Организационый | 1 -3мин | -Здравствуйте, ребята. Сегодня, идя на урок, я встретила необычных гостей. Кто это? Из какого произведения эти герои? ( Ворона, воробей, )( фрагмент мультипликационного фильма 1) - Кто из героев вызывает у большую симпатию? Ворона или воробей? _- Растрёпанный воробьишка посылает вам записку( она лежит у каждого в тетради) Дорогой, учиник! Сегодня твои таварищи и ты будете принимать участие в исследовательской деятельности. -Вы согласны?. А исследователи должны быть внимательны ,обязательно!!!! Запись даты исследования: дата проведения урока - где мы будем работать? - вид работы -Записать слова верно Ученик, товарищ. Беседа: -Как звали воробья? -Сколько суток он провёл у Маши? - А если главный герой оказался мальчиком, как его стали бы звать( Павел) - Какое словарное слово оно нам помогает запомнить ? ( Костя в костюме, а Павел в пальто) Минутка чистописания П Пашка Павел пальто - прочтите слова М.В. Ломоносова | Проверять свое рабочее место Приветствовать учителя Формирование исследовательских умений: внимательности, анализа и синтеза, полученного материала | К: настрой на урок |
Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы Словесный: формулирование темы и цели урока Словесный: беседа Словесный: слово учителя Словесный: ответы на вопросы | 5-8 мин | - Посмотрите на доску. Что вы заметили? (неверно поставлены вопросы, Машенька, просит восстановить записи, в конце тетради карточка- восстанови записи) читает 1 ученик ( карточка 1) переверните( работа в парах) И. п. кто? что? Р. п. кому? чему? Д. п. кого? что? В. п. кого? чего? Т. п. кем? чем? - Давайте наведём порядок. Что вы заметили, (что 1 падежа нет.) Какого? (Пр.п) - Какова тема нашего урока? (Предложный падеж) - Какая будет цель урока? (Узнать подробнее о предложном падеже) - Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Маршрут движения. ( восстанови запись) 1. Название падежа. 2. Вспомогательное слово. 3. Вопросы падежа. 4. Предлоги падежа. 5. Член предложения МАША, главная героиня посылает вам карточку- .помощницу, загляните под парту… она будет помогать нам двигаться по маршруту. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа. - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется…… - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами) ХИТРАЯ ВОРОНА. Посылает испытание ( составь пословицу и восстанови записи) - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог) С какими предлогами употребляются слова, стоящие, в предложном падеже? Работаем по карточке. 1 пословицу составляем и записываем ( слова пословицы разрезаны и помещены вконверт) Собираем: При солнышке тепло, при матери добро. ( Указываем падеж и вписываем предлоги, при этом первый предлог «О» уже вписан) Переверните карточки, прочитайте пословицы и определите падеж, выделенных слов) В словах ретив, а в делах ленив. На языке медок, а на сердце ледок. Об отце и о матери говори с почтением. Обучающиеся читают пословицы, объясняют смысл пословиц. Записывают в тетради. - Какая пословица учит трепетному отношению к родителям? ( необходимо акцентировать внимание употреблению предлогов О иОб) | Выполнять задание Отвечать на вопросы Формулировтаь тему и цель урока Участвовать в беседе Слушать учителя , товарищей, анализировать ответы. Высказывать собственное мнение | П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия К.: аргументация своего мнения ; учет разных мнений П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств К.: аргументация своего мнения ; учет разных мнений Л.: смыслообразование |
Решение частных задач Практический: работа с учебником Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение письменного упражнения Практический: чтение стихотворения слайд Праткический: задание в рабочей тетради Словесный: беседа Словесный: ответы на вопросы Практический: проверка Практический: чтение отрывков Практический: работа по учебнику Практический: самостоятельная работа в парах Словесный: ответы на вопросы Практический: работа в парах Словесный: ответы на вопросы | 25 мин | - Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. Проверьте, всё ли мы выполнили верно? - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение, обстоятельство) - Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами) - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(И.п.) А какой только с предлогами? (П.п.) Работа по учебнику, стр. 54. Проверяем знания о П.п., полученные в результате исследования - С какими предлогами употреблены? - А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.87 Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, рассказал о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку. Выпишите словосочетания, с именами существительными в П.п Выполните аналогичное задание учебник стр. 54 ---Вполним упр.98 из учебника. -Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.) Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова) - какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.) - Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?) - Данил, какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище) - Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище) - Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно. - Давайте проверим -. Арина, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так? - Выполните упр 87. - Проверьте маршрутный лист, какая графа не заполнена???( 5 ) Её нам предстоит заполнить, выполнив следующее задание. - Запишите предложение. ( комментированное письмо, разбор предложения) Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался. - Печт. Тетрадь –слайд, упр. 87 Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке. На себе её везёт, По соломинке ползёт. ( Укажи падежи имён существительных и определи член предложения) - Вспомните, на что сначала указывал П.п.( на место), - следовательно, каким членом предложения он может быть?( второстепенным: обстоятельство, призывал заботиться о ком либо- дополнение) - Работа с маршрутными листами( записываем: дополнение, обстоятельство) - Сегодня на урок к нам пришёл ещё один гость, вы его узнаете, исследовав торцевую сторону вашей парты. _- Кто это? ( листопадничек) Фильм2 - Кого Пашка позвал на помощь? ( друзей) - Зачем? - Поработайте в парах. Оцените работы. Проверка – слайд Гости( дети меняются тетрадями) - Встаньте, те ребята, кто считает, что его сосед сегодня особенно старался. | Читать правило Отвечать на вопросы Выполнять упражнение Записывать вопросы Читать задание Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Выполнять упражнение Читать отрывки Разбирать устаревшие слова Списывать отрывок в тетрадь Отвечать на вопросы Работать в парах Составлять и записывать предложения | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. П.: выполнение действий по алгоритму П.: осознанное построение речевого высказывания; П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств П.: осознанное построение речевого высказывания; К.: аргументация своего мнения ; учет разных мнений Л.: смыслообразование К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. |
Итог урока. Рефлексия. | 3 мин | - Какие учебные задачи стояли на уроке? - Можете ответить на поставленные вопросы? - Оцените свои успехи в оценочных листах. Оценочный лист: Мне понравилось работать на уроке. Мне было трудно. У меня остались пробелы в знаниях( на полях закрасьте круги, если вам было всё понятно, половину …., пустой если осталось много вопросов) - Возьмите солнышко и прикрепите его, если закрашен весь круг к фото - Пашки, половину к фото - мамы) - Ребята, наши герои приготовили вам ещё одно исследование и помогут Вам Вернитесь к началу урока, назовите слова, которые вы записали ученик, товарищ. Кто прикрепил свои солнышки, вам необходимо составить рассказ …товарище или … ученике класса(вставь предлоги верно), а остальные ребята упр. 100. -А теперь загляните в свои портфели, что вы заметили ( орех, завёрнутый в фольгу) - Как вы думаете, кто мог его туда положить ? | Подводить итоги урока. Записывать д/з | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. |