СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: " Предложный падеж имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет провести урок русского языка в 3 классе. Электронное приложение будет размещено здесь.  Папка содержит раздаточный материал, что даст возможность бысто подготовиться к уроку.  Урок даёт возможность формировать орфографические навыки, развать  интерес к урокам литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: " Предложный падеж имени существительного"»

Класс: 3

Тема урока: «Предложный падеж имени существительного»

Цели урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении)

Планируемые результаты:

  • Предметные:

  1. Понимать для чего служит предложный падеж.

  2. Уметь находить слова ,стоящие в предложном падеже ( по его признакам) .

  3. Знать признаки предложного падежа.

  4. Проверка знаний, изученных литературных произведений.

  • Личностные:

  1. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

  2. Интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство уважения к старшим.




Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемно-поисковый.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Педагогические технологии:

1личностно-ориентированное обучение;

2объяснительно-иллюстративного обучения;

3педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

4ИКТ-технология.



Тип урока: открытие новых знаний



Оборудование: учебник Русский язык; 3 класс; Канакина В,П., Горецкий В.Г., Ч 2, стр. 54 – 55, рабочие тетради.

Заметка: Работая по данной программе, систематически выполняем полный разбор предложения.

( У обучающихся, со второго класса на столах присутствуют карточки - помощницы)















Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационый

1 -3мин

-Здравствуйте, ребята. Сегодня, идя на урок, я встретила необычных гостей. Кто это? Из какого произведения эти герои?

( Ворона, воробей, )( фрагмент мультипликационного фильма 1)

- Кто из героев вызывает у большую симпатию? Ворона или воробей?

_- Растрёпанный воробьишка посылает вам записку( она лежит у каждого в тетради)

Дорогой, учиник!

Сегодня твои таварищи и ты будете принимать участие в исследовательской деятельности.

-Вы согласны?. А исследователи должны быть внимательны ,обязательно!!!!


Запись даты исследования: дата проведения урока

- где мы будем работать?

- вид работы

-Записать слова верно

Ученик, товарищ.

Беседа: -Как звали воробья?

-Сколько суток он провёл у Маши?

- А если главный герой оказался мальчиком, как его стали бы звать( Павел)

- Какое словарное слово оно нам помогает запомнить ? ( Костя в костюме, а Павел в пальто)

Минутка чистописания

П Пашка Павел пальто

- прочтите слова М.В. Ломоносова

Проверять свое рабочее место

Приветствовать учителя






Формирование исследовательских умений: внимательности, анализа и синтеза, полученного материала

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности



Словесная: беседа





2 мин

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

-Какая награда нас ждёт?

Слушать учителя





Отвечать на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Актуализация знаний





Словесный: ответы на вопросы





Словесный: формулирование темы и цели урока





Словесный: беседа








Словесный: слово учителя










Словесный: ответы на вопросы

5-8 мин

- Посмотрите на доску. Что вы заметили? (неверно поставлены вопросы, Машенька, просит восстановить записи, в конце тетради карточка- восстанови записи) читает 1 ученик ( карточка 1) переверните( работа в парах)

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Что вы заметили, (что 1 падежа нет.) Какого? (Пр.п)

- Какова тема нашего урока? (Предложный падеж)

- Какая будет цель урока? (Узнать подробнее о предложном падеже)

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Маршрут движения. ( восстанови запись)

1. Название падежа.

2. Вспомогательное слово.

3. Вопросы падежа.

4. Предлоги падежа.

5. Член предложения

МАША, главная героиня посылает вам карточку- .помощницу, загляните под парту… она будет помогать нам двигаться по маршруту.

- Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется……

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)

ХИТРАЯ ВОРОНА. Посылает испытание ( составь пословицу и восстанови записи)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог)

С какими предлогами употребляются слова, стоящие, в предложном падеже?


Работаем по карточке. 1 пословицу составляем и записываем ( слова пословицы разрезаны и помещены вконверт)

Собираем: При солнышке тепло, при матери добро. ( Указываем падеж и вписываем предлоги, при этом первый предлог «О» уже вписан)

Переверните карточки, прочитайте пословицы и определите падеж, выделенных слов)

В словах ретив, а в делах ленив. На языке медок, а на сердце ледок. Об отце и о матери говори с почтением.

Обучающиеся читают пословицы, объясняют смысл пословиц. Записывают в тетради.

- Какая пословица учит трепетному отношению к родителям? ( необходимо акцентировать внимание употреблению предлогов О иОб)


Выполнять задание





Отвечать на вопросы




Формулировтаь тему и цель урока





Участвовать в беседе







Слушать учителя , товарищей, анализировать ответы.












Высказывать собственное мнение


П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия













К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений








П.: построение

логической цепи рассуждений, доказательств








К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений



Л.: смыслообразование

Решение частных задач



Практический: работа с учебником





Словесный: ответы на вопросы





Практический: выполнение письменного упражнения



Практический: чтение стихотворения слайд





Праткический: задание в рабочей тетради





Словесный: беседа






Словесный: ответы на вопросы





Практический: проверка



Практический: чтение отрывков




Практический: работа по учебнику








Практический: самостоятельная работа в парах





Словесный: ответы на вопросы





Практический: работа в парах





Словесный: ответы на вопросы

25 мин

- Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. Проверьте, всё ли мы выполнили верно?

- Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение, обстоятельство)

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(И.п.) А какой только с предлогами? (П.п.)

Работа по учебнику, стр. 54. Проверяем знания о П.п., полученные в результате исследования


- С какими предлогами употреблены?

- А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.87 Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, рассказал о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

Выпишите словосочетания, с именами существительными в П.п Выполните аналогичное задание учебник стр. 54 ---Вполним упр.98 из учебника.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)


Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

- какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.)

- Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

- Данил, какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище)

- Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

- Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно.

- Давайте проверим

-. Арина, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так?


- Выполните упр 87.


- Проверьте маршрутный лист, какая графа не заполнена???( 5 )

Её нам предстоит заполнить, выполнив следующее задание.

- Запишите предложение. ( комментированное письмо, разбор предложения)

Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался.

- Печт. Тетрадь –слайд, упр. 87

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе её везёт,

По соломинке ползёт. ( Укажи падежи имён существительных и определи член предложения)

- Вспомните, на что сначала указывал П.п.( на место),

- следовательно, каким членом предложения он может быть?( второстепенным: обстоятельство, призывал заботиться о ком либо- дополнение)


- Работа с маршрутными листами( записываем: дополнение, обстоятельство)

- Сегодня на урок к нам пришёл ещё один гость, вы его узнаете, исследовав торцевую сторону вашей парты.

_- Кто это? ( листопадничек)

Фильм2

- Кого Пашка позвал на помощь?

( друзей)

- Зачем?

- Поработайте в парах. Оцените работы. Проверка – слайд

Гости( дети меняются тетрадями)

- Встаньте, те ребята, кто считает, что его сосед сегодня особенно старался.


Читать правило







Отвечать на вопросы













Выполнять упражнение






Записывать вопросы





Читать задание




Отвечать на вопросы




Отвечать на вопросы









Выполнять упражнение




Читать отрывки







Разбирать устаревшие слова





Списывать отрывок в тетрадь






Отвечать на вопросы





Работать в парах




Составлять и записывать предложения


К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.







П.: выполнение действий по алгоритму











П.: осознанное построение речевого высказывания;













П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств






П.: осознанное построение речевого высказывания;









К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений







Л.: смыслообразование







К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.





Итог урока. Рефлексия.

3 мин

- Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях( на полях закрасьте круги, если вам было всё понятно, половину …., пустой если осталось много вопросов)

- Возьмите солнышко и прикрепите его, если закрашен весь круг к фото - Пашки, половину к фото - мамы)

- Ребята, наши герои приготовили вам ещё одно исследование и помогут Вам

Вернитесь к началу урока, назовите слова, которые вы записали ученик, товарищ.

Кто прикрепил свои солнышки, вам необходимо составить рассказ …товарище или … ученике класса(вставь предлоги верно), а остальные ребята упр. 100.

-А теперь загляните в свои портфели, что вы заметили ( орех, завёрнутый в фольгу)

- Как вы думаете, кто мог его туда положить ?

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.