СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей (на примере одной лексической темы)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей (на примере одной лексической темы "Животные жарких стран")

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей (на примере одной лексической темы)»

Лексическая тема недели: «Животные жарких стран и их детёныши».

Развитие артикуляционной моторики: Понедельник

Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики: «Лягушка», «Окошко», «Часики», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Качели», «Блинчик», «Хоботок», «Покусаем язык», «Замесим тесто», «Маляр». «Поймай мышку», «Лошадка», «Пароход гуди», «Слонёнок пьёт».

«ЖИРАФ ЖУЕТ ЛИСТОЧКИ»
Покусывать язык зубами, как бы жуя.

«ОБЕЗЬЯНКА»
Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, а затем между нижней губой и зубами.


«СИГНАЛ ОПАСНОСТИ У ОБЕЗЬЯНОК»
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки – щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.


Упражнения для губ и щёк:

 "ОБЕЗЬЯНКИ"
Банан за щекой у обезьянки. (Надувать по очереди правую и левую щеки)

Разговор обезьян. (Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетании: Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох)


"СЛОН"
Слон раскрывает и закрывает хобот.   (Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя)


Развитие речевого дыхания и голоса:

"СЛОН ПЬЕТ ВОДУ"
Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»).

"РЁВ ТИГРА И ТИГРЕНКА"
Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом.



Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Бегемот»

Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот.
   (Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости)

Развитие мелкой моторики:(выучить по выбору)

«Я ПО АФРИКЕ ГУЛЯЛ»

Я по Африке гулял
И зверей там повидал:
   (Ходим по столу указательными и средними пальцами обеих рук)
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа,
   (Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
Черепаху, Тигра, Льва
И огромного Слона.
   (Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы, начиная с мизинца)
Мы с Жирафом поиграли:
Ананасы доставали.
   (Складываем из пальцев “жирафа”. На второй строчке поднимаем руки вверх)
С черепахой у реки   (Складываем из пальцев “черепаху”)
Побежали в запуски.   (”Бежим” по столу указательными и средними пальцами обеих рук)
Мы со Львом не отдыхали.  
Тигра полосы считали:   (Энергично сжимаем и разжимаем кулаки)
Раз, два, три, четыре, пять...
Раз, два, три, четыре, пять...
   (Загибаем пальцы вначале на одной руке, потом на другой, начиная с мизинца)
Всех полос не сосчитать!   (Разводим руки в стороны)
Со слоном играли в прятки:  

Он нашелся! Все в порядке!   (Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
Я катался на Слоне...
Жаль, что было все во сне.
   (Одновременно ударяем кулаками по столу)


«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Если в жаркую страну   (Сжимаем – разжимаем пальцы)
Я случайно попаду,   (По очереди соединяем пальцы с большим пальцем, изображая бинокль)То увижу там шакала,
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живется им –
   (Сжимаем – разжимаем пальцы)
Не бывает снежных зим.   (Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)


Развитие общей моторики: Вторник

«Мартышки»

Мартышки- обезьяны детки (прикладываем ладоши к голове «ушки»)

С ветки прыгают на ветку. (прыжки на двух ногах)

А лианы, как канаты,

Вверх поднимут нас, ребята.

Едим бананы и кокосы, (очищают воображаемые бананы)

Нам достать их очень просто!

На пальме в джунглях мы живём. (разводят руки в стороны)

В гости к нам к себе зовём. (приглашают, машут руками)


Массаж биологических активных зон:

«Зебра»

Полосатые лошадки (провести указать пальцами по лбу от середине к виску)

Африканские лошадки

Хорошо играют в прятки (указательным пальцем растереть крылья носа)

На лугу среди травы

Разлинованы лошадки (растереть ладошками шею)

Словно школьные тетрадки

Разлинованы лошадки (растереть ладошами уши)

От копыт до головы


 Развитие памяти. Выучить стихотворение:(по выбору) Среда


«С л о н»

Слон гигантский, серый, тучный,  
Хоботом трубит он звучно!
Бивни испугают многих!
Как столбы большие ноги.
Уши у слона, как веер:
Машет – и прохладой веет! 
Травку хоботом срывает, 
Как рукой им управляет! 
Как из трубочки им пьет, 
Как из душа воду льет!
Хобот дружески погладит,
Тех, с кем слон отлично ладит!


«Обезьяна»

Вот смешная обезьяна,        
Очень любит есть бананы!
Ловко прыгает по веткам,
Лапками цепляясь метко.
На хвосте висеть умеет,
Всех зверей она умнее!
Обезьяны живут в стае,
Обезьяний язык знают!
Приручить ее несложно,
И дрессировать возможно.
В цирке ждет ее успех!
А повадки – просто смех!



Загадки про животных жарких стран:

Я его увидел в книжке,

Подскажите мне, детишки,

На носу — огромный рог,

Знаю, знаю — …

Ответ: Носорог

 

У него огромный рост, есть ещё и мелкий хвост,

Впереди такая штука, что облиться нам – не мука.

Кто же это? Кто же он? Ну, конечно, это …

Ответ: Слон

  

Сидит он в клетке — и приятен,

На шубке много черных пятен.

Сам — хищный зверь, хотя немножко,

Похож на миленькую кошку.

Ответ: Леопард

 

На чудо-коняшке пестреет тельняшка.

Ответ: Зебра

 

Ну что за вид у них чудной?

У папы — локоны волной,

Мамаша ходит стриженой. За что она обижена?

Бывает, часто злится, на вид сурова …

Ответ: Львица

  

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан.

Ответ: Жираф

  

Любит он среди саванны

Принимать в озерах ванны.

Только ноздри-то и видно

Над водой, снаружи.

Зверь большой, но безобидный,

Очень неуклюжий.

Ответ: Бегемот

   

Развитие лексико- грамматических процессов: Четверг

Игра «Продолжи»

  • двугорбый … (верблюд)

  • гривастый царственный … (лев).

  • длинношеий пятнистый … (жираф).

  • большеухие серые … (слоны).

  • толстокожий воинственный … (носорог).

  • полосатая … (зебра).

Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): 

У тигра -тигрёнок

У слона- слонёнок

У кенгуру-кенгурёнок

У льва- львёнок

У верблюда- верблюжонок

Игра «Наоборот»


 Жираф травоядный, а тигр ….. (хищный )

Слон тяжелый, а черепаха ….( лёгкая)

У жирафа длинная шея, а у бегемота… (короткая)

 У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… (толстый)

 У слона большие уши, а у зебры .. (маленькие)

 У бегемота широкая спина, а у зебры…. (узкая


 Дидактическая игра «Один - много». (Образование мн.ч. ИС в родительном падеже)

 Лев – львы - львов (зебра, леопард, гепард, антилопа, жираф, верблюд, тигр, слон, кенгуру, носорог, бегемот, газель, крокодил).


Дидактическая игра «Назови семью». (Упражнение в словообразовании)

Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш - тигренок, детеныши – тигрята

Папа – лев, мама – львица, детеныш - львенок, детеныши – львята

Папа – слон, мама – слониха, детеныш – слоненок, детеныши – слонята

Папа – кенгуру, мама – кенгуру, детеныш – кенгуренок, детеныши – кенгурята.


Дидактическая игра «Подбери признак». 

Жираф (какой?) – … ;  

Зебра (какая?) - … ;  

Слоны (какие?) - … . и т.д.


Дидактическая игра «В Африке». 

В Африке живут … (львы, тигры…). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить?  (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (львов, тигров…). Кому он давал лекарства? (львам, тиграм…). Кого вылечил Айболит? (львов, тигров…). Звери лечились охотно. Кем был доволен Айболит? (львами, тиграми…).  О ком вспоминал Айболит дома? (о львах, о тиграх…).

 

Развитие связной речи. Пятница

Развития монологической речи «Беседа по теме»

Рассмотреть вместе с детьми картинки. Познакомить с животными жарких стран. Закрепить в словаре обобщающее поня­тие «Животные жарких стран».

Объяснить детям, почему они называются так. Рассказать о том, чем они питаются.


Составить описательный рассказ про животное жарких стран (по выбору), по плану:

Кто это?

Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Как добывает корм?

Какие у него враги?

Как защищается? Детеныши.



Текст для пересказа

Верблюжья варежка

Вязала мне мама варежки, тёплые, из овечьей шерсти.

Одна варежка уже готова была, а на вторую не хватило шерсти

Пришел дядя Федя, сторож, и говорит:

- Там дрова на верблюдах привезли. Будете брать?

Мама оделась и пошла смотреть дрова, а я выглядываю из окошка и вижу, что одного верблюда вывели и привязали к забору.

Смотрю я на него, а сам думаю: «Вот у мамы шерсти на варежки не хватает - хорошо бы остричь верблюда, только немножко, чтобы он не замёрз».

Оделся я и вышел во двор. Подошёл к верблюду, погладил его и стал шерсть состригать.

Дома я показал маме шерсть. Этой шерсти хватило варежку довязать!

И теперь я хожу гулять в новых варежках.

Левая - обыкновенная, а правая - верблюжья. Когда я смотрю на неё, то вспоминаю верблюда.

(По Г. Я. Снегиреву)

Беседа по содержанию рассказа.

1.Что мама вязала мальчику?

2.Почему мама связала только одну варежку?

3.Куда вышла мама мальчика?

4.Кого увидел мальчик из окна?

5.Что он решил сделать с верблюдом? Зачем?

6.Связала ли мама мальчику варежку из верблюжьей шерсти?

7.О ком вспоминает мальчик, смотря на свою варежку?