Составитель: Панова Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы МАОУ лицей №7 г. Томска
УМК: Русский язык 5 класс. С.И. Львова, В.В. Львов
Цель: знакомство со словосочетанием как с синтаксической единицей.
Задачи: дать понятие о словосочетании, структуре и его видах, показать отличия словосочетаний от слова и предложения;
развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах и группах, умение формулировать вопросы, систематизировать материал.
Этап урока | Время для этапа | Универсальные учебные действия (УУД) |
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1. Нестандартный вход в урок Цель этапа: акцентирование внимания учащихся. (видеофрагмент из передачи «Шишкина школа», песенка) | 10 сек | смыслообразование | | |
2. Оргмомент Цель этапа: выяснение готовности к уроку и психологического настроя учащихся на урок, подготовка учащихся к работе, создание ситуации успеха. - Приветствие учителя - Настроение на урок (дети и учитель карточками-сигналами показывают настроение на урок) ? учителя: Почему с этой песенки я начала урок? Дети отмечают главную мысль песенки: «Что? Как? Почему? только в школе я пойму!» Учитель просит открыть путевые дневники (тетради), записать в них дату, классная работа. Дежурный комментирует орфограммы в словах. | 40 сек. | поиск и выделение необходимой информации | принцип психологической комфортности умение слушать и вступать в диалог | саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
3. Разминка. Цель этапа: проверка усвоения предыдущей темы и включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель объявляет о новом путешествии и о том, что перед дальней дорогой необходимо провести разминку: А) Минутка чистописания. Б) Дежурное слово «синтаксис» (ассоциативный ряд) В) Покупка путёвки в новое путешествие (цифровой диктант) В) Проверка в парах. | 5 мин. | анализ истинности утверждений поиск и выделение необходимой информации | умение работать в паре | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
4. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации. Просмотр видеофрагмента из передачи АБВГДейка «Словосочетание» (до объявления темы) ? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? ? Какова цель? ? Какие задачи нам придётся решать на сегодняшнем уроке? | 4 мин. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока | владение монологической и диалогической формами речи планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Целеполагание |
5. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала. Учитель: Молодцы, ребята! И вот мы с вами оказались в городе Синтаксис. Перед вами карта этого города. ? Что вы видите на карте? Запишите существительные в 1-й столбик (площади, улицы, парки, скверы, дома…) ? Что вы можете сказать о том, какие они? Запишите во второй столбик полученные сочетания. ? Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о предметах? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (ребята делают вывод). А теперь проверьте правильность вашего суждения с высказыванием в рубрике «Обратите внимание!» на стр. 106. Сейчас мы поработаем в парах: Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…» Я знал (а) | Я узнал (а) | Хочу узнать | | | | На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах: 1. Что такое словосочетание? 2. Как связаны слова в словосочетании? 3. Из каких частей состоит словосочетание? 4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Дети объединяются в пары и обсуждают свои записи. Одна из пар зачитывает информацию. Затем ребята ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Учитель: Итак, прошу вас пройти на площадь Словосочетаний! Здесь вас встречают Главные и Зависимые слова. Мы видим фонтан Вопросов, озеро Окончаний и ярчайшую клумбу Предлогов. | 8 мин | поиск и выделение необходимой информации анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов синтез — составление целого из частей структурирование знаний | планирование учебного сотрудничества с учителем и соседом по парте управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий умение формулировать и аргументировать своё мнение владение монологической и диалогической формами речи | саморегуляция выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить выполнение пробного учебного действия |
6. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: фиксация преодоления затруднения. Учитель: Чтобы ближе познакомиться с жителями этого города, предлагаю прочитать информационный текст из учебника (стр. 104.) и провести маркировку данного текста. Напоминаю знаки для маркировки текста: V - это я знаю ! - это новое для меня - - думал иначе ? - есть вопросы (Индивидуальная работа с текстом и заполнение 2 и 3 столбика таблицы). А теперь познакомьтесь с теоретическим материалом из упражнения 229 (виды СЛСЧ). Предлагаю посмотреть видеофрагмент из передачи АБВГДейка «Словосочетание» - устойчивые словосочетания и записать новую для вас информацию в путевой дневник. Прочитайте, что у вас получилось. | 9 мин. | постановка и формулирование проблемы анализ, сравнение, обобщение смысловое чтение определение основной и второстепенной информации подведение под понятие моделирование умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Постановка вопросов: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром принятие решения и его реализация | предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия |
7. Физкультминутка и первичное закрепление Цель этапа: применение здоровьесберегающих технологий, смена вида деятельности и закрепление темы «Виды СЛСЧ» Игра на внимание. Условие игры: учитель читает словосочетания, а ребята выполняют действия, услышав А) именное СЛСЧ – ходьба на месте; Б) глагольное СЛСЧ – наклоны в правую и левую стороны; В) наречное СЛСЧ – рывки руками | 1 мин | | | соотнесение информации с действиями |
8. Применение нового знания в нестандартной ситуации Цель этапа: закрепление новой темы, выявление творческих способностей учащихся и определение пробелов в усвоении темы. Задачи этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания, закрепить полученный материал через творческие задания в группах. Учитель: Я предлагаю вам объединиться в творческие мини-группы (ребята объединяются в 4-ки) и выполнить «задания из конвертов»: 1. Нарисуйте главных действующих лиц сегодняшнего урока и дайте им характеристику. 2. Попробуйте найти в сочетаниях слов, составленных в начале урока, главные и зависимые слова, поставить вопросы, выделить окончания у зависимых слов, определить падеж, выяснить структуру и составить схему каждого словосочетания, определить вид СЛСЧ. 3. Придумайте грамматическую сказку: расскажите о жизни словосочетаний в городе Синтаксис, используя полученные теоретические сведения. 4. Составьте алгоритм разбора СЛСЧ. 5. Составьте кластер по изученной теме. 6. Составьте синквейн. 7. Инсценируйте стихотворение В.А. Дрягина «Словосочетание». Ребята выполняют задания в группах. | 6 мин | поиск и выделение необходимой информации умение структурировать знания составление алгоритма действий выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия высказывание и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений управление поведением партнёров в группе — контроль, коррекция, оценка действий учет разных мнений принятие решения и его реализация выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью . | составление плана и последовательности действий контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
9. Контроль знаний, обратная связь. Выступления 1-5 групп и оценка их деятельности (одноклассники оценивают работу каждой группы сигнальными карточками). | 6 мин | умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Грамотное построение устного высказывания; владение монологической и диалогической формами речи | оценка деятельности одноклассников в рамках этого этапа урока |
10. Подведение итогов. Цель этапа: обобщение полученной информации Выступление ребят 7 группы и оценка их деятельности (одноклассники оценивают работу группы сигнальными карточками). | 1 мин | | владение монологической и диалогической формами речи умение слушать и вступать в диалог | оценка деятельности одноклассников |
11. Домашнее задание (выдаётся на листочках). Комментарий учителя 1. всем: Записать опорный конспект в тетрадь «Готовимся к ГИА» 2. на выбор: 1. Упр. 232 (1,3) (базовый уровень); 2. Упр. 234 – сочинение-миниатюра (повышенный уровень); 3. Упр.232 – мини-исследование (парное или групповое) (высокий уровень). | 2 мин | решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и дополнительных источников информации; умение самостоятельно закреплять полученные на уроке знания. | оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей |
11. Рефлексия и самооценка Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов деятельности. ? Достигли ли вы поставленной перед собой цели? ? Какие задачи вам удалось решить? Закончите фразу… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Мне захотелось… Поставьте себе отметку за работу на уроке и покажите карточкой-сигналом. | 2 мин | рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности | выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью учет разных мнений | оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |