СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория ЗАДАНИЯ 6, 7 и 8 РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория ЗАДАНИЯ 6, 7 и 8 РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ»

Задание 6.

Возможно исключение лишнего слова или замена неверно употреблённого слова корректным с учётом норм современного русского литературного языка. Исключить лишнее слово намного проще, чем подобрать слово на замену. Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного) — здесь мы имеем дело с тавтологией или плеоназмом.

Что же такое тавтология, плеоназм? По сути это схожие понятия. Для выполнения задания № 6 нет необходимости разбираться в тонкостях отличий между ними, определения этих понятий у разных авторов можно встретить разные, однако это не меняет того, что и в основе плеоназма, и в основе тавтологии лежит повторение. В ряде случаев это повторение сознательно используется для эмоционального усиления эффекта высказывания или для создания комического эффекта. Однако чаще оно является дефектом и используется неосознанно: «яснее ясного», «плачет, слезами заливается», «пожилой старик», «молодой юноша», «увидеть собственными глазами», «май месяц».

 

Краткий словарик плеоназмов

— свободная вакансия (вакансия — свободное место)

— молодая девушка (старых девушек не бывает)

— пожилой старик (все старики пожилые)

— развитие прогресса (прогресс и развитие – одно и то же)

— моя автобиография (автобиография всегда пишется самим человеком)

— утренний завтрак (завтракают только утром)

— впервые дебютировать (дебют — первое выступление)

— прейскурант цен (прейскурант и есть цены)

— выставочный экспонат (экспонат — выставляемый предмет)

— антагонистическая борьба (в значении слова "борьба" уже есть значение "антагонизм")

— постоянная константа (константа — постоянная)

— транспортные перевозки (других перевозок не бывает, перевозят всегда каким-то транспортом, даже телега — транспорт)

— в течение марта месяца (март — это месяц)

— возобновиться вновь (это понятно)

— самый лучший (см. об образовании формы степени сравнения прилагательных и наречий)

— самая максимальная скидка (скидка максимальна — дальше некуда)

— он лично встречался к ним (нельзя встречаться через кого-то)

— скриншот экрана (скрин — снимок экрана)

— спускаться вниз (спускаться иначе, кроме как вниз, нельзя)

— подниматься вверх (см. по выше приведенному примеру)

 

Если задание предлагает заменить неверно употреблённое слово, надо выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или звучат «коряво».

 

Приведём примеры нарушения лексической сочетаемости

— большую половину (половина не может быть большей или меньшей)

— держать в грязном теле (искажение фразеологизма)

— одержать поражение (можно потерпеть поражение, а одержать победу)

— стая лошадей (табун лошадей, но стая птиц)

— чудовищно красива (два несочетаемых понятия в одном словосочетании)

— выразить ответ (выразить можно мнение, а дать можно ответ)

— отъявленные отличники (отъявленные двоечники, негодяи – слово «отъявленные» имеет значение чего-то негативного, поэтому не может употребляться в сочетании со словом «отличники»)

— красивая морда (два несочетаемых понятия в одном словосочетании)

Задание 7.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

 

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Задание 8.

В правой колонке дается 9 предложений. В левой колонке 5 типов грамматических ошибок. Каждому виду ошибок левой колонки соответствует 1 предложение из правой колонки. Таким образом, из 9-ти приведённых предложений 5 будут содержать грамматические ошибки, а 4 предложения будут правильными.

 

Что же такое грамматическая ошибка?

Грамматические ошибки делятся на морфологические, словообразовательные и синтаксические. Следовательно, в заданиях не может быть ошибок−орфограмм и пунктограмм.

Если неправильно образовано слово, это ошибка словообразования (надсмехаться, подчерк и т. п.). И это проверяется в задании 7. Если неправильно образована форма слова, это ошибка морфологическая (директоры, более высочайший и так далее). И это тоже проверяется в задании 7.

И только ошибки синтаксические проверяются в задании 8. Синтаксические — значит ошибки при построении словосочетания и предложения, ведь именно эти единицы языка изучается в синтаксисе.

Учащиеся должны уметь видеть — определять 10 типов ошибок. При этом в каждом отдельном задании может быть комбинации 5 различных типов. Вот список проверяемых типов синтаксических ошибок:

  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом -  нарушение в построении предложения с причастным оборотом вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, в роде, числе и падеже.

  2. ошибка в построении сложного предложения - ошибка в построении сложного предложения заключается в том, что при присоединении придаточного предложения использованы лишние слова.

  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением - нарушение в построении предложения с несогласованным приложением название произведения, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием.

4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым – смотрим на согласованность в числе.

5) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм - нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм вызвана тем, что два однородных сказуемых имеют разные время или вид.

6) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

7) ошибка в построении предложения с косвенной речью

8) ошибка в употреблении падежной формы существительного

9) ошибка в употреблении числительного

10) ошибка при употреблении однородных членов

 

ОБЩАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Если в предложении есть причастие/деепричастие/слово в кавычках и так далее, то это не обозначает автоматически, что ошибка найдена. Будет именно так: в одном предложении могут быть и деепричастие, и однородные члены, и косвенная речь. И это ТРУДНОЕ предложение может быть совершенно правильным. А может — в нём будет ошибка. Поэтому угадать не получится.