1.Орг.момент | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Садитесь. -Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. (17 мая, классная работа). Выделите все орфограммы. | -Приветствуют учителя, садятся на свои места. -Записывают в тетрадях число, классная работа. Выделяют все орфограммы. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. |
2.Целеполагание. | - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Я пишу на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.) -Сравните и скажите, что в них имеется общего? -Что можно сказать о значении данных слов? -Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Образованные нами слова называются родственными. -Как по-другому можно назвать такие слова? Назовите одним словом сочетание: Небольшая, мелкая рыба Рыбная ловля Человек, занимающийся рыбной ловлей Ловить рыбу | -Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбья, … - В этих словах есть общая часть рыб. - Данные слова сходны по значению. -Однокоренные -рыбка, рыбешка -рыбалка -рыбак -рыбачить | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
3. Формулирование учащимися темы и целей урока. | - Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. - Используя опорную запись, сформулируйте цели урока. Цели: 1. вспомнить, … … ОС; 2. уточнить … ОС; 3. учиться …ОС …. | -Тема урока «Состав слова.» -Цели урока: что такое однокоренные слова; признаки однокоренных слов; учиться распознавать однокоренные слова в тексте. | Общеучебные: знаково-символические –моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий перед его выполнением. |
4. Повторение изученного. Актуализация знаний. Фронтальный опрос Каллиграфическая минутка Грамматическая разминка | - Что такое основа слова? - Какие части слова входят в основу? - Что называется окончанием слова? - Что такое корень слова? - Как найти в слове корень? - Какие слова называются однокоренными или родственными? - Какие части слова служат для образования новых слов? - Что называется приставкой, суффиксом? - Что нужно сделать чтобы изменить форму слова? - Спишите с доски данные слова. Чистая, прилетели, избушка, степной, написать. Задание: - Выделите корень в записанных словах. - Подберите однокоренные слова. -Назовите признаки однокоренных слов. | -Это часть слова без окончания. -Приставка, корень, суффикс. -Это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. -Общая часть родственных слов. - Чтобы найти корень в составе слова, подберите к нему родственные (однокоренные) слова и выделите в них общую часть. Общая морфема у этих слов и является корнем. - Слова с одним и тем же корнем -Приставка, суффикс -Часть основы перед корнем Часть основы после корня - Первый способ: с помощью слов Есть, Нет. Второй способ: с помощью слов Он, Они. -Списывают слова с доски. -Чист, лет, изб, степ, пис. -Общий корень, близки по значению. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
5.Работа по теме урока. Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам. Физминутка Самостоятельная работа (по вариантам) | -Откройте учебник на странице 131, посмотрите на упражнение 283. Прочитайте задание. -Выполняем задание, слова записываем в тетрадь. Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ): сторожка «корень + окончание» сварила «приставка + корень + окончание» яблоко «корень + суффикс + окончание» посади «приставка + корень + суффикс + окончание» -Подбери и напиши слова к схемам. ͡ □ («корень + окончание») ¬ ͡ □ («приставка + корень + окончание») ͡ ^□ («корень + суффикс + окончание») ¬ ͡ ^□ («приставка + корень + суффикс + окончание») Послушайте историю. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью. -Кто оказался чужаком? Почему? -Назовите однокоренные слова к слову водитель. -В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо. Лес – лесник Река – по реке Стена – стенами Кот – котик Поле - полюшко Гриб – грибной -Молодцы! Вы справились с эти заданием. А сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. Ваша задача разобрать слова по составу. Затем вы обменяетесь тетрадями с соседом по парте, проверите это работу и поставите оценки. 1вариант. 2 вариант. избушка тетрадка ромашка пирожки близкое зеркало корзина списал зимний грустное улетел низкая | -Читают задание, работают над упражнением.  сторожка «корень + окончание»  сварила «приставка + корень + окончание» яблоко «корень + суффикс + окончание» посади «приставка + корень + суффикс + окончание» -Выполняют задание. -Водитель -Водить, водит, водители… -5 пар родственных слов -Хлопают -Топают -Хлопают -Хлопают -Хлопают -Хлопают -Самостоятельно работают над заданием, совершают взаимопроверку, оценивают работу своего соседа по парте. | Личностные: - уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме. Познавательные: - уметь определять время глагола. Коммуникативные: - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Регулятивные: - контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном. Коммуникативные: - слушать, понимать и выполнять задания учителя. |
6. Домашнее задание | -Хорошо, ребята! Наш урок подходит к концу, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. (стр.131, упр. 282) -Давайте прочитаем задание. -У кого-нибудь есть вопросы, по домашнему заданию? | -Записывают домашнее задание в дневники. | Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
7.Рефлексия. | -Чем мы занимались сегодня на уроке? -Назовите признаки однокоренных слов. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? -В чём испытали затруднения? -За что, вы бы могли похвалить себя или своих одноклассников? -Спасибо за урок, вы свободны. | -Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |