СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока является готовым материалом  на тему "Вирусы". В ней подробно описаны все этапы урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление.  Описаны действия преподавателя, ученика.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"»

Технологическая карта урока по биологии

Тема: Вирусы - неклеточные формы жизни.



Предмет: биология

Группа: 377

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.

Тема: Вирусы.

Цель: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи:

  • Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни — вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики.

  • Развивающая. Развивать умения видеть проблему и находить пути ее решения, искать ответы на поставленные вопросы, формировать навыки работы с дополнительными источниками информации.

  • Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение учащихся при работе в группе, толерантное отношение к ВИЧ+



Планируемые результаты:

1. Метапредметные:

а) познавательные: уметь находить, использовать и анализировать нужную информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить высказывания, структурировать изучаемый материал;

б) коммуникативные: слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах и в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли правильно и доступно.

в) регулятивные: уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять коррекцию, самоконтроль, рефлексию и самоанализ.

2. Предметные:

сформировать понятие «вирусы», расширить знания по клеточной теории; формировать понятие «вирусные болезни», «бактериофаги», познакомить с самыми распространенными вирусными болезнями, путями заражения ВИЧ и мерами профилактики.

3. Личностные:

воспитывать и совершенствовать культуру общения с педагогом и одногруппниками; выстраивать собственное целостное мировоззрение, развивать санитарно-гигиеническое мышление; воспитывать сочувствие и участие к больным людям.

Основные понятия:

Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид, вирион.

Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика; небиологические дисциплины: история, статистика.

Ресурсы:

Литература:

  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  3. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

  4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004

  5. Рувинский А.О. Общая биология.Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. www.bio.nature.ru/

  2. http://bio.1september.ru



Технологическая карта на основе формирования УУД

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап. Мотивирование к активной деятельности

Приветствие учеников и всех присутствующих;

Постановка проблемы, мотивация к активной деятельности, ознакомление с формами работы на уроке.


Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с преподавателем и одногруппниками.

Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией.


2. Актуализация знаний обучающихся

Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы в форме эстафеты.


Постановка правильных вопросов, поиск грамотных ответов; развитие умения оценки своих сверстников и самооценки; коррекция ответов.

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.


3. Усвоение новых знаний

Активизация знаний.

Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации в формах работы в группах, просмотра презентации, заполнения конспектов.

Демонстрация прибора для измерения анализа на ВИЧ

Индивидуальная работа с заполнением конспекта по презентации «Вирусы неклеточные формы жизни» ознакомление с презентациями.

Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений, создание прзентаций; умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; в работе по проведению конференции – общие цели, задачи.

4. Первичное закрепление

Организация работы в группах для участия в викторине «Что мы знаем о ВИЧ,СПИДе?» установление осознанности восприятия и первичного обобщения. Выявление команды победителя.

Активное участие в викторине «Что мы знаем о ВИЧ,СПИДе?» высказывание собственного мнения в блиц-турнире;

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

5. Рефлексия


Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии. 1. Что нового вы узнали о вирусах?
2. Какая особенность вирусов вас больше всего удивила?
3. Почему вирусы относятся к неклеточным формам жизни?


Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений; формулировка и запись эмоциональной рефлексии в тетрадях.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.


6. Домашнее задание


Конспект. Подготовить сообщения о вирусах XXI века.

Запись домашнего задания; осмысление творческого задания; возможные вопросы и уточнения.

Регулятивные: постановка самостоятельной учебной задачи на основе соотнесения уже усвоенного материала и того, что ещё неизвестно; мобилизация своих сил к волевому усилию, возможности выбора путей и средств реализации.

Коммуникативные: организация планирования и прогнозирования.