I. Мотивация к деятельности Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки)
– Я верю в вас и знаю – у вас все получится! | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Дети держась за руки, произносят слова хором вслух.
– Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! | Личностные: воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка; Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация имеющихся знаний Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. | Сегодня мы совершим путешествие в лес. И вы обязательно догадаетесь, какая буква будет главной гостьей на нашем уроке. - Отгадайте загадку- ключ: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы? – Правильно, это гриб (показ картинки) Учитель рассказывает историю, (На доске картинка леса с грибами) -Жил в лесу гриб лисичка со своими детками – грибочками. Один грибочек был непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом. «Ты кто?» – спросил грибка зверек. «Я- лисичка!»– ответил грибок. «Вот здорово! - обрадовался зверек, я – тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?» - Ты все перепутал,- ответил грибок, - охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить нас на сковородке» - Что за «лисички» встретились? - Кто из них прав? Почему же лисички не поняли друг друга? Учитель: Гриб – дитя леса. Какие же грибы могут встретиться нам в лесу? - А какой среди этих грибов лишний? Почему? Дети: Лишний гриб – мухомор, потому что он ядовитый. - Правильно! Показывая картинку мухомора, учитель спрашивает: - Какой первый звук слышится в этом слове? - Сколько таких звуков слышите в слове? - Чему же сегодня научимся? - Чертят схему слова, делят на слоги, выполняют звуко- буквенный анализ. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Дети, называя, срывают картинки грибов: груздь, масленок, подберезовик, мухомор… | Личностные: Интерес к языковой и речевой деятельности; первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.
Регулятивные: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
Познавательные: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);
Коммуникативные: Слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; принимать участие в диалоге; Предметные: Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [м]; |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание Цели: 1.Зафиксировать причину затруднения. 2. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. -
| Продолжаем путешествие. Грибок вывел нас на поляну, на которой кто- то был. - Кто же это? - Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. - О чем они говорят? Учитель: они сочиняют стихи, играют в рифму. а) Каждый день и каждый час мы твердим упрямо: нет на свете никого лучше нашей …МАМЫ б) Кушай красный помидор, но не кушай …МУХОМОР! в)В лесу нет доктора важней, чем бойкий рыжий …МУРАВЕЙ - Вспомните, кого мы встретили на полянке?
Что общего во всех отгаданных словах? Сравните два слова: Мыша и Миша - Какие звуки можно слышать в речи? - С какой буквы будете писать эти слова? Почему?
| Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Личностные: Интерес к языковой и речевой деятельности; первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к природе; Коммуникативные: Слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Познавательные: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Предметные: Сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы М, м; использовать заглавную букву в именах собственных. |
IV. Совместное открытие знания -
Цель - Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы М, м; | Пальчиковая гимнастика Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Капуста» Мы капусту рубим, мы морковку трем, мы капусту солим, мы капусту жмем… Правила посадки за столом во время письма Будем учиться писать строчную букву м. – Откройте с. 6. Посмотрите, из каких элементов состоит буква м? Сравним ее с печатной буквой. Показ и объяснение учителем написания буквы м. Просмотр анимированного плаката написания буквы м – Выполним письмо буквы в воздухе. – Пропишите букву по контурным линиям обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения. – Напишите букву м. «То вниз, то вверх бежит перо, рисуя букву «эм», — как бы спускаешься в метро и вверх идешь затем». (С. Маршак.) – Напишите слоги-слияния ма, ме, мы. Как будете соединять буквы в слогах? – Напишите слова мир, мама. Как будете соединять буквы в словах? - что можно сказать о звуках в начале этих слов? – Как вы ласково называете свою маму? – Чаще называйте маму ласково, ласковое слово сердце греет.
Прочитайте предложение на с.6. В нем пропущены слова, которые изображены при помощи модели. – Рассмотрим схемы-модели этих слов. – Сколько слогов в первом слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? Во втором? – Из чего состоит первый слог? Второй слог? – Какое слово пропущено? Аналогично проводится работа со словом мир – Спишите без ошибок с печатного шрифта предложение Клава мыла руки с мылом (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, напоминает правила посадки и положения тетради. Физминутка – Откройте с. 7. Обведите по контуру элементы заглавной буквы М. – Рассмотрите заглавную букву М. Из каких элементов о Просмотр анимированного плаката написания буквы м. Обведите элементы буквы по контурным линиям. – Напишите букву М по элементам: в воздухе, на доске, в тетради. – Напишите заглавную букву М в прописи. – Напишите слоги с заглавной буквой М: Ма, Му, Мы. Учитель обращает внимание на виды соединений букв в слогах. – Напишите слово Мурка. – Проведем звуко-буквенный анализ слова Мурка. – Запишите это слово. Аналогично проводится работа над схемой слова молоко. | Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Слушают учителя. Рассматривают строчную букву м, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой. Выполняют письмо в воздухе, в прописи. Пишут по контурным линиям. Письмо буквы м под счет. Письмо слогов. Письмо слов. В слове «мир» - мягкий звук, в слове «мама» - твердый звук Мамочка, мамуленька, мамулечка.
Отвечают на вопросы Обводят по контуру элементы заглавной буквы. Рассматривают прописную букву М, прописывают элементы буквы, букву М, слоги и слово. Проводят звуко-буквенный анализ. – Клички животных пишутся с большой буквы | Познавательные: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в словесную форму под руководством учителя; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях
Регулятивные: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
Предметные: Сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы М, м; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [м]; использовать заглавную букву в именах собственных. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Цель – научить писать слова с изученными буквами по правилу | Работа с моделями и словами. – Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Что вам помогло узнать имена ребят? Запишите имена.(Маша, Миша, Митя, Мила.) | | Личностные: Интерес к языковой и речевой деятельности; первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; Познавательные: Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: Слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Предметные: Использовать заглавную букву в именах собственных. |