Этапы урока | Деятельность | Средства (стр. учебника, № задания) | Результат |
учителя | ученика |
предметный | УУД |
I. Организационный этап. | Психологический настрой на работу. | | | | Регулятивные: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. |
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. | Словарный диктант | Беседа, ботинки, впереди, горох, горячий, календарь, когда, костер, конечно, костюм, лагерь, магазин, овес, огород, огромный. | | | Регулятивные: 1. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 2. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 3. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Познавательные: 1. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 2. Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Критично относиться к своему мнению 4. Понимать точку зрения другого |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Составьте пословицу, выбрав нужные слова: нашла, коса, вода,на. камень, косит. -Когда так говорят? Послушайте задания к этому предложению. Нужно выполнить: фонетический т.е. звуко-буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков. Кто выполнил разбор верно: Аня или Ваня? выполнить морфемный разбор (т. е. разобрать слово по составу) слова с непроверяемой безударной гласной в корне. ( камень). Выполнить синтаксический разбор предложения. (работа у доски). Выполнить морфологический разбор слова камень.(проблемный вопрос). Какое из заданий вам показалось незнакомым? Что значит выполнить морфологический разбор? Как можно сказать по-другому? Прочитайте как называет морфологический разбор профессор Самоваров? Я уверена, что вы сможете его выполнить. Почему? | Нашла коса на камень. « Шаги к умению» 1.шаг. – назовите часть речи. 2 шаг. – Укажите начальную форму. Что такое начальная форма? Поставьте в начальную форму имена существительные: об осени, на крыльце, за хлебом, у дома, на крыше. 3 шаг. Определи признаки имени существительного. Признаки бываю постоянные (неизменяемые) и непостоянные (неизменяемые): выберите постоянные признаки. Собственные или нарицательные. Какие слова называем собственными? Нарицательными? Запишите ответы викторины: -страна, где по совету К.Чуковского опасно гулять? -Что твердил доктор Айболит, спеша в Африку к больным зверям? -какая сказочная героиня занималась неквалифицированным трудом: перебирала крупу, чистила печь и убиралась в доме? - Фамилия поэта, который написал стих «Черемуха душистая»? - Спутник Земли - Самая большая река России. В каком случае одинаковые по звучанию слова будут собственными. В каком – нарицательными? Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Поля рано вышла в поле. Одушевленные или неодушевленные. Как превратить неодушевленные существительные белки. Козлы – в одушевленные? Какое из существительных полька, чешка, голландка, француженка может быть только одушевленным? Род имен существительных. Какого рода могут быть имена существительные? Определите род имен существительных: кофе (с.р), повидло (с.р.), вермишель (ж.р), какао (с.р.), пюре (с.р.) картофель (с.р.). Представьте себе, что вы в кафе( кстати слово тоже среднего рода французского происхождения) делаете заказ, используя данные слова в сочетании с именами прилагательными в нужном роде. | | | Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. |
IV. Актуализация знаний *с целью подготовки к контрольному уроку *с целью подготовки к изучению новой темы | У наших героев Ани и Вани возник вопрос в определении рода. Помогите их рассудить. Папины и мамины часы. Ваня выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять существительных женского рода. Взгляд его случайно падает на ручные часы, лежащие на комоде. И он спрашивает Аню: -Аня. Часы по-твоему какого рода? -Какие часы? – спрашивает Аня -Папины часы, - отвечает Ваня. Аня, не задумываясь решает: «Если папины часы, значит мужского рода, а если мамины – то женского» Правильно ли она рассуждает? Какого рода часы? ( Род определяем только у существительных единственного числа. Если существительное множественного числа. Ставим его в форму единственного числа, если это невозможно- род не определяем). Непостоянные признаки. Число. Продолжите мою фразу: Когда существительное обозначает один предмет, оно употреблено в……, Когда несколько предметов -……… Докажите, что число имен существительных – это признак непостоянный. Измените число: ученик -….., ребенок - ….., человек - ….. Золото-…., кислород….., железо -…… Среди существительных есть, не секрет. Такие, что чисел менять не хотят. И даже один называя предмет, В числе, будто много предметов, стоят. Вспомнить вы их попытайтесь слов пять. И постарайтесь их мне назвать. ( очки, духи, чернила, ворота, каникулы, шахматы, ножницы). Падеж. Сколько падежей в русском языке? Если падеж категория изменяемая. Измените по падежам слово школа ( по цепочке). Как правильно сказать?. Запишите ответ и определите падежи имен существительных: У рыбов нет зубов. У рыб нет зуб. У рыбей нет зубей. Или как-то еще? Шаг. Чем является в предложении?. | | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя. Познавательные: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | Вот теперь мы можем разобрать слово камень. | (выполняют разбор совместно с учителем. Образец записи – на доске.) | Нестандартные задания, задания повышенной сложности, дифференцированно | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Познавательные: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
VI. Обобщение и систематизация знаний | Повторить разбор имени сущ. | | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. Познавательные: 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 2. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные: 1. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Работа по книге | С.48-49 упр.1-2 | | | Регулятивные: 1. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 2. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Познавательные: 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | С.51, упр.5 | | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового узнали? - Какое задание было самым трудным? - Самыми интересным? - У кого другое мнение? – У кого бы из одноклассников хотели попросить помощь?
| | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. |