СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Состав слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему "Состав слова". Урок-закрепление.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Состав слова".»

Тема урока: «Состав слова. Закрепление».

Тип урока: совершенствование знаний.

Цели урока:

  • Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.

  • Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.

  • Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

  • Развивать речь учащихся, мышление, внимание.

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Задачи:

  • содействовать формированию умения разбирать слова по составу;

  • развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;

  • развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.



Формируемые УУД:

Познавательные :

  •  раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;

Регулятивные :

  • выполнять учебное задание, используя правило;

  • выполнять взаимопроверку при работе в паре.

Коммуникативные:

  •  адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;

  • классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;

  • выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;

  • образовывать и писать однокоренные слова;

  •  разбирать слова по составу;

  • подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;


Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, по группам, по вариантам.

Оборудование:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса.

  • Таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные карточки с уровневыми заданиями.


ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, сказка по теме «Состав слова».
















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

1.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-Садитесь.

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. (17 мая, классная работа). Выделите все орфограммы.

-Приветствуют учителя, садятся на свои места.



-Записывают в тетрадях число, классная работа. Выделяют все орфограммы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность.

2.Целеполагание.

- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Я пишу на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.)

-Сравните и скажите, что в них имеется общего?

-Что можно сказать о значении данных слов?

-Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Образованные нами слова называются родственными.

-Как по-другому можно назвать такие слова?


Назовите одним словом сочетание:

Небольшая, мелкая рыба

Рыбная ловля

Человек, занимающийся рыбной ловлей

Ловить рыбу


-Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбья, …





- В этих словах есть общая часть рыб.

- Данные слова сходны по значению.








-Однокоренные




-рыбка, рыбешка

-рыбалка

-рыбак


-рыбачить

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов.

- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Цели:

1. вспомнить, … … ОС;

2. уточнить … ОС;

3. учиться …ОС ….


-Тема урока «Состав слова.»




-Цели урока:

что такое однокоренные слова; признаки однокоренных слов; учиться распознавать однокоренные слова в тексте.

Общеучебные: знаково-символические –моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий перед его выполнением.

4. Повторение изученного. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

















Каллиграфическая минутка


Грамматическая разминка

- Что такое основа слова?

- Какие части слова входят в основу?

- Что называется окончанием слова?



- Что такое корень слова?

- Как найти в слове корень?






- Какие слова называются однокоренными или родственными?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Что называется приставкой, суффиксом?

- Что нужно сделать чтобы изменить форму слова?



- Спишите с доски данные слова.

Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.

Задание:

- Выделите корень в записанных словах.

- Подберите однокоренные слова.

-Назовите признаки однокоренных слов.

-Это часть слова без окончания.

-Приставка, корень, суффикс.

-Это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

-Общая часть родственных слов.

- Чтобы найти корень в составе слова, подберите к нему родственные (однокоренные) слова и выделите в них общую часть. Общая морфема у этих слов и является корнем.

- Слова с одним и тем же корнем


-Приставка, суффикс


-Часть основы перед корнем

Часть основы после корня

- Первый способ: с помощью слов Есть, Нет.

Второй способ: с помощью слов Он, Они.

-Списывают слова с доски.




-Чист, лет, изб, степ, пис.




-Общий корень, близки по значению.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

5.Работа по теме урока.




Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.































Физминутка
















Самостоятельная работа

(по вариантам)


-Откройте учебник на странице 131, посмотрите на упражнение 283. Прочитайте задание.

-Выполняем задание, слова записываем в тетрадь.

Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ):

сторожка «корень + окончание»

сварила «приставка + корень + окончание»

яблоко «корень + суффикс + окончание»

посади «приставка + корень + суффикс + окончание»


-Подбери и напиши слова к схемам.

͡ □ («корень + окончание»)

¬ ͡ □ («приставка + корень + окончание»)

͡ ^□ («корень + суффикс + окончание»)

¬ ͡ ^□ («приставка + корень + суффикс + окончание»)


Послушайте историю.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.

-Кто оказался чужаком? Почему?

-Назовите однокоренные слова к слову водитель.


-В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

Лес – лесник

Река – по реке

Стена – стенами

Кот – котик

Поле - полюшко

Гриб – грибной


-Молодцы! Вы справились с эти заданием. А сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. Ваша задача разобрать слова по составу. Затем вы обменяетесь тетрадями с соседом по парте, проверите это работу и поставите оценки.

1вариант. 2 вариант.

избушка тетрадка

ромашка пирожки

близкое зеркало

корзина списал

зимний грустное

улетел низкая


-Читают задание, работают над упражнением.






сторожка «корень + окончание»

сварила «приставка + корень + окончание»

яблоко «корень + суффикс + окончание»

посади «приставка + корень + суффикс + окончание»


-Выполняют задание.





















-Водитель

-Водить, водит, водители…









-5 пар родственных слов



-Хлопают

-Топают

-Хлопают

-Хлопают

-Хлопают

-Хлопают


-Самостоятельно работают над заданием, совершают взаимопроверку, оценивают работу своего соседа по парте.

Личностные: - уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме. Познавательные: - уметь определять время глагола. Коммуникативные: - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Регулятивные: - контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном.























Коммуникативные: - слушать, понимать и выполнять задания учителя.

6. Домашнее задание

-Хорошо, ребята! Наш урок подходит к концу, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. (стр.131, упр. 282)

-Давайте прочитаем задание.

-У кого-нибудь есть вопросы, по домашнему заданию?

-Записывают домашнее задание в дневники.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

7.Рефлексия.

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Назовите признаки однокоренных слов.

-  Что у вас получалось сегодня лучше всего?

-В чём испытали затруднения?

-За что, вы бы могли похвалить себя или своих одноклассников?

-Спасибо за урок, вы свободны.


-Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.