Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"»
Технологическая карта урока по биологии
Тема: Вирусы - неклеточные формы жизни.
Предмет: биология
Группа: 377
Тип урока: урок освоения новых знаний
Форма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.
Тема: Вирусы.
Цель: изучение особенностей неклеточных форм жизни.
Задачи:
Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни — вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики.
Развивающая. Развивать умения видеть проблему и находить пути ее решения, искать ответы на поставленные вопросы, формировать навыки работы с дополнительными источниками информации.
Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение учащихся при работе в группе, толерантное отношение к ВИЧ+
Планируемые результаты:
1. Метапредметные:
а) познавательные: уметь находить, использовать и анализировать нужную информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить высказывания, структурировать изучаемый материал;
б) коммуникативные: слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах и в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли правильно и доступно.
в) регулятивные: уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять коррекцию, самоконтроль, рефлексию и самоанализ.
2. Предметные:
сформировать понятие «вирусы», расширить знания по клеточной теории; формировать понятие «вирусные болезни», «бактериофаги», познакомить с самыми распространенными вирусными болезнями, путями заражения ВИЧ и мерами профилактики.
3. Личностные:
воспитывать и совершенствовать культуру общения с педагогом и одногруппниками; выстраивать собственное целостное мировоззрение, развивать санитарно-гигиеническое мышление; воспитывать сочувствие и участие к больным людям.
Основные понятия:
Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид, вирион.
Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика; небиологические дисциплины: история, статистика.
Ресурсы:
Литература:
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004
Рувинский А.О. Общая биология.Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1998.
Интернет-ресурсы:
www.bio.nature.ru/
http://bio.1september.ru
Технологическая карта на основе формирования УУД
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Мотивирование к активной деятельности | Приветствие учеников и всех присутствующих; Постановка проблемы, мотивация к активной деятельности, ознакомление с формами работы на уроке. | Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию. Коммуникативные: учебное сотрудничество с преподавателем и одногруппниками. Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией. |
2. Актуализация знаний обучающихся | Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы в форме эстафеты. | Постановка правильных вопросов, поиск грамотных ответов; развитие умения оценки своих сверстников и самооценки; коррекция ответов. | Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы. Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности. |
3. Усвоение новых знаний | Активизация знаний. Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации в формах работы в группах, просмотра презентации, заполнения конспектов. Демонстрация прибора для измерения анализа на ВИЧ
| Индивидуальная работа с заполнением конспекта по презентации «Вирусы неклеточные формы жизни» ознакомление с презентациями. | Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений, создание прзентаций; умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию. Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; в работе по проведению конференции – общие цели, задачи. |
4. Первичное закрепление | Организация работы в группах для участия в викторине «Что мы знаем о ВИЧ,СПИДе?» установление осознанности восприятия и первичного обобщения. Выявление команды победителя. | Активное участие в викторине «Что мы знаем о ВИЧ,СПИДе?» высказывание собственного мнения в блиц-турнире; | Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера. |
5. Рефлексия | Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии. 1. Что нового вы узнали о вирусах? 2. Какая особенность вирусов вас больше всего удивила? 3. Почему вирусы относятся к неклеточным формам жизни?
| Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений; формулировка и запись эмоциональной рефлексии в тетрадях. | Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку. Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли. Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию. |
6. Домашнее задание | Конспект. Подготовить сообщения о вирусах XXI века. | Запись домашнего задания; осмысление творческого задания; возможные вопросы и уточнения. | Регулятивные: постановка самостоятельной учебной задачи на основе соотнесения уже усвоенного материала и того, что ещё неизвестно; мобилизация своих сил к волевому усилию, возможности выбора путей и средств реализации. Коммуникативные: организация планирования и прогнозирования. |