Приложение 1.
Модуль. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Цели деятельности педагога | Актуализировать знания учащихся в рамках понятия «лоскутная пластика», показать возможности художественной обработки текстиля на примере народной технологии; расширить кругозор; учить определять факторы, ограничивающие выбор; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать ответственность, аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы; совершенствовать навыки ручных и машинных работ. |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Лоскутная пластика, текстильная кукла, ограниченность выбора, требования к качеству |
Образовательные ресурсы | http://photo.qip.ru/users/gorkaos/96561373/all/?mode=xlarge http://www.livemaster.ru/item/2239737-kukly-igrushki-tilda-zajtsa-agneshka-lyuka http://www.stranamam.ru/post/3427736/ http://www.proshkolu.ru/user/Titan-i-ya/file/3505363/ http://houseofmylove.blogspot.ru/2011/01/4_19.html |
Наглядно-демонстрационный материал | Образцы лоскутного шитья, мягкая игрушка, народные куклы, образцы пооперационного изготовления куклы Счастье, мультимедийная презентация, инструкционно-технологические карты (ИТК) |
Материально-технической обеспечение | Мультимедийное оборудование. Ткань, синтепон, нитки, пряжа. Ножницы, игольниц, гобеленовая игла, швейная машина. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: будут сформированы интерес к декоративно-прикладному искусству, осознание важности соблюдения правил безопасной работы с иглой, ножницами, швейной машиной и правил санитарии и гигиены; получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни. Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы организации ручного труда; понимать информацию, представленную в различных формах устной, наглядной, в виде инструкций. Метапредметные: познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность в соответствии с темой урока; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежу- точный контроль |
|
Этап урока: Организационный момент (1-2 мин) |
Организация самоопределения учащихся к деятельности на уроке | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы |
Этап урока: Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Слайд 1. В 5 классе вы знакомились с понятием лоскутного шитья, когда из разноцветных лоскутков в виде мозаики создаётся полотно, пробовали сами шить простые блоки. Получили представления о современных направлениях лоскутного шитья. Сообщает тему урока «Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков». Подводит учащихся к цели занятия: «расширить знания о возможностях использования лоскутков ткани в творчестве» и ставит задачу: | Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Этап урока: Освоение нового материала (10 мин + 5 мин + 5 мин) |
Словесно-иллюстративный рассказ «Различие лоскутного шитья и лоскутной пластики. Существующие ограничения при выборе объекта труда». Просмотр мультимедийной презентации http://multiurok.ru/knv-ksosh/files/priezientatsiia-u-uroku-tiekhnologhii-v-6-klassie-variant-dlia-dievochiek-loskutnaia-plastika.html | Рассказывает о том, что понятие лоскутного шитья входит в более широкое понятие лоскутной пластики, к которой относится также мягкая игрушка и традиционная текстильная кукла. Объясняет, что многие (даже взрослые), увидев работу мастера, считают, что сделать это очень легко и они тоже так могут. - Вы с этим согласны? Слайд 2. Различные техники лоскутного шитья. Возможность исполнения на уроке: можно выполнить только фрагмент изделия, нужно много ткани и большое количество времени. Слайд 3. Мягкая авторская игрушка. Возможность исполнения на уроке: нужно владеть особыми технологиями, иногда специальными материалами и оборудованием, требуется большое количество времени. Слайд 4. Текстильная народная кукла. Возможность исполнения на уроке: можно использовать небольшие лоскутки ткани, технологии изготовления несложные, не нужно много времени. - Как ни странно, в XXI веке наблюдается большой интерес к народной кукле. И сейчас, во времена быстрого развития внутреннего туризма такие изделия могут служить в качестве сувениров. - В нашем районе есть культурные объекты, где можно попробовать реализовать свои изделия – какие? | Слушают учителя, беседуют с учителем. Анализируют информацию из личного опыта, на слайдах презентации. Рассматривают образцы изделий. Делятся впечатлениями. Предполагают – какие затруднения могут возникнуть в работе, если они выберут непосильный для изготовления объект. Предполагают, что народная кукла может быть очень хорошим памятным подарком или выступить в качестве сувенира. БГИАМЗ (Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник), Музей хлеба | Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, понимают ограниченность времени, осознают, что не всё умеют; прогнозируют деятельность на уроке Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду | Устные ответы |
Проблемная ситуация – сравнение объектов | - Посмотрите на образцы лоскутной пластики и определите – к какому виду они относятся: лоскутное шитьё, мягкая игрушка, текстильная народная кукла. Почему? - Чем народная кукла отличается от других изделии? (выглядит простой, похожа на девочку или женщину в народном костюме) Руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания, организует формулирование вывода. | В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод | Фронтальная | Познавательные: умеют выявлять особенности лоскутной пластики в процессе её рассмотрения; формулировать выводы. Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками. | Устные ответы |
Словесно-иллюстративный рассказ «Традиционная технология изготовления текстильной куклы и требования современности». Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает о традиционных технологиях народной куклы, о том, что её нельзя было колоть и резать, поэтому при работе шитьё не применяли, только скручивали и крепко связывали ниткой. - Но, как показывает практика, детям вашего возраста сложно изготовить куклу без шитья, так, чтобы она получилась красивой и прочной. - Поэтому мы будем применять шитьё, но в небольшом количестве операций. Показ вариантов народной куклы. Предлагает для изготовления куклу «Счастье». Организует обсуждение – чем эта кукла отличается от других? Слайд 5. | Работают с наглядным материалом, анализируют внешний вид кукол, Делятся впечатлениями. Формулируют особенность куклы Счастье (девичья гордость – толстая, длинна коса). | | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных кукол в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |
Физкультминутка (5 мин) | Проводит физкультминутку для шеи, плеч и спины. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
Этап урока: Самостоятельная работа с проверкой по эталону (13 мин + 25 мин + 5 мин) |
Повторение задачи урока Работа с ИТК http://multiurok.ru/knv-ksosh/files/instruktsionno-tiekhnologhichieskaia-karta-tiekstil-naia-kukla-schast-ie.html Организация рабочего места Повторение правил техники безопасности, санитарии и гигиены. Актуализация навыков работы с ИТК. | Изготовление народной куклы как образца лоскутной пластики. Раздаёт ИТК. Организует оценку учащимися готовности к практической работе – наличие оборудования и материалов. Проверяет организацию рабочего места. Организует безопасную работу на уроке. Слайды 6-8. Говорит о том, что если учитель постоянно будет контролировать весь процесс, то учащиеся мало чему научатся. Поэтому нам предстоит самостоятельная работа. Слайд 9.Обсуждение последовательности изготовления куклы, показ приёмов выполнения скрутки и завязывания узлов. Демонстрация пооперационного изготовления куклы. Привлечение внимания к оценке качества. | Вспоминают задачу урока Работают с ИТК. Организуют рабочее место Повторяют правила безопасной работы. Слушают учителя, задают вопросы. | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в ИТК, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке | |
|
Практическая работа | Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности | Выполняют задание. Сравнивают работу с пооперационными образцами. | Индивидуальная, парная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, рационально используют инструменты, экономно используют материалы Регулятивные: ориентируются в ИТК, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке | |
Физкультминутка для глаз (5 мин) | По мере необходимости в середине занятия проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к профилактике заболеваний органов зрения | |
Этап урока: Рефлексия деятельности (итог урока 7-10 мин + 5 мин) |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: Что включает в себя понятие «лоскутной пластики»? В чём отличие традиционной текстильной куклы от других образцов лоскутной пластики? С какими трудностями столкнулись учащиеся при выполнении работы? Смогут ли изготовить такой сувенир, который можно было реализовать? | Рассматривают итоги практической работы, оценивают их | Фронтальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке. Оценка результатов практической работы. |
Уборка рабочих мест (5 мин) | Оценивает качество уборка рабочих мест. Слайд 10. | | Индивидуальная | Регулятивные: осознают важность содержания рабочих инструментов в порядке | |
Домашнее задание. | Объясняет задание. Слайд 11. | Слушают учителя | Фронтальная | | |