СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Закрепление изученного материала. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Закрепление изученного материала. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях.»

Конспект урока

06.10.2020

Класс: 4 – А

Тема: Закрепление изученного материала. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях.

Цели и задачи:

Образовательные: закрепить умения расстановки знаков препинания в сложных предложениях, умение определять вид предложения; находить прямую речь, ставить знаки препинания, определять грамматическую основу слова, второстепенные члены предложения; формировать навык каллиграфического письма, повторить орфограммы; закрепить умение характеризовать предложение;

Развивающие: развивать навык каллиграфического письма, логическое мышление, наглядно-образную память, произвольное внимание, связную речь;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету «Русский язык», бережное отношение к природе, аккуратность ведения записей в тетради, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: карточки для работы в парах, презентация, физкультминутка.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1. Организация начала урока – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний – 4 мин.

3. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учения школьников – 1 мин.

3.1. Сообщение темы, целей и задач урока.

3.2. Минутка каллиграфии

3.3. Орфографическая минутка

4. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний – 16 мин.

4.1. Беседа о сложных предложениях

4.2. Работа с самостоятельным списыванием предложения

4.3. Комментированное письмо

4.4. Работа с упражнением №4, стр.40 (самостоятельно)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Обобщение и систематизация основных теоретических положений – 12 мин.

5.1. Беседа

5.2. Деформированный текст на карточках (в парах)

5.3. Устное составление текста по теме урока(резерв)

5.4. Обобщающая беседа

6. Итоги урока – 1 мин.

Оценивание

7. Сообщение домашнего задания – 1 мин.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организация начала урока

– Здравствуйте ребята! Меня зовут (ФИО) и урок русского языка проведу у вас я. Уберите все лишнее с парт, оставьте учебник, дневник, тетрадь, ручку и карандаш.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, вспомните, что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

– Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

– Назовите виды предложений по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

– Продолжите фразу: "предложения по составу бывают..." (Простые и сложные)

– Чем отличается простое предложение от сложного? (В простом предложении одна грамматическая основа).

– Дети, что такое грамматическая основа предложения? Назовите главные и второстепенные члены предложения? (Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существительным. Подчёркивается одной чертой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами; второстепенные члены предложения, а именно: дополнение, определение и обстоятельство).

– Ребята, прочтите предложение: «Голубыми, синими и зеленоватыми искрами блестит снег!»

– Что вы можете сказать об этом предложении? (Повествовательное, восклицательное, простое, распространенное, с однородными определениями.)

– Скажите, какие члены предложения называются однородными?(Однородными членами предложения называют слова, которые: 1. Относятся к одному и тому же члену предложения. 2. Отвечают на один и тот же вопрос. 3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…) 4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.)

– Как правильно писать предложения с однородными членами предложения? (Если, они связаны интонационно или с союзами при перечислении, то между и\или перед ними запятые)

3. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учения школьников.

3.1. Сообщение темы, целей и задач урока

– Имя, прочтите тему урока. Сегодня мы обобщим знания о знаках препинания в сложном предложении и закрепим навыки их расстановки в сложном предложении. Вспомним виды предложений по цели высказывания и интонации, закрепим понятия простое и сложное предложение.

– А что такое сложное предложение, вспомните, ребята? (Это предложение, в котором несколько грамматических основ. На письме части сложного предложения разделяются запятой.)

– Слушайте меня и ответы своих одноклассников внимательно, активно работайте на протяжении всего урока, отвечайте на вопросы, чтобы получить положительные отметки и узнать много нового о мелодичном русском языке.

3.2. Минутка каллиграфии

– Итак, откройте свои рабочие тетради, отступите от домашней работы 2 линии, запишите слова "шестое октября", ниже " классная работа".

– И сейчас мы подготовим руку к письму, проведя каллиграфическую минутку.

– Посмотрите на доску, что я написала? (Но, но)

– Что это за слово, какая часть речи? (Союз)

– Какое здесь соединение? (Верхнее)

– Какие союзы вы ещё знаете? (И, а)

– Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)

Чтобы красиво и аккуратно писать, пропишите в тетрадях рядок буквосочетания "Но" с заглавной и рядок со строчной буквой «Н».

–Ребята, кто мне подскажет, что такое фразеологизм? (Устойчивое сочетание слов, смысл которого не определяется каждым конкретным словом, а только всеми вместе).

– Сейчас обратите внимание на фразеологизм на слайде. Прочитайте его. Как вы думаете, что он обозначает? (Проглотить язык означает "замолчать, перестать говорить").

– Подумайте, какое предложение мы можем составить с ним? (Дети отвечают)

– Хорошо, я предлагаю вам на следующей строчке с заглавной буквы записать такое предложение: «Она говорила с ним, а он как будто язык проглотил».

– Как вы думаете, почему мы записали это предложение, как оно связано с нашим уроком? (Это сложное предложение)

– Итак, мы с вами подготовили руку к письму и можем работать дальше.

3.3. Орфографическая минутка

– Сейчас вспомним с вами орфограммы. На слайде вы видите слова. Самостоятельно запишите их так, как написано на слайде в столбик, подберите к ним и запишите проверочное слово и вставьте пропущенные буквы. Два желающих работает у доски молча, затем мы вместе проверим. (Работают). Проверяем: (отвечающие называют проверочное слово и орфограммы: безударные гласные «о» и «е» в корне слова).

ст...рожка(о, а)- ........................... ш...лестеть (е, и) - ....................

в...здушный (о, а )- ................ в...сёлый (е, и)- ....................................

к...рмушка ( о, а) - ............. д...ревья (е, и) - ..................................

уг...щать (о, а) - .................... ж...мчужина (е,и) - .............................

(Проверочные слова: голод, воздух, корм, гость, шелест, сторож, весело, дерево, жемчуг)

– Итак, сейчас мы вспомнили безударные гласные в корне слова и подобрали к этим словам проверочные слова, вопрос к ученику у доски: как мы определим, какую букву писать, если не можем подобрать проверочное слово?(воспользуемся словарём). Спасибо, садись.

4. Воспроизведение и обобщение понятий, усвоение соответствующей системы знаний

4.1. Беседа о сложных предложениях

– Продолжаем работать. Прочитайте предложения на доске: Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина. Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.

– Что можете сказать об этих предложениях? (Первое сложное, второе – простое.)

– Как вы определили это? (Первое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа, а простое предложение имеет одну грамм. основу, но распространено однородными сказуемыми ).

– Сравним постановку запятых в сложном и простом предложении. Что заметили? (Между частями сложного предложения ставится запятая.)

– Когда мы в сложном предложении ставим запятую? (Запятую нужно ставить в сложном предложении всегда; если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также.)

– Итак, сейчас мы вспомнили что такое сложное предложение и какие знаки препинания в нём ставятся.

4.2. Работа с самостоятельным списыванием предложения.

– Запишите первое предложение – которое сложное. («Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина». Один ученик у доски пишет молча.)

– Подчеркните грамматическую основу предложения (еще раз повторяют, что это такое; подчеркивают, у доски ученик комментирует.)

– Какой союз связывает части сложного предложения?(а)

– Разберите как часть речи слово «куст» (Отвечает ученик у доски. Алгоритм: Часть речи. I.Начальная форма (Им. п., ед. ч.) II. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение. Ответ: Куст - ИС, куст (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль - дополнение).

4.3. Комментированное письмо.

– Запишите следующее предложение: «Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой». (Другой ученик работает у доски, записывая и комментируя)

– Это какое предложение? (сложное)

– Докажите – выделите грамматическую основу предложения.

– Сделайте фонетический(звуко-буквенный) разбор слова «сели» (Ученик у доски комментирует: В слове сели 2 слога: се-ли, ударение падает на первый слог се́ли. Транскрипция слова [с’Эл’и]

с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

е — [э] — гласный, ударный

л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный

и — [и] — гласный, безударный

4 буквы, 4 звука)

– Молодец, спасибо, садись.

– Запишите следующее предложение: «Наступили холода, ребята надели теплые свитера» (У доски работает следующий ученик)

– Ребята, обратите внимание, в этом предложении есть союз? (Нет)

– Но это предложение сложное и в нём ставится запятая, почему? (Потому что в нём есть две грамматические основы, а в сложном предложении всегда ставится запятая)

– Подчеркните грамматические основы предложения. (подчеркивают). Мы с вами вспоминали сегодня второстепенные члены предложения. Кто скажет мне, как они подчеркиваются?(определение-волна, дополнение-пунктир, обстоятельство-пунктир с точкой). Подчеркните второстепенные члены в этом предложении (ученик у доски комментирует)

– Итак, сейчас мы повторили с вами знаки препинания в разных сложных предложениях: и с союзами, и без.

4.4. Работа с упражнением №4, стр.40 (самостоятельно)

– Теперь откройте свои учебники на стр.40. Найдите упражнение четыре. Имя, прочитай. В нашем упражнении пропали знаки препинания. Возьмите в руки ручки и перепишите в тетрадь предложения из этого упражнения, расставляя где надо пропущенные знаки препинания. (пишут)

– Кто написал, подняли ручки, чтобы я видела, что вы закончили работу.

– Итак, имя, читай первое предложение. Оно сложное или простое? (простое).

– Есть ли в нём однородные члены предложения, если да, то какие? (сказуемые)

– Нужна ли там запятая? (нет)

– Имя, читай следующее предложение. Дай характеристику этому предложению. Где поставили запятую? Почему? (сложное предложение)

(Дальше аналогично комментируются все предложения в упражнении)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная)

– Итак, сейчас мы выполнили упражнение, вспомнили однородные члены предложения. Мы с вами много писали, поэтому встаньте все из-за парт, подвигаемся с вами, выпрямим спины, чтобы наши руки писали красивее, а мозг ясно работал.

5. Обобщение и систематизация основных теоретических положений

5.1. Беседа

– Вспомните, ребята, что такое «прямая речь» и «слова автора»? (это слова, переданные от имени говорящего. Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.)

– Как при письме обозначается прямая речь? (А: «П».)

– Назовите знаки препинания в предложениях с прямой речью. ( А: «П», - а.

А: «П!» - а. А: «П?» - а.)

– Обратите внимание на предложение на слайде: «Князь печально отвечает: «Грусть – тоска меня съедает».

– Кто вспомнит, из какого произведения эти строки? (Князь Гвидон…)

– Определите, где прямая речь, а где слова автора? (отвечают)

– Верно. Повторите, какие имеются виды предложений по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

– Какие имеются виды предложений по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

– Что такое восклицательное предложение? (Восклицательное предложение – это такое предложение, в котором выражены какие-либо сильные чувства)

– Что такое невосклицательное предложение? (Невосклицательное предложение – это такое предложение, которое произносится без восклицательной интонации)

– Наше предложение восклицательное или невосклицательное? (нет, не восклицательное.)

– Итак, сейчас мы с вами повторили, что такое прямая речь и как она обозначается на письме, какие знаки препинания могут стоять в конце предложений с разной эмоциональной окраской.

5.2. Деформированный текст на карточках (в парах)

– Сейчас мы поработаем в парах. Я раздам карточки, на которых будет текст. Вы их сзади подписываете: пишите свою фамилию и фамилию соседа по парте. В этом листочке вам надо поставить знаки препинания в необходимых местах. Кому не понятно задание, поднимите руки? Время на выполнение 3 минуты. Можете приступать, задание выполняете тихо, не мешая друг другу.

ЗАДАНИЕ: Прочитайте. Расставьте недостающие знаки препинания.

Старый дуб уронил жёлудь под куст орешника. Орешник сказал дубу Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно. На это дуб ответил Я живу двести лет, и дубок из этого жёлудя проживёт столько же. Тогда орешник рассердился и сказал «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней». Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сыну из жёлудя. Прошло сто лет. Орешник давно засох а дуб поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны.

(Далее дети фронтально по каждому предложению отвечают, какие знаки были пропущены)

– Вы хорошо справились с заданием. Проверьте еще раз, подписали ли вы карточки и передайте на переднюю парту.

5.3. Устное составление текста по теме урока(резерв)

– Ребята, посмотрите, за окном уже разгулялась осень. Попробуем устно составить небольшой рассказ о ней, используя сложные предложения, о которых мы говорили сегодня на уроке. Составьте первое предложение об осени? Что было дальше? (Устно составляем рассказ 5-10 предложений). Отлично получилось! Кто сможет еще раз повторить наш рассказ? (отвечают)

5.4. Обобщающая беседа

– Итак, когда и какие знаки препинания мы ставим в сложном предложении? В предложении с прямой речью? В предложении с однородными членами предложения? (Отвечают дети)

– Скажите, что такое сложное предложение? (Это предложение, в котором несколько грамматических основ. На письме части сложного предложения разделяются запятой.)

– Какие имеются виды предложений по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

– Что входит в грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое)

– Какие существуют второстепенные члены предложения? (Дополнение, определение и обстоятельство)

– Что такое простое предложение? (Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа)

6. Итоги урока

– Итак, сегодня на уроке мы обобщили знания о знаках препинания в сложном предложении. Вспомнили виды предложений по цели высказывания и интонации, закрепили понятия простое и сложное предложение. Закрепляли навык нахождения и выделения при письме прямой речи в предложении.

Оценивание

– Вы сегодня хорошо и плодотворно поработали. Мне бы хотелось выделить «Имя». Ты сегодня активно отвечала на уроке, отлично знаешь правила и получаешь «отлично».

– «Имя», ты тоже активно отвечал, но у тебя возникали небольшие трудности, ты получаешь «хорошо».

7. Сообщение домашнего задания

– Откройте дневники, найдите следующий урок русского языка и запишите домашнее задание. Выполнить задание на стр. 40 упр.1..

– Встаньте возле своих парт. Спасибо вам за урок. До свидания!