Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Видообразование" проведенного в 9-х классах»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Домодедовская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока на основе ФГОС II поколения по теме «Паразитические плоские черви, или Гельминты»
Разработала: учитель биологии,
Рыбакова А.Э.
Разработка открытого урока на основе ФГОС II поколения
УРОК
"Паразитические плоские черви, или Гельминты»
7класс.
Цели:
1)образовательная:
- создать условия для получения обучающимися знаний о паразитических плоских червях, их образе жизни, развитии, размножении; познакомиться с классификацией плоских червей; выявить общие признаки типа Плоские черви; познакомиться с новыми терминами и понятиями.
2)развивающая:
- создать условия для развития предметных компетенций посредством выделения существенных признаков паразитических червей, сравнения их с другими группами организмов, умения делать умозаключения на основе сравнения, узнавать и называть паразитических плоских червей на рисунках;
3)воспитательная:
- понимание важности мер защиты от заражения гельминтами; выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей.
ФормированиеиразвитиеУУД:
1) личностных: формирование способности обучающихся давать самооценку своей деятельности на уроке, личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений; построение системы моральных ценностей;
2) регулятивных: формирование способностей обучающихся ставить учебные задачи, планировать работу, умение оценивать свою деятельность в соответствии с критериями, умение вести записи в тетради;
3) познавательных: формировать умения выделять главную мысль в тексте, ставить вопросы разного уровня к тексту, описывать, сравнивать, обобщать, соотносить изучаемый материал с уже изученным, формулировать проблему. Оперировать понятиями;
4) коммуникативных: формировать умение работать в команде, проявлять инициативу и сотрудничество в поиске верного решения, владение монологической и диалогической формами речи; осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера; определять функции и способы взаимодействия участников групп.
Задачи урока: посредством развития универсальных учебных действий создать условия для формирования компетенций:
1) личностных: знание основных признаков и правил отношения к живой природе, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам:
2) метапредметных: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, доказывать, делать выводы; умение работать с разными источниками биологической информации;
3) предметных – посредством выделения существенных признаков паразитических плоских червей, умения классифицировать, определять значение, различать на таблицах и других наглядных пособиях плоских червей.
Тип урока: комбинированный урок
.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые.
Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании.
Образовательная технология: развитие критического мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока; раздаточный материал.
УМК: ПасечникВ.В., Суматохин С. В.. Биология 7 класс. М.: Просвещение, 2014г.
Ход урока
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап | До начала урока расставляет таблички на парты с фамилиями обучающихся – для работы в группах. Группы подбираются дифференцированно. | До начала урока дети рассаживаются за парты, согласно спискам групп. |
| Приветствие. Организация рабочих мест. - Ребята сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Я знаю, все вы молодцы и надеюсь, что сегодня мы это увидим. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу. Мы начинаем наш урок. | Приветствие. Организация рабочих мест. Улыбаются друг другу. |
II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Вызов | ¾ Ребята, давайте вспомним, каких животных относят к группе червей.Слайд №1 ¾ Каковы особенности жизни плоских червей. ¾ Какое строение они имеют. ¾ Какие классы различают в типе Плоские черви. Слайд № 2 ¾ Каковы особенности строения и образа жизни ресничных червей. Слайд № 3 | ответы детей на поставленные вопросы. |
| ¾ Ребята, вы сказали, что в типе плоских червей различают 3 класса. Мы познакомились с одним классом «Ресничные черви». ¾ Значит, сегодня мы будем знакомиться … ¾ Представители данных классов являются паразитическими червями. Кто-то может сказать, что такое паразитизм? ¾ Давайте сформулируем тему и цель нашего урока нашего урока. Слайд № 4, 5 | Называют: сосальщиками и ленточными червями. Паразитизм- взаимодействие живых организмов, при котором одни питаются живыми тканями и клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания. Один организм называют паразитом, другой – хозяином. Называют: Паразитические плоские черви (тема). Познакомиться со строением, развитием паразитических червей; путями заражения и методами борьбы с ними (цель). |
| - Ребята, а как вы думаете, почему женщины чаще заражаются паразитическими плоскими червями? - чтобы правильно ответить на мой вопрос нам необходимо изучить новый материал. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы будет своё задание, над которым она будет работать и затем кто – то из группы выступит и объяснит всем ребятам. Но вначале немного послушайте меня. Сегодня мы познакомимся с представителями класса Сосальщики – печеночным сосальщиком и Ленточных червей – бычьим цепнем. Слайд № 6 Они имеют ряд особенностей. Слайд № 7 - Особенности паразитических червей: Имеют органы прикрепления Имеют защитные покровы Недоразвиты многие органы Обладают высокой плодовитостью | Примерные ответы детей. |
III. Первичное усвоение новых знаний (осмысление) | Приступаем к работе. Задание для первой группы: Какие приспособления сосальщиков характеризуют их паразитический образ жизни? Как размножается печеночный сосальщик? (1 группа) Чтобы ответить на мои вопросы, прочитайте пункт №1и №2 §12 на стр. 47,49 и в тетрадях сделайте краткую запись. Задание для второй группы: Каковы особенности строения и образа жизни ленточных червей? Как человек заражается бычьим цепнем? (2 группа) Чтобы ответить на мой вопрос, прочитайте пункт №3 и №4 §12 на стр. 50 и в тетрадях сделайте краткую запись. - А как организовать работу в группе так, чтобы не мешать, а помогать друг другу? (акцентировать внимание обучающихся на необходимость взаимного уважения, умения выслушать чужую точку зрения, распределения обязанностей в группе, обмен результатами деятельности). - Итак, приступаем к выполнению заданий. | Читают пункт, делают записи в тетрадях. Читают пункт, делают записи в тетрадях. Работают в группах с разными источниками информации. Читают текст учебника стр. 47-50. |
IV. Первичная проверка понимания | - Время вышло, давайте теперь поговорим, что же нам необходимо знать о паразитических плоских червях.Слайды № 8-14 по ходу объяснения детей. -Какие все молодцы. Очень хорошо справились с заданием. - Каждой группе было дано задание найти информацию о других паразитических плоских червях. Слово первой группе (эхинококк) Слайд № 15.Спасибо молодцы. Послушаем вторую группу (свиной цепень)Слайд № 16-17. Спасибо молодцы. | Выступление представителей групп. Идет взаимообучение, обмен информацией между группами. |
V. Первичное закрепление | Скажите, теперь вы можете ответить на мой вопрос заданный вам перед изучением нового материала? -Давайте сделаем вывод, как предохранить себя от заражения паразитическими плоскими червями.Слайд № 18. Лабиринт «Найти пару» Сравнивают с эталоном. Слайд № 19 | Ответы детей. Записывают в тетрадь. Находят по лабиринту соответствующие друг другу пары рисунков. Исправляют допущенные ошибки. |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. | Прочитать § 12, ответить на вопросы. В печатных тетрадях выполнить №36, 37Слайд № 20 | Записывают домашнее задание. |
VII. Рефлексия | Проанализируйте свое продвижение по лесенке успеха на уроке, поставив какой либо значок на лесенке. Слайд № 21 Спасибо всем за работу. Слайд № 22 Называет оценки. Урок окончен. | Обучающиеся анализируют своё продвижение. |
Приложение №2
Проанализируйте свое продвижение по лесенке успеха на уроке, поставив какой либо значок на лесенке
