Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Душина. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 6 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Малиновский. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир». Рабочая программа по географии для 6 класса (35 часов, 1 час в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
- развивать познавательный интерес обучающихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Курс географии предназначен для изучения в шестом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 11-12 лет). Особенности возрастного периода ребенка 11-12 лет характеризуются нестабильным эмоциональным поведением. Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом. Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав.
Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 35часов, 1 час в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
№ урока | Тема урока | Дата проведе-ния | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) | Виды деятельности | Практическая работа | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы. | | Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий. | планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» | | П. 1- 2 |
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (9 часов) |
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 часа) |
2. | Понятие о плане местности. Масштаб. Стартовый контроль. | | Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности. | Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный | Практикум 1. Изображение здания школы в масштабе. | П. 3-4 |
3. | Стороны горизонта. Ориентирование. | | Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять азимут, направление. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | Практикум 2. Определение направлений и азимутов по плану. | П.5 |
4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | | Называть и давать определение терминам; читать план. | Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. | Изображение с помощью горизонталей холма и впадин. | П. 6 |
5. | Составление простейших планов местности. | | Производить простейшую съемку местности; определять направления, расстояния на плане, карте и местности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | Составление плана местности методом маршрутной съемки | Практикум 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. | П. 7 |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 часов) |
6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | | Давать определение понятиям, знать размеры Земли; читать карту; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; | Выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | | П. 8 -9 |
7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | | Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; | Участвовать в совместной деятельности. Сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | | П. 10 |
8. | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | | Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению. | Определение географических координат объектов. | Практикум 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | П. 11-12 |
9. | Изображение на физических картах высот и глубин. | | Читать план местности и карту; определять по карте высоты и глубины. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по картам высот и глубин объектов. | | П. 13 |
10. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | | | | | Выполнение тестовых заданий | | |
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (22 часа) | |
ЛИТОСФЕРА (5 часов) | |
11. | Земля и ее внутреннее строение | | Объяснять значение терминов; виды земной коры; внутреннее строение Земли. | Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | | П. 14 |
12. | Движение земной коры. Вулканизм. | | Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулкана. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. | | П. 15 |
13. | Рельеф суши. Горы. Текущий контроль за 1 полугодие. | | Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек. | Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. | | П. 16 |
14. | Равнины суши. | | Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | Практикум 5. Составление описания форм рельефа. | П. 17 |
15. | Рельеф дна Мирового океана | | Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой. | Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, серединно-океанических хребтов океанов. | | П. 18 |
ГИДРОСФЕРА (6 часов) | |
16. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | | Называть и показывать основные географические объекты. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Составление схемы мирового круговорота воды. | Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. | П. 19-20 |
17. | Движение воды в океане | | Объяснять особенности движения вод в Мировом океане. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны | Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | П. 21 |
18. | Подземные воды. | | Объяснять значение терминов; объяснять способы образования подземных вод. | Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | .Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды» | Знакомство с грунтовыми водами на экскурсии. | П. 22 |
19. | Реки. | | Называть и показывать на карте части реки; давать определения терминам; наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Описание реки своей местности по плану. | Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов. | П. 23 |
20. | Озера. | | Виды озерных котловин; составлять краткую характеристику объекта по плану. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. | Практикум 6. Составление описания внутренних вод. | П. 24 |
21. | Ледники. | | Называть и объяснять термины; объяснять происхождение ледников и вечной мерзлоты; показывать на карте. | применять методы информационного поиска; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границ зоны вечной мерзлоты. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | | П. 25 |
АТМОСФЕРА (7 часов) |
22. | Атмосфера: строение, значение, изучение. | | Объяснять строение, значение атмосферы; объяснять особенности циркуляции атмосферы. | уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | формирование навыков самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | | П. 26 |
23. | Температура воздуха. | | Определять температуру воздуха, амплитуды температур. | осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | Практикум 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | П. 27 |
24. | Атмосферное давление. Ветер. | | Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра. | Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование познавательного интереса к предмету изучения | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение рисунка: изображение направления движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | Практикум 8. Построение розы ветров. | П. 28 |
25. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | | Знать виды атмосферных осадков; объяснять способ определения влажности; измерение количества атмосферных осадков. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | Практикум 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | П. 29 |
26. | Погода. Климат. | | Описывать погоду и климат своей местности. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование. | | П. 30 |
27. | Причины, влияющие на климат. | | Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать на карте; объяснять причину образования. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. | | П.31 |
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4часа) |
28. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | | Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов на природу Земли. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Рассказы о заповедниках, национальных парках и представителях растительного и животного мира. | Обозначение на контурной карте границ природных зон. | П. 32 |
29. | Распространение организмов в Мировом океане. | | Объяснять воздействие организмов на земные оболочки | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Работа в группах: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. | | П. 32 |
30. | Природный комплекс. | | Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Изучение ПК своей местности и их описание по плану. | Практикум 10. Составление характеристики природного комплекса. | П. 33 |
31. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.» | | | | | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | | |
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа) |
32. | Население Земли | | Уметь рассказывать о численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческого музея. | Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее заселенных стран; городов с населением более 10 млн. человек. | П. 34 |
33. | Человек и природа. Итоговый контроль за 2 полугодие | | Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Показывать районы распространения стихийных природных явлений на карте мира. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий. | | |
34. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | | | | | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | | |
35. | Работа с картой. | | | | | | | |