Олимпиадные задания для 10 го класса за 2024-2025 учебный год ФИО________________________________________________________________
Класс _______________________________________________________________
Внимательно прочитайте задания. Выполните последовательно каждое из них в соответствии с предложенными установками.
Прочитайте текст известного русского писателя В.М. Пескова об одном случае из детства.
Я хочу рассказать вам историю, которая во многом опр…делила моё отн...шение к миру. Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я всп…минаю этот случай из детства. Мы жили в д…ревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, мы искали обувь и з…шли по дороге в книжный магазин. Там я увид…л книгу. Я взял её в руки, на кажд…й странице книги были большие к…ртинки. Эта книга стала моей голубой мечтой. Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». Книга была д…р…гой.
Дома я целый вечер говорил только о книге. И вот через две недели отец дал мне деньги.
Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? Нет, книга лежала на месте. Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
Когда поезд отошёл от очередной станции я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес на поля и луга которые мелькали за окном. И вдруг о ужас Книга исчезла между двойными окнами вагона. Ещё не понимая серьёзности положения я замер и испуганно смотрел на отца на соседа-лётчика который пытался достать книгу. Через минуту уже весь вагон помогал нам.
А поезд бежал и вот уже скоро наша станция. Я плакал не желая выходить из вагона тогда лётчик обнял меня и сказал Ничего. Поезд ещё долго будет идти. Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. Скажи мне где ты живёшь
Я плакал и не мог говорить. Отец дал лётчику адрес. На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
– Достал?
– Достал, – засмеялся отец. Это была та самая книга. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».
А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
С того времени прошло почти 30 лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. (По В.М. Пескову)
Задание 1. Подберите из текста синонимы к приведённым ниже словам, запишите их в начальной форме:
1) великодушный – … ________________________________________________
2) со страхом – … ____________________________________________________
3) отправиться – … ___________________________________________________
4) потом – … ________________________________________________________
5) один раз – … _______________________________________________________
7) случай – … _________________________________________________________
Задание 2. Подберите из текста антонимы к приведённым ниже словам/словосочетаниям, запишите их в начальной форме:
1) сомнение – …_____________________________________________________
2) найтись – …_______________________________________________________
3) следующий – … ___________________________________________________
4) огорчиться – … ____________________________________________________
5) обратить внимание – …_____________________________________________
6) дешёвый – … ____________________________________________________
7) загрустить – …_____________________________________________________
Задание 3. Объясните значение слова «великодушный», используя толкование слов «великий» и «душа» в словаре.
1) ВЕЛИКИЙ – 2. Очень большой.
(С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» - 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999 г.)
2) ДУША – 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999 г.) _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Соотнесите каждый фразеологизм из левого столбика с толкованием его значения в правом столбике. Соедините обе части ответа стрелкой.
Фразеологизмы | Их толкования |
бросить в беде | -человек / событие , на которое все обращают внимание |
быть на седьмом небе | - заветная мечта |
в центре внимания | -не помочь кому-либо в нужный момент |
вкладывать душу | - быть, совершенно счастливым |
голубая мечта | - относиться к делу ответственно и с любовью |
Задание 5. Запишите, от каких слов образовались приведённые ниже слова, выделите суффикс или приставку, с помощью которых образовалось слово.
1) засмеяться – _____________________________________________________
2) дачный – ________________________________________________________
3) пришёл – ______________________________________________________
4) лётчик –_________________________________________________________
5) книжный– ___________________________________________________
6) открытый – _____________________________________________________
7) принёс – _____________________________________________________
8) покупка – _______________________________________________________
9) уверенность – ____________________________________________________
10) серьёзно – ____________________________________________________
Задание 6. Впишите пропущенные буквы вместо точек в слова 1-ой части текста.
Задание 7. Расставьте знаки препинания 5,6 части текста.
Задание 8.Прочитайте еще раз текст . Найдите в тексте ответы на вопросы и выишите их таблицу ниже .
Вопросы | Ответы |
1)Почему автор решил рассказать историю? | |
2)Почему книга стала его голубой мечтой? | |
3) Почему отец не сразу купил книгу? | |
4) О чём волновался мальчик, когда он вновь пошёл в книжный магазин? | |
5) Почему мальчик стал центром внимания в поезде? | |
6) Что случилось с книгой , когда поезд отошёл от очередной станции? | |
7) Как отнеслись пассажиры к беде мальчика? | |
8) Почему лётчик успокаивал мальчика и взял его адрес? | |
9) Сколько книг стало у мальчика ? Как вы думаете почему? | |
10. Чему научил писателя случай с книгой? | |
Задание 9. Определите стиль речи:
а) научный б) художественный в) разговорный г) публицистический