СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисный план текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Тезисный план текста»

Тезисный план текста

Тезисный план текста

 Что такое план текста? План текста- структура пересказа текста, перечисление пунктов, необходимых для устного или письменного пересказа. План текста должен сокращать содержание каждой микротемы.

Что такое план текста?

  • План текста- структура пересказа текста, перечисление пунктов, необходимых для устного или письменного пересказа. План текста должен сокращать содержание каждой микротемы.
Тезис- краткая формулировка ключевых положений текста (абзаца или части текста). Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста.
  • Тезис- краткая формулировка ключевых положений текста (абзаца или части текста). Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста.
Тезисный план- план, состоящий из ключевых положений текста (тезисов).
  • Тезисный план- план, состоящий из ключевых положений текста (тезисов).
Для тезисного плана характерны: краткое, но содержательное изложение; строгое соблюдение логики оригинального текста; самостоятельная формулировка мыслей (без дословных цитат); полные предложения, а не однословные заголовки. Главная цель тезисного плана — отразить суть текста , не пересказывая его полностью, но и не ограничиваясь словами «вступление», «основная часть», «вывод».

Для тезисного плана характерны:

  • краткое, но содержательное изложение;
  • строгое соблюдение логики оригинального текста;
  • самостоятельная формулировка мыслей (без дословных цитат);
  • полные предложения, а не однословные заголовки.
  • Главная цель тезисного плана — отразить суть текста , не пересказывая его полностью, но и не ограничиваясь словами «вступление», «основная часть», «вывод».
Рекомендации по составлению тезисов:   - изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; - в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы; - не приводите факты и примеры; - сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ность, убедительность; - по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источни­ка (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруй

Рекомендации по составлению тезисов:

  • - изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;
  • - в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы;
  • - не приводите факты и примеры;
  • - сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ность, убедительность;
  • - по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источни­ка (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруй
Упражнения Стр. 25, упр. 53. Прочитать, определить тему и основную мысль, письменно составить тезисный план текста. Задумывались ли вы над происхождением слов карандаш, альбом? Мы ведь¹ этими словами часто пользуемся, особенно в школе, на уроках изобразительного искусства. Рассмотрим, как они появились в русском языке. Слово карандаш заимствовано в XVIII веке из тюркских языков, где оно имело следующее значение: «тростниковая трубочка со стержнем из графита, применяемая для письма». Теперь графит вставляется и в деревянные, и в пластмассовые, и в металлические палочки, а название у них одно и то же: карандаш. Слово альбом попало к нам в XIX веке из французского языка, в который оно пришло из латинского, где обозначало «белые листы бумаги, сшитые вместе, для стихов, рисунков». Сейчас альбомы делаются из любой бумаги. Мы в них пишем, рисуем, помещаем марки, открытки, монеты, а называем одним словом: альбом.

Упражнения

  • Стр. 25, упр. 53. Прочитать, определить тему и основную мысль, письменно составить тезисный план текста.
  • Задумывались ли вы над происхождением слов карандаш, альбом? Мы ведь¹ этими словами часто пользуемся, особенно в школе, на уроках изобразительного искусства. Рассмотрим, как они появились в русском языке.
  • Слово карандаш заимствовано в XVIII веке из тюркских языков, где оно имело следующее значение: «тростниковая трубочка со стержнем из графита, применяемая для письма». Теперь графит вставляется и в деревянные, и в пластмассовые, и в металлические палочки, а название у них одно и то же: карандаш.
  • Слово альбом попало к нам в XIX веке из французского языка, в который оно пришло из латинского, где обозначало «белые листы бумаги, сшитые вместе, для стихов, рисунков». Сейчас альбомы делаются из любой бумаги. Мы в них пишем, рисуем, помещаем марки, открытки, монеты, а называем одним словом: альбом.
Стр.25, упр. 52. Прочитать, определить тему и основную мысль, письменно составить тезисный план текста. Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники. На краю были заросли малины. Собирал я малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел чёрный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья трещат.

Стр.25, упр. 52. Прочитать, определить тему и основную мысль, письменно составить тезисный план текста.

  • Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники. На краю были заросли малины. Собирал я малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел чёрный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья трещат." Шутки плохи, -подумал я. -Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел "

Прочитать, определить тему и основную мысль, письменно составить тезисный план текста.

  • ( 1)В протоке чёрной точкой показалась рыбачья лодка, огибавшая остров. Это и был Тарас, хозяин рыбачьей сторожки. (3)Когда он подплыл ближе, я за метил, к удивлению, плывшего перед лодкой лебедя.– (4)Ступай домой, гуляка! – ворчал старик, подгоняя красиво плывшую птицу. – (5)Ступай, ступай. (6)Вот я тебе дам – уплывать Бог знает куда. – (7)Откуда достал-то его, лебедя? – спросил я.– (8)А Бог послал, да! (9)Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебёдушкой и пристрелили, а вот этот остался. (10)Забился в камыши и сидит. (11)Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. (12)Сиротой остался. (13)Вот я его и привёз, и держу. (14)И он тоже привык. (15)Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. (16)Знает, когда я встаю, и ждёт, чтобы покормили. (17)Теперь вот скоро месяц будет, как живём вместе. (18)Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. (19)Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.– (20)Улетит он у тебя, дедушка, – заметил я.– (21)Зачем ему лететь? (22)И здесь хорошо: сыт, кругом вода.– (23)А зимой?– (24) Перезимует вместе со мной в избушке. (25)Места хватит…
  • (По Д.Н. Мамину-Сибиряку).