Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/morya-ozera-i-reki-rossii-4-klass http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Звучит в записи припев «Песни о России»: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней… – Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта | слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос, индивидуальные карточки | – Покажите на карте известные вам равнины России. – Покажите на карте горы нашей страны. Предлагает задания по индивидуальным карточкам  | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания на карточках | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, выполненные задания на карточках |
III. Изучение нового материала | Работа с физической картой России. Работа по учебнику (с. 74) | – Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны. – Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте. – Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана. – Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся. – Что вы можете сказать о Черном море? – О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде? – Сколько же морей омывают российские берега? – А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? – В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. Но на самом деле это озеро. – Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны. – Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. – Назовите самые крупные реки нашей страны. Предлагает прочитать статью о реках России | Показывают на карте. Отвечают на вопросы учителя. Показывают на карте моря, океаны, озера, реки. Читают текст в учебнике (с. 74) | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
IV. Практическая деятельность | Работа с физической картой России по этапам. Игра «Географическое лото». Работа с учебником (с. 72–77). Работа в тетради. Задания из электронного приложения к учебнику | – Найдите на карте: 1) реки Восточно-Европейской равнины. 2) реки Западно-Сибирской равнины. 3) реки Среднесибирского плоскогорья. – Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины. – Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте. – Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море. – Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья. – Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему? Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «географическое лото» . – Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку. № 2. Отметить на карте реки: Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена.) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Отвечают на вопросы. показывают на физической карте реки. Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает. Читают, выполняют задания. Выполняют задания | Фронтальная, групповая, индивидуальная. Коллективная. индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Устные ответы, выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся | – Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали? – Какие сведения показались наиболее интересными? – Какую роль играют водные просторы в жизни человека? Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море мечтаем, О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли. И ночью, и днём В просторе морском Стальные идут корабли… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: осуществляют оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75 | Слушают, зада-ют уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | |