведение?

Д – С мозаикой, витражами.

У – Прочтите стихотворение К.Бальмонта

Слайд№10

(Дети читают): “ Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?”

У – Как вы понимаете его смысл?

Д – Это размышление над тем, что значит для нас вся природа, т.е. это многообразие всего, что окружает нас.

– Дан ли единый ответ, что такое природа?

Д – Конечно нет, это лишь размышление над тем, что такое природа., как она многообразна.

У – Такую мозаику цветов, образов, красоты можно увидеть в творчестве литовского художника, композитора и поэта МикалоюсаКонстантиносаЧюрлёниса (1875-1911)

Слайд №11

У – Мечта о единении искусств, нашла у Чюрлёниса, едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей “музыкальной живописью”.

У – Посмотрите на некоторые из них.

Слайд №12-14

У – Что необычного в этих картинах?

Д – Яркие краски, необычные пейзажи, диковинные образы, формы.

У – Земные ли это пейзажи?

Д – Нет, это внеземные цивилизации, космические панорамы, в которых мир начинает цвести, сверкать, жить и развиваться.

У – Созвучна ли эта живопись с музыкой Э.Артемьева “Мозаика”?

Д – Да, та же неземная красота, необычность образов, оригинальность…

У – Можно ли эти картины назвать мозаикой космоса?

Д – Да, так как в картинах передано многообразие цвета и образов внеземных цивилизаций.

У – Завершим мы наш урок замечательной песней В.Мигули на слова поэта А.Поперечного “Трава у дома”, которая была очень популярна в 80-е годы ХХ века, в исполнении группы “Земляне”.

Слайд №15

(Звучит песня)

Слайд№16 -19

(Исполнение песни детьми)

У. - Какая тема объединила все произведения искусства, с которыми познакомились на уроке?

Д – (космос, фантазия, мечта)

У – Можно ли все произведения назвать “Мозаикой”?

Д – Да, т.к музыка и живопись передали фантазию авторов о многообразии окружающего мира, неизведанных космических далях, мечту о дальних мирах.

У – И закончу я наш урок опять стихами К.Бальмонта.

“ Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?”

У –Домашнее задание: Написать небольшой рассказ, который раскроет содержанием и особенности музыкального языка произведения “Мозаика” Э. Артемьева.