. | ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Мозырский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ политехнический колледж |
Цикловая комиссия спецдисциплин специальности 2-48 01 35
«Переработка нефти и газа»
Методическая разработка учебного занятия
по дисциплине «Неорганическая химия»
«Гидролиз солей»
Составила преподаватель химии
Саяпина Наталья Владимировна
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Гидролиз солей
Обучающая цель: изучить сущность и природу процесса гидролиза солей, научиться составлять уравнения реакций гидролиза различных солей, дать представление о практическом значении процессов гидролиза, cовершенствовать умения работы с тестовыми заданиями, созданными в google-формах.
Воспитательная цель: совершенствовать способность учащихся к самоанализу и самооценке, развивать умение работать в группе
Развивающая цель: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; выделять главное в процессе демонстрации опыта, развивать логическое мышление.
Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях через использование мобильных технологий
Междисциплинарные связи: биология, органическая химия
Внутридисциплинарные связи: тема «Растворы», тема «Электролитическая диссоциация»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оснащение урока: таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, плакат «Гидролиз солей», мобильные телефоны, реактивы: растворы различных солей, индикаторы; пробирки, штативы.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – проверка присутствующих, вопросы о готовности группы к уроку, постановка целей урока.
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тема нашего занятия «Гидролиз солей».
Но прежде, чем рассматривать новую тему, необходимо вспомнить важнейшие понятия по предшествующей теме «Электролитическая диссоциация». А сделаем мы это, выполнив тест. Возьмите свои мобильные телефоны и перейдите по ссылке, которую сбросил в группу староста.
https://sites.google.com/mgpt.gomel.by/neorganic-chimia/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F
На экранах ваших мобильных телефонов главная страница сайта. Слева вверху есть значок навигации по сайту (в виде горизонтальных полосок), нажмите на него и войдите в раздел «Тестовый контроль знаний», а в нем найдите тест по теме «Электролитическая диссоциация». Введите адрес электронной почты и выполните предложенные задания, по завершении нажмите кнопку «отправить» и ваш ответ запишется у меня на Google-диске.
Перейти к тесту можно также по ссылке: https://goo.gl/forms/sZIwWhHubGUrT7V32
После выполнения теста, приступаем к изучению новой темы.
1. Составьте уравнения диссоциации соляной и азотной кислот. Какой ион является определителем среды? Какая среда? Как определяется?
Демонстрационный опыт: наблюдение изменения окраски индикатора в растворах кислот.
2. Составьте уравнения диссоциации щелочей гидроксида калия и гидроксида бария. Какой ион является определителем среды? Какая среда? Как определяется?
Демонстрационный опыт: наблюдение изменения окраски индикатора в растворах щелочей.
3. Составьте уравнения диссоциации солей хлорида калия, хлорида цинка и карбоната калия. Наблюдается ли здесь ион определяющий среду?
Проблема урока: Если среда в растворах солей нейтральная, то давайте проверим на самом ли деле это так. Возьмите Приложение 1 и по результатам эксперимента заполните таблицу.
Лабораторный опыт: исследование индикаторами растворов данных солей, результаты опыта записываем в приложении 1.
На основе выполненных опытов можно сделать вывод, что среда в водных растворах солей может быть различной.
Почему это так и от чего это зависит и предстоит нам сегодня узнать?
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
План:
1. Понятие о процессе гидролиза
Гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих частиц.
2. Природа соли и её влияние на процесс гидролиза
Любую соль можно представить как продукт реакции нейтрализации. В зависимости от силы исходных кислоты и основания различают 4 типа солей. Гидролиз солей разных типов протекает по-разному и дает различную среду раствора.
Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, подвергается гидролизу по анионному типу, среда раствора – щелочная (рН 7)
Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, подвергается гидролизу по катионному типу, среда раствора – кислая (рН
Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, гидролизуется одновременно и по катиону, и по аниону. Реакция растворов этих солей может быть нейтральной, слабокислой или слабощелочной, в зависимости от степени диссоциации продуктов гидролиза
Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергается, т.к. в процессе реакции не образуется слабый электролит
3. Составление уравнений реакций гидролиза (см. приложение 2)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Самостоятельная работа
1 вариант: гидролиз раствора хлорида хрома (3), сульфида калия
2 вариант: гидролиз раствора сульфата меди (2), сульфида натрия.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Комментирование и выставление отметок
ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
[2] § 39 и выполнение google-теста по теме «Гидролиз солей» https://goo.gl/forms/AaGg1HK491G6g9sD3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формула и название исследуемой соли | Изменение цвета индикатора | Среда раствора соли |
лакмуса | фенолфталеина |
| | | |
| | | |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм составления реакций гидролиза солей:
Записать уравнение диссоциации соли.
Определить каким основанием и какой кислотой, образована соль.
Выбрать слабый ион (катион или анион).
Записать взаимодействие слабого иона с водой.
Записать молекулярное уравнение гидролиза соли.
Определить водородный показатель рН и указать среду раствора.
Указать вид гидролиза соли.
Пример:
Составить реакцию гидролиза раствора соли хлорида аммония NH4Cl
NH4Cl ↔ NH4 + + Cl-
Данная соль образована слабым основанием NH4OH и сильной кислотой HСl
NH4 +- слабый ион (катион), именно он будет взаимодействовать с водой.
NH4 + + НОН↔ NH4OH + Н+
NH4Cl + НОН↔ NH4OH + НCl
В результате гидролиза соли в растворе накапливаются ионы Н+, что определяет кислую среду, рН
Гидролиз соли хлорида аммония идет по катиону.
Помните! Уравнения гидролиза составляем только по первой ступени.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задания для закрепления знаний и умений по теме «Гидролиз солей»
Вариант № 1
Образец: Карбонат калия K2CO3 | KOH – сильное основание H2CO3 – слабая кислота | Гидролиз по аниону. СО32-+НОН НСО3-+ОН- | Среда щелочная | Лакмус – синий Метилоранж – желтый Фенолфталеин – малиновый |
Сульфат натрия | | | | Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин – |
Нитрат цинка | | | | Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин – |
Бромид аммония | | | | Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин – |
Вариант № 2
Образец: Карбонат калия K2CO3 | KOH – сильное основание H2CO3 – слабая кислота | Гидролиз по аниону. СО32-+НОН НСО3-+ОН- | Среда щелочная | Лакмус – синий Метилоранж –желтый Фенолфталеин – малиновый |
Нитрат аммония | | | | Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин – |
Фосфат калия | | | | Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин – |
Хлорид натрия | | | | Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин – |