II. Работа в прописи 1. Беседа по рисунку 1 1,2 – Давайте откроем прописи на с. 8 и узнаем, какой праздник у буквы О. – Как вы догадались, что день рождения? – У буквы О день рождения. Она решила устроить пир. Приготовила много сладостей. Но гости будут есть то, в названии чего есть звук [о]. Найдем и обведём эти сладости. (Пирог, торт, пирожное, рогалики.) – А что бы вы съели? Заштрихуйте ваше любимое лакомство. – В гости буква пригласила тех ребят, имена которых начинаются со звука [о] и пишутся с заглавной буквы О. Кого же? – Ребята в подарок принесли то, в названии чего есть звук [о], да к тому же этот предмет должен по форме напоминать букву О. Нарисуйте два подарка (вверху с. 8). (Это могут быть огурец, орехи, обруч, ноты, облако.) 2. Характеристика звуков. – Около себя буква О посадила букву И. Почему? Что объединяет эти буквы? – Дайте характеристику звукам [и], [о]. Завершите схемы (с. 9). – Согласные звуки тоже собрались на день рождения. Какими буквами обозначаются эти согласные звуки? – Вспомните, как правильно пишутся эти буквы. Найдите их на нижних строчках. Обведите самостоятельно. – Принарядите их, дайте им характеристику, с. 9 (схемы). Они должны поздравить букву О. Как они это сделают? Начните предложения с буквы О. Например: О, как ты прекрасна, буква О! 3. Упражнение в написании буквы о, О. а) Написание соединений с заглавной буквой О. – Какой формы буква? Как будете писать? – Почему рядом с буквой О – наклонная линия? (Помогает выдерживать наклон.) – Когда пишется заглавная буква О? – Обведите сначала синим цветом все наклонные линии, а потом зелёным цветом – все буквы О. Физкультминутка Продолжение работы в прописи 1. Написание строчной и заглавной буквы о, О. – Чем различаются эти две буквы? (Размером.) Расскажите, как будете писать заглавную букву. Эта буква касается верхней строчки? 3 (Нет.) – Обратите внимание, на строчке появились вспомогательные линии. Зачем их нарисовал художник? – Давайте разными цветами будем обводить буквы, пусть все заглавные будут одного цвета, а все строчные – другого. Смотрите на образец и сравнивайте свою букву с ним. Самостоятельное письмо. – Посмотрите на буквы. Выберите самую красивую, обведите её в кружок. 2. Соединение буквы О с другими буквами. Учитель пишет на доске с комментарием: Ог, Оп, От, Ор, Ои. Затем просит сравнить соединения (нижние, верхние) и определить место начала написания. Ученики читают, пишут, сравнивают с образцом, читают то, что написали. 3. Обведение и написание слогов го, по, ро, то. – Назовите слова, в которых были бы эти слоги. 4. Словарная работа (на следующей строке). – Запишите слово. Оно состоит из пяти букв: пэ, и, эр, о, гэ. – Что у вас получилось? (Пирог.) – Сколько в этом слове гласных звуков? Обозначьте их красными точками. – Сколько слогов? Разделите карандашом на слоги. – Какой слог ударный? – Какой гласный безударный? – Он находится в слабой позиции. Запомним, какая буква обозначает безударный гласный звук. (Произносят слово вслух.) – Составьте с этим словом предложение. Запишите его. (Например: Петя любит пирог с капустой. ____ _______ пирог __ ________.) 5. Обведение и написание слогов ог, оп, ор, от. 6. Письмо под диктовку (на последней строке): г, т, р, п, и; го, ог, пи, ти, ор; пир. Проверка написанного: чтение и сверка с записью на доске. Самооценка по алгоритму. Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки): – Что нужно было сделать? – Удалось тебе написать красиво буквы и слоги? – Ты написал правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодцы! Вы не только правильно выполнили работу в прописи, но и объективно оценили свою работу. Работа в «Букваре» 1 6 1 3 1 1 Чтение текста на с. 41. Г. Сапгир «Андрюша» 1 1. Работа с текстом до чтения. – Что мы сегодня будем читать, стихи или прозу? – Как догадались? – Прочитаем заглавие и рассмотрим иллюстрацию. – Кто такой Андрюша? Разве котят так называют? – Хотите узнать? Работа с текстом во время чтения Обучение слушанию. Текст целиком читает учитель без остановок. Беседа после чтения – Как вы думаете, это был Андрюшин котёнок или другой? – Кто же прав: папа или Андрюша? – Почему Андрюша так уверен, что это его котёнок? – Что вы узнали про Андрюшу? – Кто герои? – Кто понравился? Почему? – С какими героями согласны, а с какими нет? – Почему Андрюша упрямился? – Конечно, Андрюшин котёнок вырос и попал в добрые руки. А у кого из героев рассказа добрые руки? – Можно ли по-другому было озаглавить рассказ? – Почему же Генрих Сапгир назвал рассказ все-таки именем мальчика? – Таким ли вы себе представляете котёнка, каким его видит художник? – Кому из вас захотелось перечитать текст ещё раз? |