-Здравствуйте ребята. -Прочитайте высказывание, как вы его понимаете? (В доме всегда должны быть книги, мы должны их читать и узнавать что-то новое из них) Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. -Какие книги у вас есть дома? -Сейчас мы проведём небольшую викторину, и я узнаю, читаете ли вы книги дома. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушать и отвечать на них. Вопросы викторины. О ком говорится? Как называется произведение? 1.Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только. Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл. (об аисте «Кто чем поёт?») 2.Одеяло убежало, улетела простыня. И подушка, как лягушка, ускакала от меня…. (о грязнуле «Мойдодыр») 3.Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. (о пчёлах «Теремок») 4.Надоело щенку гонять кур по двору. «Пойду – ка, - думает,- на охоту за дикими зверями и птицами.» («Первая охота») 4.Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий. Сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. (Рак «Хвосты») 5.Закрутил, закрутил головой. Заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался. (Жук – усач «Кто чем поёт») -Какое произведение было лишним? (Одеяло убежало…. Потому что это произведение К. Чуковского, а остальные В. Бианки) -Кто догадался, какая тема урока? - А тема нашего урока: «Виталий Валентинович Бианки и его произведение «Хитрый лис и умная уточка» - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня с вами на уроке? (Познакомимся с биографией и произведением В.В. Бианки) -Какие умения нам необходимы для раскрытия темы? На слайде высвечиваются умения, необходимые для раскрытия темы. -Ребята сейчас внимательно послушайте автобиографию писателя В.В Бианки, после этого вы должны будете ответить на вопрос: -Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным? - Вы видите портрет писателя Виталия Валентиновича Бианки - русский детский писатель, автор рассказов и сказок о природе, животном мире. Он родился в 1894 году в семье известного ученого – биолога и с ранних лет слышал рассказы о тайнах природы. В доме у них жили разные птицы и звери, и Виталий наблюдал за жизнью рыб, черепах, ящериц, змей. А весной уезжал с родителями в деревню, где кормил белок, ежей, птенцов. Все это пробудило интерес мальчика к природе. Он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки Воспитать в читателе желание заботиться о каждой птице, каждой травинке, каждой лесной и степной зверушке – такова была страстная мечта писателя. Только такому человеку откроет свои тайны природа и поможет ему выжить. - Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Здесь представлены книги Виталия Валентиновича Бианки: «Рассказы об охоте», «Синичкин календарь», «Тайна ночного леса» и т.д. они не большие по объему, но очень интересные, увлекательные. - «Рассказы об охоте» Бианки писал от своего лица. Он рассказывал: о своих приключения на охоте, о своей родине, красоте ее просторов, о разнообразии животного мира. Если вы ее прочитаете, то узнаете много нового о животных и птицах нашей родины. - В рассказе «Синичкин календарь» рассказывается о том, как живет синичка и какие у нее дела в разные месяцы. - А этот рассказ у меня самый любимый «Тайна ночного леса», здесь рассказывается о жителях ночного леса и какие сюрпризы они могут преподнести. Физминутка -Так почему В.В Бианки называют не только писателем, но и учёным? (Он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки) - Сегодня мы познакомимся еще с одним из его рассказов, который называется «Хитрый лис и умная уточка», но перед чтением нам нужно выяснить значение определенных слов. Словарная работа: Утки в отлёт собрались. (Утки в тёплые страны собрались) утятинкой раздобудусь,(поохочусь на уток) поднялась на крыло, ключ из-под земли бьёт, (Вода из-под земли вытекает) полынья.(незамёрзшее или уже растаявшее место на поверхности реки) -Откройте учебник на странице 106. -Как можно узнать, о чём будет произведение? (Можно догадаться по названию, по иллюстрации). -На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация? -Давайте прослушаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». -После того как мы прослушали произведение давайте ответим на вопросы. - Определите – это художественный текст или научный? (художественный,потому что автор передаёт нам свои чувства, эмоции) - Кто может определить, к какому жанру относится произведение? (сказка) -А какая это сказка? (авторская) - О чём эта сказка? (об Уточке и Лисе) - Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим? Найдите его и прочитайте. - Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным? (Уточка-положительный, Лис-отрицательный) - Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами. -А теперь давайте прочитаем первую часть сказки по цепочке по одному предложению. -Найдите и прочитайте самое волнующее, эмоциональное место. - Какое чувство у вас вызвала Уточка? -Где спряталась Уточка?(В камышах, подальше от берега) -Почему у Уточки сломано крыло и перья вырваны? (Лис схватил её за крыло и сломал ей его). -Давайте составим план к первой части сказки. У вас на столах лежат карточки, на которых в разбросанном порядке написаны пункты плана. Ваша задача расставить цифры так, чтобы получился правильный план для первой части сказки. План: 1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку. 2. Лис хватает уточку за крыло. 3. Уточка спряталась в камышах. -Сравните его с планом, который представлен на слайде. Если у вас всё правильно поставьте себе плюс, если есть одна ошибка-пол плюса. -Давайте прочитаем вторую часть сказки. -Как бы нашёл Лис Уточку, если она куда-нибудь ушла? (Он нашёл бы её по следам) -Почему вода на речке не замерзает? (Потому что там бьёт ключ) -Давайте прочитаем третью часть сказки. -Что увидел Лис, когда пришёл в третий раз к уточке?(Что она плавает под кустом- жива-здоровёхонька) -Что сделала Уточка, когда Лис приходил к ней зимой? Найдите в тексте и прочитайте. -У вас на столах лежат карточки с текстом, в которых перепутан порядок предложения, расставьте предложения в правильном порядке, пронумеровав их. 8.За зиму-то у неё крыло зажило и новые пёрышки отросли. 1.Весна. Хитрый Лис думает: «Тает лёд на речке. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь». 3.Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью, — под другим берегом: там тоже ключ был. 2.Пришёл, а Уточка плавает под кустом, — жива, здоровёхонька! 5.«Ах ты!.. — Лис думает. — Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…» 4.Так всю зиму и прожила. 6.Порх с воды и улетела. 7.— Зря, зря, зря! — закрякала Уточка. -Сравните свой текст, с текстом, который в книге. -Как вы думаете, относится ли поговорка «Худо тому, кто не делает добра никому» к нашей сказке? -Почему? -Что сказочного? -Сопереживали ли вы уточке, жалели ли её? -Могло ли быть такое в жизни? (Да) -С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились? (В.В. Бианки) - Что вы узнали о писателе? - С каким его произведением вы познакомились на уроке? («Хитрый Лис И умная Уточка») - Чему вас научило это произведение? (добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.) -На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии: Красный – если вам на уроке было интересно; Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке; Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно. |