1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог) | Цель: Подготовить учащихся эмоционально и психологически к усвоению изучаемого материала. Проверка готовности учащихся к уроку. – Здравствуйте, ребята! – Прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос: о какой царевне идет речь? За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет Божий затмевает, Ночью Землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит... – Правильно, эти строки о Царевне- Лебеди из сказки А. С. Пушкина репродукция М. Врубеля «Царевна-Лебедь» – Как вы уже догадались, урок будет посвящен женскому сказочному образу Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья. | Цель: Научиться отзывчиво и эмоционально выражать свое отношение к красоте человека. понимать значение знаний для человека и принимают его; приобрести желание учиться. Получив целевую установку, слушают учителя, выражают свое отношение к стихотворению о царевне |
2. | Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий: определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками)); определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); описание методов, способствующих решению поставленной цели; описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия); определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели; описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса. | Цель: Выявить, какими качествами обладают положительные и отрицательные персонажи? Вместе с учащимися выявляем качества героев сказок. Положительные: добрые, нежные, честные, кроткие, стройные, изящные, красивые, трудолюбивые Отрицательные: злые, коварные, завистливые, ленивые. | Цель: Вспомнить русские сказки, в которых упоминается женский образ. Ответы учащихся. |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия)); определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание форм и методов изложения нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала. | Цель: Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа. – Давайте вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и попробуем сравнить двух персонажей. 1. Образ царевны: Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого... 2. Образ царицы: ...Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Работа над иллюстрациями А.М.Куркина к сказке Пушкина. – Посмотрите на репродукции картин И. Л. Бруни. Здесь нарисованы два образа – царицы-мачехи и молодой царевны. Обе прекрасны, но красота у них разная. Как художник передает столь противоположные характеры? – Опишите мачеху. (Красива лицом, осанкой, взгляд резкий, надменный, с явной неприязнью, красивые волосы обрамляют холодное, злое лицо.) – Опишите царевну. (Белолица, черноброва, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.) – Но не только в сказках, живут и среди нас внешне очень красивые, но злые и черствые люди. Много внешне невзрачных, но очень добрых и отзывчивых людей. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы. – А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему? Вспомните теплые и холодные цвета. Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». – Обратите внимание на костюм русской красавицы. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Женский костюм немыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой. Волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. – Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5–2,5 см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, короны, венцы,закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера. Физкультминутка. Пауза общего воздействия Рябинка На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания – руки вверх.) Ей не просто жить на свете – Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) Но рябинка только гнется, Не печалится – смеется. (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.) | Цель: приобрести мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. Способность к художественному познанию мира, научиться произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства, осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов. Рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников. Просматривают материал презентации. Дети выполняют упражнения |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог; описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал. | Цель: Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки. Изображение портрета женского сказочного персонажа. Музыкальный фон: русская народная мелодия Определяет задание и этапы работы: – Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать. – Попробуйте представить свою сказочную героиню. Надо сделать крупное изображение женских портретов, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых (по выбору учащихся). – Работу выполните в цвете – гуашью. Выразительность образа передайте цветовыми отношениями. Во время выполнения практической работы, следить за успешностью выполнения работы учащимися, в случае затруднения оказывать помощь, давать консультацию. Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа – Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – Какими средствами удалось вам передать характер сказочного персонажа? – Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас? – Итак, делаем вывод: художник, изображая сказочный персонаж, передает свое понимание человека через художественный образ и характер. | Цель: Изобразить женский портрет, применив полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Научиться составлять план и последовательность действий. Выполняют творческую работу Рассматривают работы, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их. Устные ответы. |