СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта и конспект урока МХК. Модернизм

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Изобразительное искусство ХХ в. Модернизм как типологическая категория, объединяющая разные творческие установки и методы, его разновидности. Фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, супрематизм и др (2ч.).

Цель: определить сущность, значение, ценность нового искусства - модернизма, охарактеризовать основные направления модернизма (цель, принципы, представители), совершенствовать умения анализировать картины художников, сформировать следующие компетенции: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта и конспект урока МХК. Модернизм»

Технологическая карта

урока теоретического обучения (по УД или МДК)


УД/ПМ

Мировая художественная культура

Раздел

Культура Нового и Новейшего времени

Тема

Изобразительное искусство ХХ в. модернизм как типологическая категория, объединяющая разные творческие установки и методы, его разновидности. Фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, супрематизм и др (2ч.).

Учебная группа

2н группа, специальность Преподавание в начальных классах

Тип урока

урок изучения нового материала.

Технология построения урока

Проблемное обучение (частично-поисковый метод)

Материально-техническое оснащение урока: компьютеры, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал (иллюстрации картин и название направлений), интернет-сайты, электронная рабочая тетрадь, видеофильмы, учебный текст «Кубизм», электронные учебные модули (ФЦИОР).

Цель: определить сущность, значение, ценность нового искусства - модернизма, охарактеризовать основные направления модернизма (цель, принципы, представители), совершенствовать умения анализировать картины художников, сформировать следующие компетенции: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде.

Основные понятия: модернизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм

Формы работы: фронтально-коллективная, индивидуальная, групповая




Этапы урока

Время

Приемы

Формируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Постановка цели.


5

Создание проблемной ситуации

выражает собственное суждение о произведениях современного искусства;

осуществляет постановку целей под руководством преподавателя для проектирования действий на уроке










Преподаватель показывает ряд картин художников-модернистов и просит учащихся записать впечатления/ассоциации.

В ходе обсуждения записывает ключевые слова (общий смысл всех высказываний обычно сводится к следующему – это не искусство, и я так могу…)

Преподаватель задает вопросы в ходе обсуждения и ставит проблему совместно с обучающимися:

  1. Похожи ли эти произведения живописи на те, что мы видели прежде, когда знакомились с искусством других эпох?

  2. Что их отличает в первую очередь?

  3. Почему же тогда данные картины вошли в сокровищницу мировой художественной культуры?

Учащиеся после просмотра презентации записывают ассоциации и в ходе беседы с преподавателем озвучивают их.






Дают ответы на вопросы: необычность форм, отход от реалистических традиций, непонятность сюжетов, необычные образы, художественные приёмы, несвойственные для других эпох.





Формулируют цель урока: разобраться в сущности, значении, ценности нового искусства, поставить под вопрос состоятельность и художественное значение его произведений

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Конкретизация цели урока.


25

Работа с Интернет-ресурсами

дает определение понятию «модернизм»;

характеризует основные направления модернизма;

ОК 4: осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения задачи;

ОК 5: использует ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности;



Знакомит с определением понятия «модернизм» (дается несколько вариантов).








Дает задание учащимся заполнить таблицу «Направления искусства модернизма».

Проверяет правильность заполнения таблицы

Обучающиеся выделяют ключевые слова, определяющие суть данного понятия (разрыв с реализмом, поиск новых принципов).

Уточняют цель занятия: анализ цели и творческих принципов модернизма.

Заполняют таблицу (кроме графы ЦЕЛЬ), опираясь на материал сайта http://art-modernism.ru – Модернизм в изобразительном искусстве

Самостоятельное творческое использование сформированных знаний

15

Работа с иллюстративным материалом

понимает сущность направлений модернизма;

соотносит произведения искусства с определённым направлением;

ОК 6: работает в коллективе и команде

Делит студентов на 2 группы.

Дает задание определить, к какому направлению принадлежат картины, увиденные учащимися в начале урока (раздаются иллюстрации картин и названия направлений по группам).

Учащиеся работают с картинами, затем по одному от группы защищают свой выбор

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений, компетенций


35

Решение проблемной задачи

определяет цель каждого художественного направления;

анализирует произведения искусства, оценивает их художественные особенности;

ОК 4: осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения задачи;

ОК 5: использует ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 6: работает в коллективе и команде

Дает задание определить цель каждого художественного направления и проанализировать картины.

Демонстрирует видеофильмы, проводит беседу по картинам, корректирует и контролирует работу с интернет-сайтами и электронными учебными модулями.

В ходе совместной работы с преподавателем, изучая материал интернет-сайтов, видеофильмов, учебного текста «Кубизм», электронных учебных модулей, определяют цель каждого художественного направления, анализируют картины и тем самым проверяют правильность выполнения предыдущего задания.

Рефлексия

8

Моделирование, схематизация

выражает собственное суждение об изученном материале;

осознает возможности применения изученного материала в новой учебной ситуации

Дает задания:

составить логическую цепочку из 4-5 слов, в которую входят слова:

Современность – …–…–…–…красота

определить концепцию выставки художников-модернистов

Формулируют ответ на поставленный проблемный вопрос в начале урока.

Выполняют итоговые задания на обобщение:

восстанавливают логическую цепочку, сравнивают варианты;

составляют схему – тематика произведений модернизма, концепция выставки

Домашнее задание

2


использует приобретенные знания по теме «Модернизм» для самостоятельного художественного творчества;

ОК 5: использует ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности

Инструкция по выполнению домашнего задания: подготовить каталог выставки художников-модернистов (дается макет каталога в Microsoft Office Publisher)

Записывают домашнее задание




Материал урока.

1. Организационный момент. Постановка цели.

Показ картин модернистов (приглашение на выставку художников-модернистов)

  • Запишите ассоциации (3 слова/фразы), которые у вас вызывают следующие произведения искусства…

  • Обсуждение…… (в ходе обсуждения можно записать ключевые слова)

  • Похожи ли эти произведения живописи на те, что мы видели прежде, когда знакомились с искусством других эпох? Что их отличает в первую очередь? (Необычность форм, отход от реалистических традиций, непонятность сюжетов, необычные образы, художественные приёмы, несвойственные для других эпох)

  • Почему же тогда данные картины вошли в мировую сокровищницу художественной культуры?

  • Сформулируйте цель сегодняшнего урока.


2. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Все эти произведения искусства можно объединить общим понятием, которое получило название «модернизм». // Все, что вы сейчас увидели, искусствоведы назвали словом МОДЕРНИЗМ.

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются?


МОДЕРНИЗМ [дэ], -а, м. Общее название разных направлений в искусстве конца 19 - начала 20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.


МОДЕРНИ́ЗМ (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») – направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве


МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционному искусству в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего».


  • Посмотрите на определения и выделите ключевые слова, определяющие суть данного понятия (разрыв с реализмом, поиск новых принципов).


Искусство 20 века – одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Стремление художников, поэтов, музыкантов изменить мир к лучшему потерпели крах. Пытаясь осмыслить происходящие события, творцы искали иные пути к изображению действительности. Так зарождалось новое искусство – искусство ХХ века.


Разнообразие направлений - характерная черта искусства 20 века.


  • Работа с сайтом: http://art-modernism.ru – Модернизм в изобразительном искусстве.


Заполнение таблицы (кроме графы ЦЕЛЬ)


Направление в искусстве

20 века

Где и когда возникло?

Основные принципы направления

Цель

Имена художников

Фовизм





Кубизм





Футуризм





Абстракционизм





Супрематизм




Дадаизм





Сюрреализм






3. Самостоятельное творческое использование сформированных знаний

  • Работа с картинами: определите, к какому течению принадлежат картины, увиденные вами в начале урока (раздаются иллюстрации с картинами – 2 группы).

  • Учащиеся (по одному от группы) защищают свой выбор.


4. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений, компетенций

  • Проверить, правильно ли вы выполнили работу, можно будет в ходе дальнейшей работы. Мы немного разобрались, какие течения существовали в искусстве 20 века. Но чтобы понять и принять их, необходимо глубже изучить сами произведения и мысли авторов.


Познакомимся с некоторыми из них подробнее, и в процессе знакомства заполняем графу в таблице – ЦЕЛЬ.


1. ФОВИЗМ:

Матисс – просмотр фильма

Анализ картин.

Танец

Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. Другая версия –«Танец» - написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.

Основное выразительное средство полотна – сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма.


Музыка

Скрипач отчетливо напоминает памятник Поза музыканта точна во всех деталях – добиться этого Матиссу было несложно, потому что он сам неплохо играл на скрипке. Достижение цветовой гармонии — вот главная задача, которую блистательно решает Матисс в этой работе. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. Поначалу Матисс изобразил мужские фигуры с гениталиями, но в финале работы над картиной убрал последние — вероятно, по желанию заказчика.

Эта работу (как и парную к ней - «Танец») в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Но в динамике парные картины разнятся. Если герои «Танца» стремятся вырваться за пределы полотна, то персонажи «Музыки», напротив, выглядят удивительно статичными. Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована.

Вместо мужчин тут действуют «эмблемы» мужчин, превращающие героев в «близнецов-братьев». Это работает на создание цельности произведения, не разваливающегося на, условно говоря, уникальные формы. Три персонажа справа сидят, подогнув колени, что делает их чем-то похожими на нотные знаки. Если это так, то фигура скрипача исполняет роль нотного ключа. Впрочем, это всего лишь версия - сам Матисс эту свою работу расшифровывать не захотел.


2. КУБИЗМ:

Чтобы понять суть кубизма, проанализируем высказывания основоположника данного направления - Пикассо - о кубизме.


Пабло Пикассо: «Я пишу объекты такими, как я их мыслю, а не такими, как я их вижу».

«Когда мы обнаружили кубизм, у нас не было цели изобретения кубизма. Мы только хотели выразить то, что было в нас».

Ж. Брак: «Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное».


Работа с сайтом - http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/period-cubism.php

Работа с учебным текстом «Кубизм»

Анализ картин.

Пикассо

Портрет Амброза Воллара

Эти находящиеся в движении частицы-плоскости разомкнуты, каждая из них свободно перетекает в соседнюю, и, наслаиваясь друг на друга, кристаллизуясь на глазах зрителя, они рождают из хаоса первозданной материи новую форму – лицо Воллара, являющееся пластическим и смысловым центром композиции. Оно, как магнит, притягивает к себе все элементы, выстраивая фантасмагорию геометрических форм в строгом ритме. Единого источника освещения в картине не существует: каждый из элементов обладает особым, «внутренним» светом, вибрация которого заставляет воспринимать произведение как живописный эквивалент находящегося в непрерывном движении мира и творящего из красочной материи, будто из осколков треснувшего зеркала, неповторимый титанический образ Воллара.


Гитара и скрипка

Композиции периода синтетического кубизма отличались тем, что собирались не из целых предметов, а из их частей, опознавательных знаков, символов, намеков. Гриф гитары, обрывок обоев, часть столика, какой-то намек на бокал - и возникает целостное впечатление. Это уже не столько натюрморт, сколько - осколок некоего образа жизни; можно вообразить вечер в кафе под музыку, исполняемую под эти гитару и скрипку.


Герника – анализ картины + просмотр фильма из цикла «80 чудес света»


  • Перед вами картина великого испанского художника-абстракциониста Пабло Пикассо «Герника». Какое впечатление производит на вас эта картина?


  • А между тем, эта картина – шедевр модернистского и авангардного искусства – потрясла современников Пикассо. Потому что смотрели люди на неё не отвлеченно, а с точки зрения событий своего времени.

Герника… Название города на юге Испании, в котором жили обычные люди, такие как мы с вами. В Испании шла гражданская война. От этого города военная авиация по приказу генерала Франка 26 апреля 1937 г не оставила камня на камне, превратив его в руины. Всем жителям Испании дали понять: так будет со всяким, кто осмелиться противостоять фашистскому по своей сути режиму.


Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".


«Герника» представляет полотно, написанное маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной.

Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей погибшего ребёнка, стоит бык с широко открытыми глазами.

Центральный план занят лошадью, падающей в агонии. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — останки погибшего человека, чья отрубленная рука сжимает обломок меча, из которого растет цветок. Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади. Такие лампы устанавливались в камерах для содержания заключённых и камерах пыток.

Справа вверху от лошади античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Ее рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую свечу.

Непосредственно справа, чуть ниже преисполненная страха женщина подалась к центру. Её страдающий взгляд направлен на свечу. В её глазах – мольба и надежда.

На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.


3. ФУТУРИЗМ - провозглашение культа машинной цивилизации, больших городов, скоростей, энергии. Футуризм во многом был схож с кубизмом. Особенно это было заметно по средствам выразительности: пересечение линий, многократные повторения и наплывы форм. Но в отличие от кубизма, футуризм являлся в, то, же время и активным общественно-политическим течением.

Задача этих композиций – вызывать свободные ассоциации, порождающие у зрителя эмоции и мысли. Геометрические мотивы использовались как знаки непостижимого, высшего духовного начала мироздания.

Анализ картин.

Динамизм собачки на поводке

Балла в своей картине "Динамизм собачки на поводке", созданной в 1912 году, – передаёт ощущение скорости, нетерпеливости.

Это произведение в полном соответствии со всеми канонами футуризма прославляет энергию современной жизни.

Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы.

В ней почти покадрово передаётся нам повесть о том, как одна женщина выводила собачку гулять на бульвар.

На этой картине мы воочию можем наблюдать теоретический принцип одновременности, изобретённый футуристами, то есть демонстрацию движущегося объекта одновременно во множестве точек времени.

Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочли смотреть на мир со многих точек времени.

И у Джакомо Баллы взгляд с этой точки зрения был намётан, как у немногих, о чём свидетельствуют спектральное разложение света вокруг движущегося силуэта и само движение границы контура, которая вычислена совершенно точно, поэтому естественно смотрится.


Девочка, бегающая по балкону

Для художников-футуристов главным содержанием живописи было движение. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение...» — заявляли футуристы. Передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».


4. АБСРАКЦИОНИЗМ и СУПРЕМАТИЗМ: Кандинский и Малевич - работа с электронными учебными модулями

Анализ картин.

Композиция 6

Композиция – синтез впечатлений от "внешней" и "внутренней" природы

Комментарии Кандинского:

В картине можно видеть два центра:

1. Слева - нежный, розовый, несколько размытый центр со слабыми, неопределенными линиями,

2. Справа (несколько выше, чем левый) - грубый, красно-синий, в какой-то мере диссонирующий, с резкими, отчасти недобрыми, сильными, очень точными линиями.

Между двумя этими центрами - третий (ближе к левому),который можно распознать тлишь постепенно, но который является главным центром. Здесь розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе, и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра - «где-то» - определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее.

Небольшие формы в этой картине требовали чего-то дающего эффект одновременно очень простой и очень широкий («largo»). Для этого я использовал длинные торжественные линии, которые уже употреблял в « Композиции 4». Я был очень рад увидеть как это, уже раз использованное, средство дает здесь совершенно иной эффект. Эти линии соединяются с жирными поперечными линиями, рассчитано идущими к ним в верхней части картины, и вступают СП последними в прямой конфликт.

Чтобы смягчить слишком драматическое воздействие линий, т.е. скрыть слишком назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков. Они облачают великое смятение в великое спокойствие и придают всему событию объективность. Это торжественно спокойное настроение, с другой стороны, нарушают разнообразные пятна синего, которые дают внутренне впечатление теплоты. Теплый эффект цвета, по природе своей холодного, усиливает драматический элемент, однако способом опять-таки объективным и возвышенным. Глубокие коричневые формы (особенно слева вверху) вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности. Зеленый и желтый оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность.

Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания.

Итак, все, в том числе и взаимно противоречащие элементы, уравновесились, так что ни один из них не берет верх над другими, а исходный мотив картины (Потоп) был растворен и перешел ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. Не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета.

Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой.


Композиция 8

Здесь художник шел от цвета к форме. Теперь формы создают композицию: большой темный круг в верхней левой части и сеть сопряженных линий в правой; желтый круг с голубым ореолом и голубой с желтым и так далее.


Импровизация 7

Художник стремился передать личные ощущения не при помощи предметных форм (через тот или иной сюжет), а только лишь живописными средствами.

Импровизация – выражение процессов внутреннего характера, возникающее внезапно, главным образом бессознательно. Это впечатление от "внутренней природы". "Импровизация 7" – одна из ранних работ художника. Фигуративные формы здесь словно растворяются в движении плоскостей и линий, сложно сгармонированных по цвету.


Черный квадрат

«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.»



5. ДАДАИЗМ - откровенный эпатаж и хулиганство, безудержный нигилизм, отрицание всего и вся. Главный символ их программы – «Ничто, Пустота». Дадаисты стремились разрушить искусство, создать ощущение абсурдности, хаоса, полной непонятности. Основу дадаизма составляло бессознательное, инфантильно-бессвязное творчество, лишенное логического мышления.

Дадаизм подготовил почву для сюрреализма.

Анализ картин.

Дюшан

В 1914 году Марсель Дюшан придумал реди-мэйд (Ready-made)– стиль, в котором предметы обихода использовались в качестве произведений искусства. При этом он не стремился приблизиться к реальности, а напротив, отойти от неё, приблизиться к созданию «новых реальностей».

В 1919 году Дюшан возвращается во Францию, где примыкает к движению дада. Именно в этом течении новая эстетика Дюшана находит свое признание.




Фонтан

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века[17], набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы»[18]. Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу»[19].

В ноябре 1999 года на аукционе Сотбис одна из восьми копий «Фонтана» 1964 года была продана за 1,7 миллиона долларов[20].

Сам Дюшан в ответ на то, что его произведение стало пользоваться высокой популярностью, через много лет ответил следующим образом:

Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством.


6. СЮРРЕАЛИЗМ:

  • Работа с сайтом http://art-modernism.ru (цель)

Анализ картин.

Дали – анализ картины «Пылающий жираф»

  • Кто может сказать, что хотел сказать автор? Всем ли понятно, о чем идет речь языком живописи?

  • Название. Пылающий жираф. Главный герой-?

  • Если он главный, почему он на заднем фоне? Почему меньше всех?

  • Почему жираф, а не олень или лошадь? (у Гумилева есть Жираф)

  • Кто из животных похож на жирафа? Какая у него отличительная черта? Шея.

  • Есть ли еще животные, похожие на жирафа, с такой шеей?

Символом чего может быть это непохожее ни на кого животное: индивидуальность, оригинальность, неповторимость, яркость.

  • Почему он пылает?

Огонь, горение, горит тот, кто воодушевлен и тот, кто сгорает, погибает в огне или своем горении. Символ смерти или символ служения высокой цели. Вспомним пылающее сердце Данко

  • Передний план. Фигура без лица. С подпорками. Где вы видели такие ящички? Шкаф, контора, бюро. Они открыты - там пусто. Никаких скелетов в шкафу. Ничего за душой нет. И еще одна такая же фигура. Такая же серая и безликая.

Серость жизни, серая масса уничтожает индивидуальность. Все яркое, прекрасное и духовно богатое сгорает под натиском серого большинства.


Какие бы чувства не вызывала у нас эта картина, она уже сделала большое дело: это реакция на смерть друга детства, испанского поэта Гарсиа Лорки, он был замучен и убит.


Картина была написана в 1936-1937 годах перед эмиграцией в США (1940-1948). Несмотря на то, что Дали объявил себя аполитичным, эта картина является демонстрацией борьбы художника против своей страны. Также на этом полотне передается и предчувствие художником скорой войны.

О картине

На картине мы видим сумеречное состояние с темно-синим небом и нехарактерной для Сальвадора Дали низкой линией горизонта. На переднем плане мы видим фигуры двух женщин, одна из них с выдвинутыми ящиками. Фигуры нечеткие и как бы тают, что отсылает нас к более ранним работам художника. Фигуры поддерживаются своеобразными костылями и конструкциями и символизирующими подсознание.

Главный персонаж картины, собственно сам горящий жираф, помещен на дальний план. Дали называл его изображение «мужским космическим апокалиптическим монстром». Для автора горящий жираф являлся символом предчувствия войны.

Эта работа, исключительно мощная, выполнена в необычной для Дали эскизной манере. Синие тона усиливаются сиянием красных и жёлтых. Поза женской фигуры на первом плане восходит к персонажу, изображённому на рисунке Дали Воображаемый костюм для «бала сновидений»: руки представляют собой пылкие желания авиаторов, опубликованном в марте 1935 года в журнале «The American Weekly».


Постоянство памяти

Картина Сальвадор Дали Часы «Постоянство памяти» указывает на относительность времени. Время текуче, приспосабливается к памяти, которая более стабильна. Часы стекают как расплавленный сыр со стола, ветки дерева, спящего бесформенного профиля, который не раз появляется на картинах Дали.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.


Осенний каннибализм

Картина посвящена гражданской войне в Испании. Два «иберийских существа», необычных, слившихся в странном единстве, расположились на фоне каменистого пейзажа. Более чем своеобразное соитие существ с деформированными головами сонно и деловито; тонкие изысканные пальцы их помогают им же поедать друг друга. Уютный уголок с чистым белым домиком на заднем плане картины и правильными ухоженными деревьями – это пейзаж Испании. Множество мелких деталей, будничных, и даже обыденных, обостряет ощущение реальности происходящего.


Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения

Сальвадор Дали так писал о своей картине:

Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Гала. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.


5. Рефлексия:

  1. Обучающиеся формулируют ответ на поставленный проблемный вопрос в начале урока.

  2. Составляют логическую цепочку из 4-5 слов, в которую входят слова:

Современность – …–…–…красота

  1. Продумывают концепцию выставки художников-модернистов.