СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема занятия: Гидролиз солей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях через использование мобильных технологий

Междисциплинарные связи: биология, органическая химия

Внутридисциплинарные связи: тема «Растворы», тема «Электролитическая диссоциация»

Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: Гидролиз солей»

.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА


Мозырский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ политехнический колледж

Цикловая комиссия спецдисциплин специальности 2-48 01 35

«Переработка нефти и газа»















Методическая разработка учебного занятия

по дисциплине «Неорганическая химия»

«Гидролиз солей»











Составила преподаватель химии

Саяпина Наталья Владимировна







ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Гидролиз солей

Обучающая цель: изучить сущность и природу процесса гидролиза солей, научиться составлять уравнения реакций гидролиза различных солей, дать представление о практическом значении процессов гидролиза, cовершенствовать умения работы с тестовыми заданиями, созданными в google-формах.

Воспитательная цель: совершенствовать способность учащихся к самоанализу и самооценке, развивать умение работать в группе

Развивающая цель: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; выделять главное в процессе демонстрации опыта, развивать логическое мышление.

Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях через использование мобильных технологий

Междисциплинарные связи: биология, органическая химия

Внутридисциплинарные связи: тема «Растворы», тема «Электролитическая диссоциация»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оснащение урока: таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, плакат «Гидролиз солей», мобильные телефоны, реактивы: растворы различных солей, индикаторы; пробирки, штативы.



ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – проверка присутствующих, вопросы о готовности группы к уроку, постановка целей урока.

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Тема нашего занятия «Гидролиз солей».

Но прежде, чем рассматривать новую тему, необходимо вспомнить важнейшие понятия по предшествующей теме «Электролитическая диссоциация». А сделаем мы это, выполнив тест. Возьмите свои мобильные телефоны и перейдите по ссылке, которую сбросил в группу староста.

https://sites.google.com/mgpt.gomel.by/neorganic-chimia/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F

На экранах ваших мобильных телефонов главная страница сайта. Слева вверху есть значок навигации по сайту (в виде горизонтальных полосок), нажмите на него и войдите в раздел «Тестовый контроль знаний», а в нем найдите тест по теме «Электролитическая диссоциация». Введите адрес электронной почты и выполните предложенные задания, по завершении нажмите кнопку «отправить» и ваш ответ запишется у меня на Google-диске.

Перейти к тесту можно также по ссылке: https://goo.gl/forms/sZIwWhHubGUrT7V32

После выполнения теста, приступаем к изучению новой темы.

1. Составьте уравнения диссоциации соляной и азотной кислот. Какой ион является определителем среды? Какая среда? Как определяется?

Демонстрационный опыт: наблюдение изменения окраски индикатора в растворах кислот.

2. Составьте уравнения диссоциации щелочей гидроксида калия и гидроксида бария. Какой ион является определителем среды? Какая среда? Как определяется?

Демонстрационный опыт: наблюдение изменения окраски индикатора в растворах щелочей.

3. Составьте уравнения диссоциации солей хлорида калия, хлорида цинка и карбоната калия. Наблюдается ли здесь ион определяющий среду?

Проблема урока: Если среда в растворах солей нейтральная, то давайте проверим на самом ли деле это так. Возьмите Приложение 1 и по результатам эксперимента заполните таблицу.

Лабораторный опыт: исследование индикаторами растворов данных солей, результаты опыта записываем в приложении 1.

На основе выполненных опытов можно сделать вывод, что среда в водных растворах солей может быть различной.

Почему это так и от чего это зависит и предстоит нам сегодня узнать?


  1. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План:

1. Понятие о процессе гидролиза

Гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих частиц. 

2. Природа соли и её влияние на процесс гидролиза

Любую соль можно представить как продукт реакции нейтрализации. В зависимости от силы исходных кислоты и основания различают 4 типа солей. Гидролиз солей разных типов протекает по-разному и дает различную среду раствора.

  1. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, подвергается гидролизу по анионному типу, среда раствора – щелочная (рН 7)

  2. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, подвергается гидролизу по катионному типу, среда раствора – кислая (рН

  3. Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, гидролизуется одновременно и по катиону, и по аниону. Реакция растворов этих солей может быть нейтральной, слабокислой или слабощелочной, в зависимости от степени диссоциации продуктов гидролиза

  4. Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергается, т.к. в процессе реакции не образуется слабый электролит

3. Составление уравнений реакций гидролиза (см. приложение 2)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Самостоятельная работа

1 вариант: гидролиз раствора хлорида хрома (3), сульфида калия

2 вариант: гидролиз раствора сульфата меди (2), сульфида натрия.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Комментирование и выставление отметок

  1. ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

[2] § 39 и выполнение google-теста по теме «Гидролиз солей» https://goo.gl/forms/AaGg1HK491G6g9sD3


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Формула и название исследуемой соли

Изменение цвета индикатора

Среда раствора соли

лакмуса

фенолфталеина

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алгоритм составления реакций гидролиза солей:

  1. Записать уравнение диссоциации соли.

  2. Определить каким основанием и какой кислотой, образована соль.

  3. Выбрать слабый ион (катион или анион).

  4. Записать взаимодействие слабого иона с водой.

  5. Записать молекулярное уравнение гидролиза соли.

  6. Определить водородный показатель рН и указать среду раствора.

  7. Указать вид гидролиза соли.


Пример:

Составить реакцию гидролиза раствора соли хлорида аммония NH4Cl

  1. NH4Cl ↔ NH4 + + Cl-

  2. Данная соль образована слабым основанием NH4OH и сильной кислотой HСl

  3. NH4 +- слабый ион (катион), именно он будет взаимодействовать с водой.

  4. NH4 + НОН↔ NH4OH + Н+

  5. NH4Cl + НОН↔ NH4OH + НCl

  6. В результате гидролиза соли в растворе накапливаются ионы Н+, что определяет кислую среду, рН

  7. Гидролиз соли хлорида аммония идет по катиону.


Помните! Уравнения гидролиза составляем только по первой ступени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задания для закрепления знаний и умений по теме «Гидролиз солей»



Вариант № 1

Образец:

Карбонат калия

K2CO3

 KOH – сильное

основание

H2CO3 –

слабая

кислота

Гидролиз по аниону.


СО32-+НОН   НСО3-+ОН-

Среда щелочная

Лакмус – синий

Метилоранж – желтый

Фенолфталеин – малиновый

Сульфат натрия

 

 

 

 

Лакмус – 
Метилоранж 
Фенолфталеин –

Нитрат цинка

 

 

 

 

Лакмус – 
Метилоранж 
Фенолфталеин –

Бромид

аммония

 

 

 

 

Лакмус – 
Метилоранж 
Фенолфталеин –





Вариант № 2

Образец:
Карбонат калия

K2CO3

 KOH – сильное

основание

H2CO3 –

слабая

кислота

Гидролиз по аниону.

СО32-+НОН   НСО3-+ОН-

Среда щелочная

Лакмус – синий
Метилоранж –желтый
Фенолфталеин – малиновый
 

Нитрат аммония

 

 

 

 

Лакмус – 
Метилоранж 
Фенолфталеин –

Фосфат калия

 

 

 

 

Лакмус – 
Метилоранж 
Фенолфталеин –

Хлорид натрия

 

 

 

Лакмус – 
Метилоранж 
Фенолфталеин –