Постановка учебной задачи. - Сегодня у нас с вами урок- путешествие. Отгадайте загадки: Среди снегов и льдов не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет Густая белая шерсть его спасает, От морозов согревает. (медведь) В чёрных фраках, В белых майках круглый год Ходит этот удивительный народ. (пингвин) А где их Родина? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Как нам попасть к медведю и пингвину? Нам надо узнать где….? - Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Вы в этой экспедиции будете научными исследователями. - А что нам даст эта экспедиция? Что мы узнаем? У. стр. 12 читаем цели. - А от меня еще один вопрос: Сможет ли медведь съесть пингвина? На который вы сможете ответить в конце урока. - Подберите к слову “жаркий” – слово с противоположным значением. - Куда мы отправляемся? Предлагаю отправиться в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи. Но к путешествию надо подготовиться и вооружиться всем необходимым. Необходимо найти и обвести синим карандашом то, что нам понадобиться в путешествии. А поможет нам в нашей экспедиции старый друг - глобус. - А что такое глобус? ( Модель Земли) 2) Практическая работа: - Посмотрите внимательно на глобус и найдите белые островки, которые расположены сверху и снизу. Как называются эти островки? А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы лежат образцы карт) Возьмите карту, найдите Артику и Антарктиду на карте и раскрасьте островки синим цветом. Снарядились, тогда отправляемся в путешествие. 3) Исследовательское задание №1: - Именно в эти места мы сегодня и отправимся. - Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили: Арктика, Антарктида Мы с вами разделились на группы. У каждой группы будет свой вопрос, на который она должна найти ответ и подчеркнуть в тексте. 1. Какая была погода? ( 1 группа) и (2 группа) | 2. Какие растения были вокруг? (3 группа) и (4 группа) | 3. Каких животных вы встретили? (5 группа) и (6 группа) | Итак, мы готовы. Можно отправляться в экспедицию. Но, чтобы добрать до самых холодных районов Земли скажем заветные слова: Лети, лети, лепесток! Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли Быть по-моему вели! - Вели оказаться там в самых холодных районах Земли. Арктика На Земле есть очень холодный район. Это Северный полюс, здесь все покрыто снегом. Здесь находится Северный Ледовитый океан, большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. Этот район называют Арктика, здесь очень суровый климат. Зимой средняя температура 40 градусов, летом - около 0. На Северном полюсе полгода длится день и полгода - ночь. Во время полярной ночи можно наблюдать удивительное явление природы - северное сияние. Лишь немногие, наиболее приспособленные к холодам, животные могут перенести столь суровый климат. Здесь обитают: морж, треска, поморник, тюлень, белый медведь. Арктическое лето длится не более двух месяцев, некоторые неприхотливые растения успевают вырасти и зацвести. Такие растения как, ягель, полярный мак, ива карликовая, незабудка. Антарктида На Южном полюсе также очень холодно. Район земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктида - ледяной материк. Поверхность Антарктиды покрыта толстым слоем льда и снега. Средняя температура воздуха зимой -60 градусов, летом -25 градусов. Здесь обитают: морской леопард, ледяная рыба, альбатрос, пингвин. Растительный мир очень беден: мхи, лишайники, водоросли и некоторые виды цветковых растений. - Ну, что все необходимые знания собраны, предлагаю вернуться в наш класс и обменяться полученными знаниями. Вспоминаем заветные слова. Лети, лети, лепесток! Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли Быть по-моему вели! - Вели оказаться в классе. - Происходит сравнение территорий. - Вы, наверное, замерзли, поэтому надо согреться и немного отдохнуть. (Все дети встают около своих парт. Учитель произносит текст стихотворения, показывая движения). В самолёт все дружно сели И на север полетели. Ниже, ниже, опустились И на льдину приземлились. А кругом зима, мороз Нам пощипывает нос. Мы похлопаем в ладошки И согреемся немножко. А теперь попляшут ножки По заснеженной дорожке. Нам уже пора обратно, Здесь гостить было приятно. В самолёт все дружно сели И домой мы полетели. 4) Исследовательское задание №2: Давайте более подробно рассмотрим белых медведей и пингвинов. Что вы знаете о медведях? Как жить в таком холоде? - Как вы думаете, что помогает белым медведям справляться с такими суровыми условиями обитания? Весит он примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с ног до головы покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны самые лютые морозы. - Как передвигаются белые медведи? Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, поэтому они всегда остаются сухими. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются 2-3 малыша, которые спят вместе с мамой в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно 2 года после рождения. Всё это время она их кормит, и заботится о них. - А почему медведи белые? - Итак, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. И приклейте медвежонка на карту, которая у вас в тетради - Что вы можете рассказать о пингвинах? -Прочтите короткую информацию на слайде. – Как природа приспособила их тело для ловли рыбы? Вместо крыльев у них лапы – ласты. На ногах – перепонки для быстрого передвижения под водой. Тело покрыто гладким опереньем. Пуховых перьев нет. Но есть толстый слой жира, который спасает от морозов. Где живет пингвин? Покажите на карте и приклейте его на свой островок карты. |