СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовое дополнение к уроку по сварочным приспособлениям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовоедополнение а уроку по сварочным приспособлениям

Просмотр содержимого документа
«Текстовое дополнение к уроку по сварочным приспособлениям»

Методическая разработка открытого урока по материаловедению на тему

«Принадлежности и приспособления сварщика»

Тема «Принадлежности и приспособления сварщика» - одна из ключевых тема курса предмета . Знания, полученные в ходе занятия необходимы в профессиональной деятельности рабочих, так как сборка под сварку занимает около 30 % рабочего времени.

В результате изучения темы учащиеся должны усвоить основные инструменты и приспособления, свойства, маркировку, область применения.

Учащиеся должны уметь пользоваться и применять по мере необходимости и технологичности основные инструменты и приспособления.

Познавательная деятельность учащихся на воспроизводящем и на творческом уровнях происходит под руководством преподавателя, степень и форма этого руководства зависит от наличия у учащихся определенного запаса знаний и умений оперировать ими.

Урок делится на 6 этапов – учебных элементов, каждый из которых имеет свою цель. Первый этап – организационный момент. Цель первого этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, сформировать у учащихся представление о содержании урока, поставить учебные цели, ознакомить с предполагаемыми результатами и способами проверки. 2-ой этап – актуализация опорных знаний; цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся для активной работы на следующем этапе. На 3-ем этапе – обобщении знаний – формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Принадлежности и приспособления сварщика». Показателем реального результата решения этой задачи является продуктивная деятельность учащихся по классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей. 4-ый этап – изложение нового материала, выявление уровня овладения знаниями, проверка понимания материала. На 5-ом этапе - отметить положительные и отрицательные моменты, дать анализ и оценку успешности достижения цели, информацию о реальных результатах. На 6-ом этапе - разъяснить методику выполнения домашнего задания. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент (вводное слово преподавателя, постановка задач урока и ознакомление с ходом урока).

  2. Мотивация и целепологание: В сварочном производстве, как и в строительстве, практически невозможно обходиться без сборочных инструментов и приспособлений.

Особенно при единичном и мелкосерийном производстве. И прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, нам необходимо определить, какие элементы в конструкциях корпусов промышленных зданий вы знаете.

3. Контроль знаний

3.1. Экспресс-опрос:

3.1.1. Как называется стена здания, которая воспринимает основные нагрузки? (несущая)

3.1.2. Как называется стена здания, которая разделяет бытовые помещения или комнаты? (перегородка)

3.1.3. Назовите элемент перекрытия от осадков? (кровля)

      1. Из каких элементов состоит конструкция? (деталь, узел )

4. Изложение нового материала

Сборочный инструмент и приспособления

Сборочный инструмент. Сборочный инструмент служит для подготовки деталей к сборке, установки их в проектное положение и удержания деталей во время наложения прихваток. Применяются следующие ручные инструменты.

Скребок изготовляют из стали У7, У8, рабочую поверхность под­вергают закалке и остро затачивают. Скребки служат для снятия заусенцев, образовавшихся в результате обрезки кромок или свер­ления отверстии в деталях, для соскабливания с поверхности ме­талла ржавчины, окалины и грязи.

Ломики представляют собой стальной стержень длиной 1300... ...1500 мм, диаметром 25...30 мм. Один конец ломика оттянут на ко­нус, второй обработан в виде лопатки и загнут под углом 135°. Ло­миком сдвигают, подтягивают, подгоняют сопрягаемые элементы при сборке.

Молотки насаживают на рукоятку из дерева твердой и вязкой породы. Длина рукоятки 250...300 мм. Для прочного закрепления молотка на рукоятке конец ее расклинивают железной вставкой (клином). Применяют молотки массой от 750 г до 2 кг.

Кувалды закрепляют на рукоятке так же, как и молотки. Длина рукоятки 450...600 мм. Масса кувалды 3...16 кг. Ударами кувалды подгоняют и правят детали в процессе сборки.

Чтобы не поранить руки, рукоятку кувалды и молотка делают полированной.

Гаечные ключи (рис. а — в) применяют для завинчивания гаек. Конусообразной рукояткой ключей пользуются как ломиком.

Сборочные приспособления. При установке деталей в проектное положение применяют сборочные приспособления. С помощью этих приспособлений детали крепят между собой перед наложением прихваток, скрепляют для последующей электросварки их без наложения прихваток, доводят до проектного положения, устраняют смещения и фиксируют в проектном положении. Сборочные приспособления разделяют на инвентарные универсального типа, пригодные для сборки разнообразных конструкций, и специальные индивидуального назначения, которые служат для сборки отдельных конструкции. К инвентарным сборочным приспособлениям относятся прижимные, стяжные и распорные приспособления (рис)

Стальные струбцины (рис. а—в) служат для стягивания и временного закрепления между собой деталей. Один конец скобы струбцины имеет пятку с канавками, простроганными во взаимно перпендикулярных направлениях, что увеличивает сцепление струб­цины с изделием. Второй конец скобы поддерживает круглую гайку имеющую ленточную нарезку. В гайку ввернут винт. На конце винта, обращенного внутрь скобы, закреплена вращающаяся пятка, рабочая плоскость которой также имеет простроганные канавки. На другом конце винта свободно вставляется стержень.

Прижимные устройства (рис. г-и) с набором клиньев, прокладок и рычагов служат для установки в проектное положение и поджатия сборочных деталей различных конструкций.

Винтовые рамки (рис. к) предназначены для стягивания элементов двутаврового сечения (подкрановые балки, колонны, ригели). В двух траверсах, изготовленных из балки или швеллера № 12 или № 14, на концах сверлят по одному отверстию диаметром 24...30 мм. В отверстия пропускают стальные стержни диаметром 22...28 мм, имеющие на концах нарезку с гайками. Стягивают де­тали, навинчивая гайки.

Стяжные приспособления (рис.л, м)у так же как и прижим­ные устройства, предназначены для установки деталей в проект­ное положение и фиксации их перед постановкой прихваток или сварки.

Винтовые распорки (рис. 34, я) применяют при сборке различных конструкций из свальцованных деталей. Распорки предназначены для уничтожения эллипса обечаек и вмятин, правки изогнутых элементов. Распорка состоит из двух стержней с правой и левой прямоугольной нарезкой на концах, называемых тягами 1, которые ввинчиваются в корпус 2. Вращая корпус с помощью тяг, можно создать усилие в направлении распора двух элементов, расположен­ных по оси винтовых тяг. Некоторые винтовые тяги имеют концы в форме скоб для захвата деталей.

Для сборки листовых конструкций применяют стяжные прокладки и накладки, служащие для точной пригонки кромок соби­раемых листов.

Прокладки с оправками (рис. 35, а) служат для устранения сме­щения кромок и для выдерживания указанного на чертеже зазора между кромками стыкуемых листов. Прокладка 1 состоит из планки толщиной 2...4 мм (в зависимости от требуемой величины зазора между листами) с отверстиями для цилиндрическо­го стержня и конусной оправки 3. С одной стороны собираемых листов в отверстие планки вставляют оправку 2 — цилиндрический стержень, а с другой стороны забивают конусную оправку 3, благодаря чему устраняется поперечный сдвиг соединяемых листов, выравнивается положение кромок и обеспечивается заданный зазор между ними.

Для точного соединения собираемых листов между собой служат стяжные накладки из листа (рис. б) толщиной 20...25 мм или швеллеры (рис. ,в), имеющие два прямоугольных отверстия раз­мерами 50 на 100 мм, расположенные на расстоянии 300 мм одно от другого. С обеих сторон отверстий приварены упорные бруски из квадратной стали 30 на 30 мм. На собираемых листах по разметке наваривают сборочные квадратные шайбы с центральным отверстием диаметром 26...30 мм.

Закрепление накладки на стыке собираемых листов достигается постановкой оправок в отверстия шайб. Затем, забивая конусные оправки между шайбами и упорными брусками, выравнивают положение листов и перемещают их в ту или иную сторону для обеспечения проектного положения листов и необходимого зазора между их кромками.

Местное выравнивание поверхностей сопрягаемых листов выполняют обрезанным на клин уголком, забиваемым в приваренный вблизи к кромке коротыш из уголка - клиновое приспособление (рис. г).

Закрепление

Разъяснение по работе с измерительным инструментом и нанесением рисок на изделие ( линейка, штангельциркуль).

Задание для практической тренировке по нанесению размеров на изделие и решение конструкторской задачи:

Изобразить в натуральную величину размеры уголка.

Показать, используя чертеж, соединение двух деталей « на угол».

Изобразить усиление соединения.


5. Оценка знаний.

6. Домашнее задание