СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический контроль по теме "Вид. Популяция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематический контроль по теме "Вид. Популяция"»

Самостоятельная работа

Вид. Популяция.

Вариант 1

I уровень. Выберите один правильный ответ.

1.Популяцией не может быть группа особей, которая: а) способна к саморегуляции, б) состоит из особей разных видов,

в) обитает в одинаковых экологических условиях, г) относительно обособлена от других групп таких же особей

2.Стабильный тип динамики популяций характеризуется:

а) резкие перепады численности, выживаемость большей части потомков

б) высокая плодовитость, значительная продолжительность жизни

в) значительная продолжительность жизни особей, низкая плодовитость

3.Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

а) сокращается; б) увеличивается; в) изменяется по сезонам года; г) поддерживается на определенном уровне.

4.Возрастная пирамида у популяции, где старшие возрастные группы преобладают над молодыми, будет иметь:

а) широкую вершину б) широкое основание и узкую вершину

в) нулевое основание г) равное соотношение между основанием, серединой и вершиной

5. Укажите пример популяции среди перечисленных ниже групп: а) растения и животные, населяющие небольшой пруд

б) птицы, живущие на одном дереве в) стадо оленей в тундре г) организмы, временно находящиеся в луже


II уровень. Закончите предложения:

1.Виды, имеющие широкий ареал, который затрагивает разные континенты, называются …

2.Если организмы разных видов не могут скрещиваться между собой, то они отличаются по … критерию.

3.Виды, существование которых тесно связано с жилищем человека, называются … .

4.Численность является … признаком популяции.

5.Фамилия учёного, предложившего термин «популяция» - … .

6.Самым надёжным критерием вида является … .

7.Соотношение полов в период полового созревания организмов популяции называется… .

8.Наиболее распространённым в природе является … тип пространственного распределения особей в популяции.

9.Сочетание лимитирующих факторов, ограничивающих рост численности популяций называется … .

10.К динамическим свойствам популяции относятся … .


III уровень.

1.Укажите какому критерию вида соответствуют признаки особи:

1.в ядре клеток капусты 18 хромосом

2.сосна обыкновенная по отношению к свету является светолюбивой

3.обмен веществ у бурого медведя во время спячки замедляется

4.севанская форель обитает только в озере Севан

5.содержание глюкозы в крови человека составляет 80-120 мг %

6.листья у клена простые с пальчатым жилкованием

2.Распределите предложенные экологические факторы по группам в зависимости от характера их влияния на

численность популяций: А – не зависимые от плотности популяции Б – зависимые от плотности популяции

1.хищники,2. недостаток влаги в почве, 3. сильные морозы, 4. паразиты, 5.толстый слой льда на реке, 6.сорняки, 7.создание заповедных территорий, 8.отлов рыбы браконьерами, 9.сильная засуха, 10.загрязнение водоёма нефтепродуктами.


IV уровень.

1.Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.

Признаки Критерии:

1. тело покрыто мантией А) морфологический

2. раковина имеет две створки Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический

4. питается, фильтруя воду

5. это донное, малоподвижное животное

2.Найдите соответствия:

Тип кривой выживания Признаки

А) сильно выпуклая кривая выживания особей в популяции (кривая типа III) 1. характерна для крупных видов животных

Б) сильновогнутые кривые выживания (кривая типа II) 2. характерна для человека

В) волнообразные, почти линейные кривые выживания (кривая типа I) 3. высокая смертность на ранних стадиях

4.характерна для устриц, личинок, прорастающих растений

5.смертность мало изменяется с течением времени

6.характерна для птиц, мышей, кроликов.

7.смертность резко повышается лишь к концу жизни.

8.нет заботы о потомстве


V уровень. Решите задачу. Плотность популяции воробьёв составляет 200 особей/га. В популяции равное число самцов и самок. За период размножения у каждой пары из одной кладки в среднем выживает 1,4 птенца. Смертность постоянна, в среднем за год погибает 20% особей. Определите, какой будет плотность (особей/га) популяции воробьёв через год?

Самостоятельная работа

Вид. Популяция.

Вариант 2

I уровень. Выберите один правильный ответ.

1.При вегетативном размножении корневищами у растений формируется случайное распределение особей популяции в

пространстве : а)Да, б) Нет

2.Вся совокупность факторов, направленных на сокращение численности популяции и препятствующих ее росту и

распространению, называется … а) биотическим потенциалом б) сопротивлением среды в) климаксом г) ёмкостью среды

3.Возрастная пирамида у быстро растущей популяции будет иметь: а) широкое основание и узкую вершину

б) равное соотношение между основанием, серединой и вершиной в) нулевое основание г) широкую вершину

4.Для видов, не заботящихся о потомстве характерна кривая выживания:

а) выпуклая б) ступенчатая в) диагональная г) вогнутая

5.Пеночки-теньковки и пеночки-веснички, обитающие в одном лесу, составляют: а) одну популяцию одного вида

б) две популяции двух видов в) две популяции одного вида г) одну популяцию разных видов


II уровень. Закончите предложения:

1.Территория ,в пределах которой встречается вид, называется … .

2.Самым ненадёжным критерием вида является … .

3.Рождаемость является … признаком популяции.

4.Виды, имеющие узкий ареал обитания, называются … .

5.Если два вида отличаются между собой сроками размножения, то они относятся к разным видам по … критерию.

6.Критерий вида , основанный на различии кариотипов, называется … .

7. Соотношение полов в популяции при образовании зигот называется… .

8.Показатель количества особей популяции, приходящихся на единицу площади территории , пригодной для обитания,

называется … .

9.Врождённая способность особей к увеличению численности при отсутствии лимитирующих факторов называется … .

10.К статическим свойствам популяции относятся … .


III уровень.

1.Укажите какому критерию вида соответствуют признаки особи:

1.белый медведь обитает в арктической зоне

2.у шимпанзе 48 хромосом

3.ромашка лекарственная имеет соцветие корзинка, краевые лепестки белого цвета

4.кровообращение у дождевого червя замкнутое

5.тростник растет по берегам водоемов

6.белки крови человека составляют 7-8 % плазмы


2.Распределите предложенные виды организмов по типу пространственной структуры их популяций:

А -случайное Б- равномерное В -групповое

1.клевер ползучий, 2.паук-крестовик, 3.галка, 4.белая планария,5.щука,6.гидра,7.дуб, 8.ландыш, 9.скворец, 10.лещина, 11.беззубка, 12.бурый медведь.


IV уровень.

1.Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны.

Признаки : Критерии вида:

1.Органы чувств – одна пара щупалец. А. Морфологический.

2. Коричневый цвет раковины. Б. Экологический.

3. Населяет пресные водоёмы. В.Физиологический

4. Питается мягкими тканями растений.

5. Раковина спирально закрученная.

2. Установите соответствие. Ответ запишите в виде цифр и букв.

Группа свойств популяции

Свойства популяции

1.Биологические

2.Групповые

А) Рождаемость Б) Половая структура

В) Старение Г) Плотность

Д) Саморегуляция Е) Смертность

Ж) Рождение З) Этологическая структура

И) Численность К) Развитие

Л) Возрастная структура М) Рост

Н) Пространственная структура О) Гибель


V уровень. Решите задачу. Рассчитайте на усыхающем участке леса площадью 1 га плотность популяции короедов, при условии, что на каждом м2 леса встречается 3 дерева, на каждом из которых отмечено в среднем по 5 жуков.