2 | Чистописание. | Работать над каллиграфией | Индивидуальный труд | Предлагает записать дату и место работы Задание на доске: АабАавАаг ... - Определите закономерность и продолжите ряд. | Записывают дату и место работы. Определяют закономерность написания сочетаний букв, записывают их, соблюдая нормы каллиграфии Самопроверка и самооценка выполнения задания | Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений | Правильное написание. Соблюдены нормы каллиграфии – 2б., не всё получилось – 1б. Определили верно закономерность – 1б. (всего 3 б.) |
3 | Постановка учебной задачи | Формулировать учебную проблему в виде темы урока | Фронтальная | Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.) Объясните смысл пословицы: Дерево живёт корнями, а человек друзьями. – А как вы думаете, с каким корнем мы будем работать на уроке русского языка? Слово «корень»- многозначное. Согласно толковому словарю оно имеет несколько значений. «Корень» - это подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; начало, источник чего-либо. Так же как и у кустов, корень слова есть у слов. Что же такое корень слова? | Называют разные значения слова корень (корень дерева, корень зуба, корень слова…). Делают вывод, что слово многозначное. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных), умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Ответы на вопросы 1 б. за правильный ответ и/или версию |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий. Совместное открытие знаний | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Фронтальная
Индивидуальная (индивидуальный труд)
| Проблемная ситуация 1. Работа с отрывком из сказки Послушайте сказку: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. (слайд презентации) Ребята, как вы думаете, хлеб, хлебный, хлебец ~родственные или нет? Докажите. Корень слова – это самая главная часть в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Обратите внимание, каким знаком выделяется корень.
(слайд презентации) 2.Назовите одним словом каждое высказывание и запишите эти слова: 1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре; варенье 2) мастер по приготовлению пищи; повар 3) большая ложка для разливания жидкой пищи; поварёшка 4) маленький варёный пирожок вареник Что объединяет эти слова? Как их назвать одним словом? Выделите корень в словах. Запишите слова в тетрадь. 3.. Какое слово «лишнее»? Лес, лесной, лестница, лесник. Гора, гореть, горный, пригорок. Тепло, теплица, тёплый, жаркий. Спишите только однокоренные слова, выделите корень. Почему не все слова являются однокоренные?
– Почему слова каждой группы можно назвать родственными?
4.Прочитайте и разделите слова на группы. Заяц, зайчата, зайчихи, зайцы, зайца. Понаблюдайте, как образовываются однокоренные слова (слова 1 группы) – Общая часть и в первой, и во второй группе одинаковая. Значит, мы неправильно предположили, что эти слова однокоренные? Сформулируйте определение, какие слова называются однокоренными. | Дети определяют правильно, что эти слова являются родственными
Записывают слова в тетрадь В этих словах общая часть корень ~хлеб. Эти слова близки по смыслу. Делаем вывод: слова хлеб, хлебный, хлебец – однокоренные. ~ Слова имеют общее значение Самостоятельно выделяют общую часть. Самопроверка и самооценка выполнения задания
Дети формулируют два условия, при которых слова являются родственными или однокоренными: общая часть (корень) и общее значение)
Формулируют определение. Выписывают однокоренные слова, обращают внимание на слова заяц, зайца и зайцы - это форма одного того же слова (изменение окончания) | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка Личностные: Личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание Регулятивные: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка Предметные: усвоение (выведение) учащимися новых понятий: корень слова, родственные (однокоренные) слова. Распознают однокоренные слова, выделять их общую часть – корень. | Ответы на вопросы По 1 баллу выступающим По 1 баллу отвечающим Запись в тетради
Самооценка: Max. 4 балла за правильные ответы задания 2.
Правильно выделили корень во всех словах – 2 балла, были ошибки – 1 б.
Самооценка: Max. 3 балла за правильные ответы задания 3.
2 балла |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Фронтальная Индивидуальная (индивидуальный труд), Групповая: простая кооперация, сложная кооперация | 6. Распределите слова по группам. Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник. Выделите в словах каждой группы общую часть. Простая кооперация: (в группе из 4 человек) обсудить слова с корнем гриб, лес, гора, сад. Сложная кооперация – выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок.
7. Напишите группы слов, устранив в каждом ряду лишнее слово. нос, носильщик, носик, носатый; час, часок, часть, часовщик; гусь, гусята, гусеница, гусыня: 4) печурка, печатать, печка, печник Демонстрирует слайды презентации Простая кооперация: Объединившись в группы, обсудите какие слова лишние: 1 группа -1 ряд слов; 2 группа – 2 ряд слов; 3 группа – 3 ряд, 4 группа -4 ряд. Сложная кооперация – выступление групп. | Записывают слова по группам (индивидуальный труд) Выделяют корень Обсуждение в группах. Выступление групп. Взаимопроверка и самооценка выполнения задания Записываютслова (индивидуальный труд)
Обсуждение в группах
Выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок. Взаимопроверка и самооценка выполнения задания | Предметные: записывают однокоренные слова, выделять их общую часть – корень. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Регулятивные: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка | 1б. – за каждую группу слов, если нет пропущенных слов. 1б. – в каждой группе верно обозначена общая часть – корень. (всего 8 б.) Выступающим от группы – 1б., 1б. – за каждое правильно исключенное слово. (всего 4 б.)
Выступающим от группы – 1б. |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фиксировать новое содержание урока, дать анализ и оценку успешности достижения цели | Фронтальная Индивидуальная | Чтобы подвести итог урока, составьте определения основных понятий урока. 3 понятия: корень, однокоренные слова, родственные слова. Подсчитайте количество полученных баллов, соотнесите с оценкой, которую заявляли в начале урока. На полях в тетради нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению (рады ли вы оценке). Выставление отметок. | Формулируют понятия. Подсчитывают количество полученных баллов. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: определение познавательной цели, оценка и самооценка | |